Десятки тысяч детей по всему Казахстану ожидают своей очереди в детский сад

Несмотря на то, что во всех городах Казахстана идет активное строительство дошкольных учреждений, их не хватает. Отсюда и многотысячные очереди в государственные детсады. Сегодня свыше 45 тысяч маленьких алматинцев ждут своей очереди. Чтобы уменьшить нагрузку на государственные дошкольные учреждения, в рамках государственно-частного партнерства требования к дошкольным детским учреждениям существенно смягчили.

Десятки тысяч детей по всему Казахстану ожидают своей очереди в детский сад

Наиболее эффективным инструментом для решения проблемы дефицита мест стало размещение государственного образовательного заказа в частных садах. Этот метод уже опробовали в таких городах, как Алматы, Нур-Султан, Семей, Костанай. Как это решило проблему, и что важно в работе детских дошкольных учреждений?

Кто успел, тот и съел

По данным Министерства образования РК, северная и южная столицы Казахстана испытывают самый большой дефицит мест в детских садах. К примеру, в Нур-Султане очередь в детские сады составляет 27 тысяч человек (ежедневно в столице рождаются 70 детей, это 26 тысяч новорожденных в год), в Алматы — 45 тысяч, в Туркестанской области — 24 тысячи. Эти показатели объясняют высокой рождаемостью и миграцией людей в эти регионы.

Еще в 2012 году дошкольное образование для своих детей могло позволить чуть больше половины нуждающихся семей. Как только малыш появлялся на свет, родители сразу же ставили его в очередь в детский сад, так как знали: получить желаемое место не так просто. А те, кто не привык простаивать свое время в очередях, находили подход к детсадам, мотивируя непосредственно руководство, проще говоря, через взятки. Согласно данным надзорного органа Казахстана, средняя сумма по республике за досрочный прием составила 33 550 тенге, при этом варьируясь от пяти до 200 тысяч тенге за место в зависимости от региона. По сути, вся система устройства ребенка в детский сад работала по типу «кто успел, тот и съел».

Те же, кто не дожидался очереди в государственные детсады и оказывался не в состоянии платить огромные деньги частникам, были вынуждены воспитывать детей дома. Повезло родителям, которым могут помочь бабушки и дедушки. Если они готовы присмотреть за ребенком, пока родители на работе, проблема решена. По данным прошлого года, на дому воспитывалось около 407 тысяч детей.

Сможем, если захотим!

Эти проблемы озаботили все регионы Казахстана. Одним из способов их решения стала передача детских садов в частные руки. Последние несколько лет этот метод работает в таких городах, как Алматы, Нур-Султан, Семей и Костанай. В соответствии с законодательством учреждения образования могут находиться в доверительном управлении до 30 лет. При этом частным предпринимателям предоставляют государственную поддержку, в том числе возмещение инвестиционных и операционных затрат.

Также для увеличения количества детских учреждений дошкольного образования смягчили требования по их организации и содержанию. Одним из основных факторов стало разрешение содержать детсады в арендованных помещениях. Дошкольникам, которые посещают садик на несколько часов, позволяют приносить домашнюю еду с собой в контейнере. При условии, что руководители детских садов заключают договора по организации питания со специализированными компаниями.

Такие нововведения отчасти смогли решить проблему дефицита мест в детских садах. Ее решению также способствует государственный заказ в частных детских учреждениях.

Только за прошлый год в республике открыли 79 частных садов. Это рекордная цифра для Казахстана за столь короткие сроки. И уже в следующем году планируют размещение государственного образовательного заказа в частных детских садах уже на 28 000 мест. На эти цели выделили пять миллиардов тенге.

Что касается стоимости посещения детсадов, то средняя цена одного дня нахождения там в марте 2019 года в Казахстане составила 812 тенге. За нахождение малыша в саду в течение 20 рабочих дней в среднем нужно заплатить 16 240 тенге. Самая высокая стоимость одного дня в детском учреждении — в Нур-Султане и Алматы. Так, в столице цена за один день в садике составляла 1940 тенге, в Алматы — 1686. В Актау эта сумма заметно ниже — 1042 тенге, а в Шымкенте — 986.

Самыми недорогими услугами дошкольных организаций могут похвастаться жители Кызылорды, Тараза и Туркестана: стоимость дня в детсаду в Кызылорде — 608 тенге, в Таразе — 518 и в Туркестане — 325. Хотя еще три года назад родители-алматинцы должны были оплачивать в среднем 33 720 тенге в месяц за каждого ребенка, посещающего детсад. Но с февраля 2016 года здесь снизили месячную стоимость оплаты почти в два раза, и на тот момент средняя оплата должна была составлять не более 15 тысяч тенге и учитывала только затраты на питание ребенка.

В целом стоимость посещения детского сада в Казахстане можно назвать вполне приемлемой, и при желании сегодня почти любая семья без проблем может устроить ребенка в это учреждение. Хотя, казалось, что еще лет десять назад проблема была нерешаемой. Скажем, в 2009 году в Костанае, когда доверия к частным садам еще не было, мало кто решался делать на этом бизнес.

Однако существует удачный пример того, как, несмотря на трудное время и определенные сложности, небольшое учреждение в областном городе сумело вырасти до солидных масштабов.

В духе педагогического творчества

В этом году образовательный центр «Ак ерке» в Костанае отметил свое 20-летие. В свое время он был первым частным дошкольным учреждением в городе, и сейчас коллектив под руководством Елены Венгерской успешно реализует передовые образовательные проекты.

К своему юбилею и концу 2019 года центр подошел с хорошими результатами: шесть медалей, пять из которых золотые, больше десятка призовых дипломов плюс признание в педагогических сообществах разных городов и стран. Под занавес года Елена Венгерская получила Государственную премию за достижение целей в области образования, науки, информации, физической культуры и спорта.

Но начиналось все не так радужно. В 90-е годы педагог и общественный деятель Елена Венгерская была известна в своем городе успешными социальными проектами для детей и молодежи. И вдруг она взялась за совершенно новое дело в костанайской образовательной сфере — частный детский сад. В 2000-х годах, когда чиновники обещали увеличить количество детских садов в области и все жаловались на нехватку мест, только у одного директора мини-студии и частного сада «Ак ерке» Елены Венгерской этих проблем не было. Ее детский сад располагался в отдельно стоящем здании, которое они арендовали, а студия «Ак ерке» расположилась в 4-комнатной квартире на первом этаже жилого дома. Как призналась Елена, это было очень ответственно, но так как получение лицензии упростилось, никаких трудностей она не испытывала. Именно в это время начало свое активное развитие государственно-частное партнерство в дошкольном образовании.

Сегодня в составе образовательного центра два детских сада — «Ак ерке» и «Ер кемай», в том числе с бюджетными группами по госзаказу, начальная школа и «Premiuum class Aк ерке». Как говорит Елена Венгерская, начальная школа под крышей образовательного центра появилась благодаря партнерским отношениям с родителями воспитанников, которые хотели, чтобы обучение детей продолжалось на привычном уровне. В школе дети учатся с 1 по 4-й класс. Также действует продленка, где ребята выполняют домашние задания. Помимо учебы у детей есть возможность заниматься рисованием песком, балетом, футболом, музыкой или просто играть под присмотром воспитателей. Это весьма облегчает жизнь родителям, занятым на работе, которым не с кем оставить ребенка после занятий в школе.

Команда Елены Венгерской, в свою очередь, находит новые способы для развития детей и не боится, в хорошем смысле этого слова, экспериментировать. Многие эффективные, достигшие популярности за рубежом, методики впервые нашли свое применение именно в этой организации.

Многие свои вдохновляющие идеи частный детский сад позаимствовал у национального научно-практического образовательного и оздоровительного центра «Бобек», который является детищем Сары Назарбаевой и имеет свою 23-летнюю историю. С ним команду «Ак ерке» связывают давние партнерские отношения.

Совершенствоваться им также помогают разработки отечественных и зарубежных авторов инновационных методик. «Ак ерке» поддерживает добрые отношения с Вячеславом Воскобовичем, автором 40 развивающих игр и пособий, созданных по типу «конструкторы и головоломки». Их уникальное отличие в том, что сопровождаются они сказочными сюжетами. Самые известные из них — «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича». Эти игры не только развивают творческие способности, пространственное и образное мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику, но и умение моделировать, соотносить части и целое. Также с прошлого года центр «Ак ерке» начал осваивать наработки в области «Буквограммы».

Как признается Елена Владимировна, «Буквограмма» позволяет задействовать нейрофизиологические процессы и достигать положительных результатов по коррекции устной и письменной речи у детей от пяти до 14 лет. Работать с этой методикой она училась в Москве и обучила этому свой коллектив.

— Что скрывать, сейчас стало много детей с различными образовательными проблемами. Для этого есть специализированные учреждения, но некоторые родители хотят, чтобы их дети занимались вместе с другими ребятами в обычном детском саду или школе. И мы должны уметь работать с такими учащимися. Те методики, которые мы применяем, как раз и работают на детей с различными образовательными сложностями. И спасибо, что есть новаторы, готовые учебники, игры, методические материалы, которые нужно только осваивать и применять. Одна из таких — программа VayToy. Она строится на обучении в движении. Когда ребенок целый день сидит, очень трудно завладеть его вниманием, вызвать интерес. Основа из основ для него — игра! Играя и одновременно обучая, можно очень многого добиться, этим мы и отличаемся, — поясняет Елена Венгерская.

Помимо вышеперечисленных методик Елена Владимировна рассказала о других, которые центр использует в работе. Это упражнения по скорочтению, программы по эмпатии, интерактивному обучению и социальному партнерству. Каждое направление в центре стараются усовершенствовать по-своему и получить результат.

Глядя на работу таких учреждений, приходит понимание, что не столь важно, как много в Казахстане будет детсадов. Важно не только количество, но и качество. Сегодня существует много методик работы в дошкольных учебных учреждениях, но каждое выбирает свои методы, иногда забывая про индивидуальные особенности воспитанников. В действительности бывает и так, что когда ребенок приходит в школу, он оказывается к ней не готов.

В центре «Ак ерке» уверены: надо учиться понимать детей, улавливать их настроение и исходя из этого строить индивидуальную модель занятий. И им это удается: в стенах этой большой организации учатся понимать друг друга приветливые, чуткие воспитатели и педагоги и абсолютно непосредственные, но не лишенные дисциплины дети. Пожалуй, таким и должно быть детское учреждение XXI века.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру