На западе Казахстана две тысячи овец погибли по неизвестной причине

В Западном Казахстане зафиксировали серьезную пандемию мелкого рогатого скота - более двух тысяч овец (и эта цифра продолжает увеличиваться) погибли от неустановленной болезни. Ветеринарные службы разводят руками не в силах объяснить причину и найти лекарство, в то время как отдел Минсельхоза, отвечающего за животноводство и ветеринарию в республике, странным образом получает сертификаты благополучного эпизоотия в стране

По сообщению из Атырауской области, из села Суюндук Курмангазинского района, оказывается, массовый падеж мелкого рогатого скота на подворьях начался там еще в апреле. Однако ни местные исполнительные органы, ни ветеринарная служба не отреагировали на это должным образом. Хотя первоначальный диагноз - овечья оспа - мог быть не менее опасен, поскольку передается воздушно-капельным путем от больных животных к здоровым, практически моментально приводя к летальному исходу, а через болячки на теле животных - и к человеку. Причем у человека проявляются все симптомы заболевания оспой, и если человек не вакцинирован, то в лучшем случае отделается тяжелыми последствиями заболевания - менингитом или тяжелой формой пневмонии. В худшем - наступит летальный исход.

Фермерским хозяйствам это заболевание у МРС (мелкий рогатый скот) наносит огромный экономический ущерб. Помимо смертности животных во время эпидемии приходится тратить много средств на лечение и санитарную обработку загонов и кошар. Материальные убытки также связаны со снижением показателей продуктивности мелкого рогатого скота. К мерам профилактики относится и дорогостоящая вакцинация, которая на этот раз, судя по всему, все-таки запоздала.

Потому что после того, как павших животных осмотрели местные ветеринары, хоть и приняли решение срочно закупить 36 тысяч доз вакцин против оспы овец, однако на тот момент ущерб уже перевалил за 60 миллионов тенге. Примерно столько, по словам руководителей, составляет ежегодный доход племенного хозяйства, в котором работают 100 человек и которое занимается разведением эдильбаевской породы овец, известной в Казахстане вот уже более двух столетий.

По словам местного ветеринара Халиыка Сейтжанова, чтобы сохранить поголовье, начали вакцинацию всех овец подряд: и больных, и здоровых, но неожиданно после вакцинации у овцематок начались выкидыши. Гибель продолжалась, умирать стали и ранее здоровые животные. Только тогда власти забили тревогу, хотя время уже упустили. Взяли пробы анализов, которые отправили специалистам в Атырау, а также в столичную лабораторию. Ответ из Министерства сельского хозяйства пришел довольно быстро, однако самой проблемы, как выяснилось, решить не смог. Так, согласно полученным данным, сообщалось, что диагноз овечьей оспы не подтвержден. Но при этом не указывалась и истинная причина гибели животных.

Сельчане переживают, что в ответе не было самого главного - названия неизвестной болезни, от которой животные как гибли, так и продолжают гибнуть. “Мы хотим одного - чтобы ветеринарные органы разобрались в нашей проблеме, и мы получили от государства хоть какую-то помощь”, - заявил руководитель крестьянского хозяйства “Суюндук” Бауыржан Исакулов.

Однако, как стало известно буквально на днях, овцы продолжают гибнуть и в других крестьянских хозяйствах области, которые связаны между собой водопоями. Не обошла неизвестная пока болезнь и частные подворья.

Любопытно, что почти идентичный случай, только двухгодичной давности, произошел в Жамбылской области в августе 2017 года. Тогда там от неизвестной болезни полегли не только овцы, но и лошади, и коровы. Симптоматика была схожей с той, которую наблюдают сегодня в Атырауской области, хотя местные ветеринары из города Каратау списали все на острое отравление. Впоследствии, однако, выяснилось, что местные водопои были заражены цианидом натрия, который мог попасть туда из местного же завода по его производству. Однако, несмотря на взятые пробы воды, результаты которых так и не обнародовали, несмотря на многочисленные обращения фермеров в областные органы власти, неизвестный эпизоотий закончился так же внезапно, как и начался. Уголовное дело не возбудили, ни о какой компенсации пострадавшим владельцам скота речь не шла, дирекция завода от комментариев отказалась.

И хотя в Курмангазинском районе Атырауской области такого же предприятия вроде как не наблюдается, тем не менее многочисленные нефтяные и газовые скважины вполне могут послужить его аналогом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру