Коммунисты заявляют о низких реальных доходах казахстанцев

Коммунисты заявляют о низких реальных доходах казахстанцев

Меры по сдерживанию инфляции совершенно не соответствуют своему назначению, а реальные доходы казахстанцев на практике оказываются гораздо ниже тех, что приводит статистика, утверждают “Народные коммунисты”.

С просьбой разобраться в этом вопросе: почему казахстанцы на самом деле ощущают снижение своих настоящих доходов, в то время как официальные цифры чуть ли не из года в год называют порог инфляции всего в 5,3 процента, к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву обратились мажилисмены парламента РК фракции “Народные коммунисты”.

С одной стороны, если верить официальным данным, то инфляция, например, за период декабрь - январь 2018 года по сравнению с январем - декабрем 2017 года выросла всего на 0,7 процента. С другой - невозможно не принимать в расчет жалобы избирателей на эту тему, которые они озвучивают во время встреч с депутатами в ходе поездок тех по регионам. И тогда разницу между статистическими и жизненными показателями можно объяснить лишь методикой подсчета.

А ее схема такова, что расчет индекса потребительских цен никак не совпадает со структурой потребительских расходов. Так, при расчете ИПЦ доля продовольственных товаров составляет 37,8 процента, непродовольственных - 30, услуг - 32,2 процента. Тогда как в структуре потребительских расходов на продовольствие приходится 48 процентов. То есть более половины средств, а в ряде регионов еще больше тратится на продукты. Если же посмотреть детальнее на продовольственные затраты, то возникают еще более серьезные нестыковки.

Например, в схеме взвешивания для расчета ИПЦ доля расходов на мясо и мясные продукты составляет всего 9,8 процента. Но согласно статистике расходов домашних хозяйств на продовольствие эта цифра превышает 32 процента, то есть втрое больше. Между тем именно мясо в 2018 году выросло в цене гораздо быстрее общего подорожания продуктов - на 7,5 процента. Это означает, что рост цен на эту важную группу товаров гораздо ощутимее сказался на кошельках населения и внес гораздо более весомый вклад в уровень инфляции.

Это же касается и молочных продуктов, которые за год подорожали в среднем на 8,2 процента. В схеме взвешивания для расчета ИПЦ доля расходов на них составляет 4,5 процента, тогда как по факту домохозяйства тратят на молочные продукты 11 процентов.

Далее. Реальная доля расходов на масла и жиры также оказалась более чем вдвое выше той, что используют при расчете ИПЦ. В то же время эта категория товаров также подорожала быстрее остальной продукции - на девять процентов.

Таким образом, доля расходов на те группы продовольственных товаров, которые заметнее всего выросли в цене и по факту составили ровно половину продовольственной корзины казахстанцев, оказалась значительно заниженной. Что повлияло и на искусственное занижение общего роста цен на продукты.

Зато цены на ту же капусту оказались явно завышены - вместо 15 ИПЦ выдало цифру в 31 процент, увеличение цен на сахар, который подорожал на несколько процентов в конце лета (что почему-то давно и ежегодно стало нормой), возвели к 21 проценту. А из непродовольственных товаров завышенные цены были на текстиль, моющие средства, канцтовары, тогда как на самом деле они выросли не более чем на три процента.

Однако вызывают вопросы и расходы по другим видам товаров. Например, доля затрат на здравоохранение в схеме взвешивания для расчета ИПЦ составляет всего 3,5 процента. Но на практике уложиться в такие суммы просто не реально, учитывая, что даже по официальной статистике медикаменты в прошлом году подорожали более чем на семь процентов. Кроме того, нельзя не заметить факт всплеска производственной инфляции. Например, цены в промышленности за январь-декабрь 2018 года выросли на 12,4 процента, стоимость продукции производственно-технического назначения, которую в 2018 году приобретали отечественные промышленные предприятия, подскочила на 13,5 процента, а тарифы на перевозки всеми видами транспорта (без всякого на то логического обоснования) за прошлый год выросли сразу на 32 процента. Естественно, все это неминуемо отразилось на ценах конечной продукции, а потом и на потребительских товарах.

“И такое происходит не первый раз и не первый год, - сетуют депутаты фракции “Народные коммунисты”. - Когда цифры, означающие снижение инфляции, совершенно не отражают реальной ситуации, а принимаемых мер совершенно недостаточно для того, чтобы сдерживать рост цен, защитив тем самым реальные доходы казахстанцев”. Может, давно пора уже пересмотреть настоящие данные по росту индекса потребительских цен, приведя методику расчета в соответствие со структурой расходов населения? Потому что данные по инфляции нужны все-таки для выработки адекватных мер по ее сдерживанию, а не для формирования красивой картинки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру