Любая непогода приводит к транспортному коллапсу в Алматы

Даже редких осенних дождей хватает, чтобы отдельные части Алматы превратились в заводи, хранящие в себе скрытую опасность как для пешеходов, так и для автомобилей. Когда небесные хляби разверзаются, это становится бедствием для горожан. Что не так с арычной системой города?

Любая непогода приводит к транспортному коллапсу в Алматы

Со своей историей

Арыки являются столь же неотъемлемой частью города, как и яблоневые сады, которые в небольшом количестве, но все же сохранились в предгорных районах Алматы. Система арыков и каналов появилась здесь задолго до того, как город стал столицей, да и получил статус города в целом. И это неудивительно, ведь арыки были всегда характерны для поселений с подобными особенностям рельефа — естественным уклоном и наличием рек, стекающих с гор. Следы арыков казаки увидели сразу же, как только появились в крае. Они явились как бы естественным продолжением древней истории. На заре своего существования город Верный напоминал большое село, где были сады и огороды, требующие полива. Арыки служили и водопроводной сетью для питьевой воды. Поэтому весь город был испещрен сетью арыков. С одной стороны, эти системы были благом, с другой — доставляли городу массу неудобств. Когда они переполнялись, вода, растекаясь по улицам, становилась источником грязи, сами арыки мешали проезду, через них необходимо было строить массу мостиков.

После принятия решения о систематизации арычной системы в 80-х годах XIX столетия построили головной арык, который сохранился до сегодняшних дней и сейчас протекает по северной стороне проспекта Абая. Он был предназначен для снабжения водой арычной сети и городского водопровода. Расположен в междуречье Малой Алматинки и реки Есентай, протяженностью четыре километра. К слову, тогда же организовали городскую арычную систему, протяженность которой составляла около 50 километров — это примерно на 20 тысяч населения.

Уже тогда предпринимали первые попытки организации городского водопровода. Первый водовод протянулся на расстояние более шести километров вдоль нынешней улицы Тулебаева. В качестве труб верненцы использовали стволы елей длиной около полутора метров, сердцевину которых удаляли. Увы, этот эксперимент был обречен на провал. Из-за небольшой глубины прокладки и отсутствия очистительных станций в зимнее время они перемерзали и лопались, в летнее забивались песком.

О том, как власти следили за чистотой арычной сети Верного, красноречиво свидетельствует постановление Городской думы от 23 октября 1887 года, в котором населению предписывается: «Арыки, пролегающие около усадеб и проведенные вовнутрь дворов, содержать в надлежащей чистоте, а посему строго воспрещается бросать в арыки нечистоты, мыть белье, всякого рода посуду, поить скот, умываться и купаться и вообще загрязнять воду и засорять арыки».

Как мы видим, арычная система города долгое время служила не просто отводом горных вод, а являлись источником жизни в прямом и переносном смысле. Водой поливали как садовые участки, так и пахотные земли.

Законопатили

Еще недавно арыки хоть и не несли такой аграрной нагрузки, но питали влагой зеленый фонд Алматы, отводили дождевые воды. На рубеже 90-х арычная сеть все еще справлялась с проливными дождями, однако отношение к журчащим каналам было уже не столь трепетным. Переломным моментом можно считать начало двухтысячных, когда город стал стремительно расти. Не секрет, что в тот период был в самом разгаре «распил» городских участков земли, которые по плану выделили под общественные нужды, но на деле они уходили бизнесменам и предпринимателям. Бизнес-центры, жилые комплексы и прочие архитектурные конструкции возводили лишь из соображений коммерческой прибыли за счет полученной в собственность земли. Понятно, что в таких условиях ни о каком сохранении арычной системы не могло идти и речи. Выросшие за два последних десятилетия высотки не только разрушили налаженную предшественниками систему, но и буквально «задушили город», выступив барьерами для естественной циркуляции воздуха и воды. Как волнорезы на побережье, хаотично возведенные многоэтажки до сих пор разбивают розу ветров, которая должна приносить чистый воздух с высот ледника Туюк-Су. Но сейчас речь не о воздушном бассейне города, а о его водных артериях.

Еще в 2016 году аким города Бауыржан Байбек собирал журналистов для освещения проблематики арычной системы Алматы. Тогда замакима Ерлан Аукенов рассказал, что арыков в городе 1200 километров и предназначены они исключительно для полива зеленых насаждений, а вот в качестве стоков для ливневых вод использовать их нельзя! Как? Ведь история говорит как раз об обратном. Как тогда, так и сейчас чиновники сетуют на плачевное положение арычной системы. Однако и там, где меняют арычные лотки, возникают вопросы. В частности, нередко бывает так, что вместо старых укладывают лотки без дренажных отверстий. То есть вода по ним просто стекает, не питая почву. Об этом не раз писали в местных СМИ.

На той встрече Бауыржан Байбек выразил оптимистичную надежду решить вопрос с арычной системой в течение двух лет. Но, как вы видим, ни через два, ни через три года ситуация не изменилась. Зато радикально изменилась центральная или, как ее называют, деловая часть города. Появилось много прогулочных зон, велодорожек и... асфальта, чередующегося с кирпичной кладкой, под которыми скрылись не только зеленые газоны и открытая почва, но и некоторые участки арычной системы.

О том, почему город утопает при каждом ливне и как этого избежать, ранее развернуто разъяснил профессор и доктор технических наук Кенжехан Тойбаев.

«Изначально арычная система была предназначена только для полива зеленых насаждений. Впрочем, до 1990-х годов не было никаких проблем и с тем, что арыки иногда выполняли функцию отведения дождевых вод. Позже арычные сети износились, усугубил ситуацию строительный бум в 2005-м и 2010-м, когда сплошь и рядом незаконно возводили здания и целые жилые комплексы. Ведь нередко они строились на месте арычных сетей, попросту обрывая их. Между тем территория города растет, давление на коммунальную инфраструктуру увеличивается, покрытия из асфальта и бетона, которыми все чаще устилают город, водонепроницаемые, то есть вода сквозь них не просачивается, а значит, увеличивается площадь сбора дождевых вод, которые и стекают целыми реками в арычную сеть», — рассказал он в интервью газете «Время».

Вот и получается, что открытый грунт, который даже в 90-х выполнял функцию губки, впитывая дождевую воду, теперь покрыт непробиваемым «панцирем». А проблема подтопления города заключается не столько в «арычном вопросе», сколько в колоссальном сокращении площади живого грунта. К сведению, чтобы промочить один квадратный метр земли на глубину 20 сантиметров, требуется около 25-30 литров воды. Несложно представить, о каком увеличении нагрузки говорит профессор, если рассматривать объемы воды в масштабах мегаполиса.

Умный в город не пойдет

Опираясь на те данные, которые существуют сегодня, стоит признать, что прежнюю арычную систему уже не восстановить, поскольку не удастся снести дома, в которых живут тысячи семей. Но создать новую, которая, пусть частично, но связала бы разорванные нити, можно и нужно. Радикальным и одновременно единственным эффективным решением в борьбе со стихией является создание отдельной закрытой сети для отвода талых и дождевых вод, организованной за пределами города.

Идея эта не нова, и ее не раз обсуждали на городских совещаниях. Были даже вполне конкретные проекты, предусматривающие сток этой воды в реку Есентай, но их свернули из-за недостатка целого ряда данных, необходимых для четких расчетов. Обводные стоки для отвода воды также необходимы, как Восточная объездная автодорога (ВОАД) для разгрузки автомобильного трафика. Многие водители почувствовали те неудобства, которые возникли после установки на ВОАД скоростного режима «60». А что будет, если ВОАД перекрыть полностью и все машины пустить исключительно через город? Ответ очевиден. Примерно то же самое сейчас происходит и с водой во время дождя. Ей просто некуда деваться, кроме как реками стекать по улицам южной столицы.

На самом деле Алматы — идеальный город для сооружения магистрального отвода дождевых и талых вод, ведь в нем есть четкие «верх» и «низ». То есть вода здесь стекает естественным образом, без применения сложных дорогостоящих водяных насосов. В пример можно привести тысячи городов, расположенных на «плоской» поверхности. — Вот где проблема подтоплений — это действительно проблема. Вода должна идти в обход, в свою очередь арыкам должна быть возвращена их прежняя функция: разносить по городу воду, которая питала бы все зеленые насаждения и увлажняла тяжелый воздух.

Загрязнение арыков — тема не менее актуальная, чем «тупики», в которые упираются некоторые арычные нити. Но если в многолюдных местах закрыть магистрали съемными металлическими сетками с мелкими отверстиями, то засоров, а следовательно, и подтоплений, будет в разы меньше. У нас же пока получается из крайности в крайность: или полностью открытые системы, или водостоки, закатанные под асфальт и бетонные плиты. Очевидно, что поднять железную решетку и прочистить засор намного проще, чем поднимать бетонную плиту и уж тем более вскрывать асфальт.

На ближайшие несколько недель синоптики прогнозируют лишь ухудшение погоды, что говорит о повторных подтоплениях как в нижней части города, так и в ее верхах. Чиновники могут сколько угодно пенять на аномальное количество осадков, но старцы, которые прожили здесь не один десяток лет, утверждают, что в городе всегда была такая погода, а ее последствия разнятся колоссально. Значит, причина все-таки не в погоде, а в людях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру