Карантинные меры могут сократить количество детсадов в Казахстане

Как передает Межведомственная комиссия по нераспространению коронавируса, с 1 июня в Казахстане вновь откроются детские сады, но с некоторыми ограничениями. В детских садах сформируют дежурные группы (не более 15 человек в каждой возрастной. По причине ограничения количества мест в детских садах «под угрозой исчезновения» оказались частные дошкольные учреждения. С чем это связано, и каково сегодняшнее положение дошкольного образования в Казахстане?

Карантинные меры могут сократить количество детсадов в Казахстане

Работать можно, но нельзя

Очередного открытия детсадов родители малышей ждут с «замиранием» сердца. Переживают, как бы государство снова не «приняло меры». Родители негодуют: сначала власти сообщают, что детские сады в ограниченном режиме заработают на днях. После этого информацию опровергают. А самим дошкольным учреждениям представили список требований из десятков пунктов, выполнить которые нелегко самому требовательному директору. Тем временем от этой неопределенности страдает финансовое положение многих семей, ведь вместо того, чтобы работать, трудоспособный родитель вынужден отказаться от заработка и находиться дома с детьми.

К слову, в Казахстане пытались запустить деятельность детсадов уже несколько раз, но безуспешно. К примеру, дошкольные учреждения в Уральске возобновили работу еще 20 мая, однако решением оперативного штаба при акимате города их вновь закрыли с 25 мая. По словам акима Уральска Аббата Шыныбекова, эти меры были необходимы, так как заразились два работника детсада.

В каком сегодня положении оказалась деятельность детских садов, рассказала в одном из своих интервью директор частного детского сада Алматы «Дочки-сыночки» Ольга Бутко.

— Что известно по поводу открытия после карантина детских садов? Информация публикуется разная, но дети продолжают сидеть по домам. Я состою в чате директоров детских садов и вижу, как коллеги пытаются получить хоть какую-то информацию. Они звонят в оперативный штаб, управление образования, акимат, СЭС. Везде нам говорят, что нет ни приказа, ни постановления на возобновление работы детских садов. Как следствие, нам пока не дали разрешения на работу. Мы спрашиваем о требованиях, которые будут предъявлять. Нам отвечают, что какие-то требования будут, придется проходить аудит. Но конкретики никакой. И все в устном виде. Единственный совет — следить за новостями. Но в новостях уже сказали, что мы должны работать. То есть выглядит это так: работать можно, но нельзя, иначе штраф и закрытие.

Как пояснила Ольга, если начать работу без прохождения аудита, то размер штрафа для малого бизнеса составит 100 МРП (277 800 тенге), для среднего — 200 МРП (555 600 тенге). Выяснить, что нужно для прохождения аудита, также не представляется возможным — никакой конкретики.

— Если представители власти придут посмотреть, помыты ли в саду полы, мне эта логика непонятна, — рассуждает директор, — для чего тратить государственные ресурсы, если и так понятно, что полы в детсадах моют все и всегда. И делают это вне зависимости от карантина. Если аудит подразумевает наличие некоего списка санитайзеров, масок, перчаток и других средств защиты, такую информацию мы можем дать в электронном виде. Мы ведь не на базаре все это закупаем, а потому имеем счета-фактуры.

Как признается Ольга Бутко, первоначальный список средств защиты поверг администрацию детсада в шок: противочумные костюмы каждому сотруднику, по три маски и три пары перчаток на сотрудника в день, шапочки одноразовые.

— Я посчитала: в месяц на все это детский сад с 12-15 сотрудниками потратит примерно полмиллиона тенге. Потом список меняли, присылали нам в электронном виде бумаги с серьезными шапками, но без подписей и печатей. Для чего распространять такие «документы», я не знаю.

Еще одно требование к детским садам в случае открытия — кроватки нужно расставить на метр друг от друга.

— Какой в этом смысл? Дети в течение дня общаются, вместе едят за одним столом, занимаются рядом за столиками, играют одними и теми же игрушками. Это же дети! И после всего этого мы должны расставлять кроватки в метре друг от друга? — возмущается Ольга.

Большое непонимание также вызывают справки об эпидокружении для самих детей. — Справка то нужна, то нет. А взять ее можно только в поликлинике, куда нам настоятельно рекомендовали не ходить. Дети сидели два месяца дома на карантине, то есть в здоровом эпидокружении. Зачем тащить их туда, где точно можно что-нибудь подхватить?

По сути при желании эти справки можно купить за «чисто символическую» сумму у не совсем добросовестного доктора, который даже не поинтересуется, были ли в окружении конкретного ребенка случаи заражения или нет.

Если говорить о дежурных группах, то, по сообщению Ольги Бутко, количество семей, где родителям срочно нужно выйти на работу, а детей оставить не с кем, в Алматы примерно 20 процентов. Но на деле устроить ребенка в детский сад получается только у тех, у кого действительно экстренный случай. Единственный выход из этой ситуации для остальных родителей — удаленная работа.

Но для коммерческого детского сада 20 процентов посещаемости — это провал и банкротство. Как стало известно по информации на конец мая, частные детские сады в стране находятся под угрозой закрытия...

На грани фола

Как заявили на совещании, организованном Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» с участием учредителей частных детских садов, Ассоциации дополнительного образования, а также ассоциации «Билиминвест», после карантина под угрозой закрытия оказались 4428 частных дошкольных учреждений. Одним словом, сегодня около 339 тысяч детей не имеют возможности посещать сады. Это связано с тем, что с 12 мая этого года госзаказ будет оплачиваться только за фактическое количество детей. А сейчас в детских садах есть каждого ребенка в размере 23 869 тенге на душу населения. Вопрос годовых цен не учитывался. Только в 2017 году приняли новую методологию. Но это еще не реализовано. Теперь, если государство предоставит его в соответствии с количеством детей в группе, частные детские сады будут закрыты. Кроме того, финансовая поддержка сотрудников является обязанностью учредителя. Это необоснованно. Мы не имеем права превышать 16 тысяч тенге и брать эти деньги из карманов родителей. Кроме того, сейчас родители боятся отправлять своих детей в детский сад, — сказала Шолпан Утегенова.

Стоит отметить, что в сфере дошкольного образования более 60 процентов частных детских садов работают без государственного заказа, только за счет родителей.

— В связи с этим около 70 тысяч человек могут оказаться без средств к существованию. Рано или поздно коронавирусную инфекцию мы все-таки одолеем, карантин закончится. Куда детям выходить? Понятно, что государство не сможет создать столько мест в государственных садах. Мы с Министерством образования обсуждали, что все-таки нужно поддержать сейчас частные сады, чтобы они могли платить зарплату сотрудникам, хотя бы минимальную, чтобы детсады не закрылись, а когда мы закончим карантинный период, чтобы детям было куда возвращаться, — заявил Олжас Ордабаев.

Кроме этого, бизнесмены отмечают, что в регионах, где заработали дежурные группы, детские сады посещает очень мало детей. По их словам, содержать садик ради двух-трех детей невыгодно предпринимателям. Поэтому эти группы закрываются.

Возможно, выход из этой ситуации действительно можно было бы найти с помощью государственного финансирования дошкольных учреждений. Однако нужно понимать, что для того, чтобы детские сады вернулись «в строй», на это может уйти неизвестное количество времени и средств в зависимости от того, как далее будет развиваться эпидемиологическая обстановка в стране.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру