В Казахстане чугунные люки оборудуют датчиками слежения

В столице Казахстана запустили пилотный проект, направленный на сокращение числа эпизодов краж канализационных люков.

Под чугунные крышки колодцев установили специальные датчики. Они срабатывают в случае, если люк пробуют открыть.

Городские власти оборудовали такими приборами 10 точек и до конца зимы планируют довести их число до 30 единиц. Всего же в Нур-Султане более 100 тысяч колодцев (в Алматы — более 200 тысяч). Известна и стоимость этого устройства — 20 тысяч тенге за единицу.

В столице Казахстана запустили пилотный проект, направленный на сокращение числа эпизодов краж канализационных люков.

«Сейчас составляем бизнес-модель. Скорее всего это будет ГЧП-проект. Мы работаем с несколькими поставщиками. Финансовая модель будет заключаться не только в установке датчиков, а именно в комплексности: где-то датчики установят, где-то — крышки, где-то — решетки. За счет этого будем удешевлять проект», — сообщила руководитель городского центра «iKomek» Жаннат Дубирова.

Проблема воровства крышек люков стара, однако радикальных мер до сих пор никто не принял. Этот промысел получил резкий скачок в середине девяностых, когда открылись первые частные пункты по приему металлолома.

Открытые люки — прямая угроза не только личному имуществу, но здоровью и жизни.

Глубина дренажных систем и колодцев разная и может варьироваться от 30 сантиметров до нескольких метров. Понятно, что падение даже с двухметровой высоты чревато серьезными последствиями. В столице Казахстана ежегодно воруют более сотни люков, а число пострадавших исчисляется десятками. Аналогичной статистикой могут «похвастаться» и многие другие города, и областные центры. И самое страшное, что в этих капканах гибнут и невинные дети.

«Мелкие» колодцы, оказавшиеся открытыми, тоже несут в себе большую угрозу. Например, если этот люк на проезжей части. Трагичный тому пример авария, произошедшая в 2017 году в Алматы на проспекте АльФараби. Тогда из-за пробитого об открытый люк колеса девушки были вынуждены остановить авто на проезжей части. И пока они ожидали помощи, в их автомобиль врезалась другая машина, причем в момент ДТП они находились на пути второго авто. Девушки получили серьезные травмы, одной из которых в результате ампутировали ноги.

Когда речь заходит о воровстве люков, во главу угла нужно ставить именно человеческие жизни. Предотвратить многочисленные травмы и даже жертвы можно и без привлечения колоссальных инвестиций.

Можно свести практически к нулю все риски, если установить внутри колодцев страховочные заграждения, препятствующие падению. Самый простой вариант — сварить из арматуры перекрестия, пусть даже крупного сечения, и этого будет достаточно, чтобы пешеход не упал в многометровый колодец.

Другой вид страховки и вовсе исключает использование железных материалов — это полиэфирные или капроновые сети. Аналогичные изделия, изготовленные из сверхпрочного материала, широко применяются в различных сферах: в спортивной, рыболовной и даже строительной. Достаточно сплести сетку и растянуть ее чуть ниже уровня крышки люка. Китайские брэнды предлагают массу готовых решений по цене всего дватри доллара за комплект, в который входят сплетенная сеть круглой формы и несколько оцинкованных крючков для ее закрепления. Все, что остается — провести монтаж. Дешево, сердито, а главное — эффективно.

Сигнал в никуда

Как правило, воруют люки маргинальные личности, которые не задумываются о тех последствиях, к которым может привести их желание легкой (если не учитывать вес) наживы. Однако не всегда они выступают инициаторами. То есть все чаще такие эпизоды стали происходить «на заказ».

Одно дело, когда пропадает только крышка люка и совершенно другое, когда выкорчевывают и обечайку — металлическое кольцо-основание, в которое установлена крышка. Стройка — дело тонкое, там люди умудряются воровать не только бесполезный металлолом, но и асфальт, причем КАМАЗами. Прорабу выгоднее пойти на сомнительную сделку и «заказать» люк с обечайкой за две-три тысячи тенге, чем покупать в магазине такой же за 20-30 тысяч. Конечно, заказчику при этом выставляют счет на полную стоимость, ну а разницу, естественно, никто не мешает положить себе в карман.

Одним из способов решения этой задачи может стать замена чугуна на альтернативные материалы.

В Казахстане уже есть предприниматели, которые готовы выпускать крышки из полимер-песчаной пластмассы. Технология давно известна: в качестве сырья используют пластик из переработанных бутылок, одноразовых шприцев, смешанных с песком. С песком в Казахстане проблем нет, с мусором — тоже. Комплект пресс-машины стоит от пяти тысяч долларов. Сумма несопоставима с теми, которую города тратят на восстановление украденных люков. За последние два года только в Алматы украли полторы тысячи люков. С учетом, что покупка и монтаж одного обходится в сумму от 20 до 50 тысяч тенге, подсчитать потери города несложно.

По мнению экспертов, на оживленных магистралях с интенсивным движением следует отдавать предпочтение классическому материалу — чугуну. Но во всех остальных случаях полимерные крышки могут стать достойной заменой. Для справки, люки, выполненные из полимерных материалов, способны выдерживать нагрузку от полутора до двадцати пяти тонн. При этом стоимость готового изделия составляет всего 11 тысяч тенге против 20-25 тысяч за чугунный аналог.

Налаживание производства пластиковых люков могло бы решить и еще одну проблему — сокращения количества мусора в городах. В Европе вы вряд ли увидите валяющуюся на асфальте пластиковую бутылку. И дело тут не только в культуре, хотя это важно, практически на всей зоне Евросоюза можно найти автоматы по обмену вторичной тары (будь то алюминиевые банки и пластиковые бутылки) на денежное вознаграждение.

Еще один важный момент. Если обратить внимание на те чугунные люки, которые установлены в городе сейчас, то и они между собой различаются. Даже между круглых люков присутствуют разные конфигурации: одни можно поднять и унести, а другие крепятся петлей к обечайке. Конечно, это не гарантия, однако желающих полакомиться этим куском будет значительно меньше. Кстати, в России сейчас все чаще стали использовать люки с антивандальными крышками. Они позволяют поднять крышку и сместить в сторону на 180 градусов, при этом рассоединить этот узел без лишнего шума не получится.

Не совсем понятно, как новомодные датчики, установленные на люки в НурСултане, будут препятствовать краже?! Вся операция по извлечению крышки люка занимает полторы-две минуты — в этом несложно убедиться, если изучить видеозаписи правонарушений, опубликованных в сети. Вряд ли группа быстрого реагирования будет выезжать на сигналы с люков. Единственный плюс датчиков заключается в том, что можно и без обхода узнать, где люки исчезли, чтобы опять поставить новые. Другое дело, если датчик будет работать в паре с сетью камер видеонаблюдения, но это уже про Лондон, а не про нас.

Точка G

За последние несколько лет коммунальщики предлагали множество способов борьбы с хищениями люков. Пытались пролоббировать запрет на прием металла частниками, проводили рейды по пунктам вместе с чиновниками и полицейскими. Ожидаемого результата меры не давали. Более того, раньше, еще десять лет назад, приходилось сталкиваться с противодействием силовиков, которые негласно «крышевали» чугунный бизнес.

«Вот мы знаем, что на этот пункт приема завезли наши люки, — рассказывает директор ГКП «Костанай Су» Игорь Киселев. — Приезжаем с полицией. Там находятся защитники: говорят, что мы вторгаемся на частную территорию. Потом начинаются звонки — почему мы приехали именно на этот пункт, почему в чужие карманы заглядываем. Короче, мы несколько раз совались в эти пункты и ушли ни с чем». Материалы с аналогичным содержанием в казахстанских СМИ были не редкостью. Изменилась ли ситуация сегодня?!

Можно долго и упорно ловить воров, однако ситуация не изменится до тех пор, пока у них будут оставаться точки сбыта. Те нормы контроля, которые есть сейчас, попросту не работают.

Что гласит буква закона? За хищение люков предусмотрена уголовная ответственность по статье 188 УК — кража, то есть тайное хищение чужого имущества. Получается, самого человека, который совершил кражу, могут приговорить как к штрафу в 1000 МРП, так и лишить свободы максимум до 10 лет. За приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, субъект может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 196 УК. То есть помимо штрафа максимум, что грозит скупщику, — это арест на срок до 40 суток. Но! И к этой мере наказания привлечь сложно, поскольку тут ключевую роль играет формулировка «если бы знал или был уведомлен о том, что приобретает имущество, добытое преступным путем». Как правило, этот факт является основанием освобождения лица от привлечения к уголовной ответственности.

Нужна ли эта лазейка? Особенно если вспомнить, что открытые люки приводят к трагедиям.

Приемщики металлов, по сути, становятся сопричастными к гибели людей. А если речь идет о лишении человека жизни, то о каких компромиссах, условных сроках и тем более штрафах может идти речь? Закон должен быть жесток именно по отношению к «бизнесменам», принимающим металл. Нашли на участке целый или раздробленный люк — получи реальный срок. В противном случае ситуация не изменится. А «цифровизация» люков станет еще одним легальным способом нажиться за счет госбюджета.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру