«Самозанятые» столкнулись с новыми налоговыми обязательствами

Есть такое мнение, что в нашей стране, как и в любой другой стране постсоветского пространства, две беды — дураки и налоги. Причем население считает, что проблемные дороги у нас будут до тех пор, пока не переведутся определенной категории чиновники, обозначенные первым словом этого афоризма.

«Самозанятые» столкнулись с новыми налоговыми обязательствами

Кто же он, человек самозанятый?

Новый законопроект, стартанувший с 1 января 2019 года, подарил казахстанцам новый правовой режим единого совокупного платежа — ЕСП. По словам госорганов, он предполагает упрощенный порядок регистрации в налоговых органах деятельности так называемых «неформально занятых».

Под его действие попали 2,1 миллиона человек, которые зарабатывают себе на жизнь без официально заключенного трудового договора с работодателями. При этом, по данным Минтруда, из общей численности занятых граждан, а это 8,6 миллиона человек, 16 процентов являются неформально занятыми (это 1,3 миллиона человек). Восемьсот тысяч из них обходятся без заключения трудового договора (наемные работники), а 588 тысяч решили вопрос своего заработка и вовсе самостоятельно.

Главная идея ЕСП — превратить четыре обязательных платежа в один разовый. Для тех, кто его будет платить, установлены минимальные ставки по подоходному налогу и социальным платежам в размере одного МРП (2525 тенге) для городов республиканского значения, столицы и областного значения и вдвое ниже — 0,5 МРП (1263 тенге) для жителей других населенных пунктов.

В структуре платежа это выглядит так: 10 процентов приходится на индивидуальный подоходный налог, 20 составляют социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования, 30 отводят на счастливую старость, 40 процентов уходят в Фонд обязательного социально-медицинского страхования.

Однако само понятие «самозанятые» долгое время было очень спорным. И как же его сегодня определили чиновники? В содержание Закона о самозанятых не попал список каких-либо профессий и видов труда. Принцип один — вы получаете доходы, но при этом нигде официально не работаете. Понятно, что под это описание подходят мастера индустрии красоты, бэбиситеры, раз-личные консультанты и любители фриланса.

Так и что мы имеем? С одной стороны, доходы, которые должны облагаться налогом. От этого страдает бюджет страны. С другой — люди, которым ради того, чтобы заплатить свой налог, нужно вникать в непростые детали, как этот налог платить. Если мыслить глобально, то тем, кто не умеет этого делать, соответственно, нужно нанимать бухгалтера, который раз в квартал будет это все сводить. И насколько сложен этот процесс для обычного, так сказать, нормально самозанятого человека?

Все вроде просто, но есть вопросы

Автор этих строк тоже частичный представитель «самозанятости». Приехала с полгода назад из другого города в южную столицу, пришлось разворачивать здесь свою деятельность в самых разных сферах.

Писать статьи для газет, так сказать, дистанционно, подрабатывать бэбиситером. И вот сейчас есть повод задуматься: как мне не обманывать государство и честно платить налоги? Поэтому и решила прояснить ситуацию, сходив в налоговую инспекцию.

В соответствующем ведомстве Бостандыкского района мне удалось задать некоторые вопросы специалистам по финансовым вопросам.

Итак. Квест 1: «Просто укажите «0». Нет дохода — нет обязательств».

Обойдя недлинную очередь, подошла к окошку. Объяснила ситуацию. Говорю: «Меня волнует сам процесс регистрации. Как он осуществляется?». Не удивленная моей гражданской прытью девушка выслушала, задала наводящий вопросы: нет ли у меня договора с какими-либо компаниями и на какие лица распространяются мои услуги? Убедившись, что я являюсь физическим лицом, не использую труд наемных работников и не имею договоров с работодателями, сказала, что единый совокупный платеж мне не подходит. «Какой ваш примерный доход?» — спросили меня. Навскидку я сказала, что тысяч восемьдесят. На что мне ответили, что в моем случае разумнее открыть индивидуальное предпринимательство.

Как человек, в чьих планах процедуры регистрации ИП не было, я спросила: а что для этого надо?

Мне ответили, что для этого нужны копия удостоверения и заявление, взятое у модератора. Предоставлю это, и в течение трех рабочих дней ИП будет открыто. Также консультант сказала, что открыть его можно по упрощенному режиму. Будет исчисляться три процента от дохода. И еще сказала, что по этой системе нужно сдавать полугодовые отчеты.

Чем удобна упрощенка? За определенный период дохода может не быть, и этот период оплачивать не нужно, о чем мы и сказали вначале: «Просто укажите «0». Нет дохода — нет обязательств».

«А сколько операций это займет?» — не унималась я. Девушка продолжила вежливо объяснять, что по истечении трех дней после открытия ИП я могу получить свидетельство, что я индивидуальный предприниматель и сразу получу электронный ключ, которым удобно будет пользоваться через кабинет налогоплатильщика, а также через EGOV. А для регистрации на EGOV нужно все то же самое, только она будет проходить через сеть.

А что, если человек работает сам и при этом не хочет делать никаких отчислений? «Этим у нас занимается отдел нумерального контроля. Если они выявят это, то возможны штрафные санкции», — пояснила девушка.

Что есть хищение в крупных размерах

Ну хорошо, пойдем в отдел нумерального контроля хотя бы для того, чтобы лучше понять природу своей самозанятости. И это будет наш квест 2.

Молодой человек официального вида также внимательно выслушал меня. Объясняю ситуацию. Спрашиваю: что будет за неуплату налогов? Снова вопрос о сфере моей занятости. Отвечаю.

Недолго думая, ответил и он: «Вы можете не открывать индивидуальное предпринимательство. Не открывать патент. Но вы являетесь самозанятой. Соответственно у вас есть индивидуальный подоходный налог. Для физических лиц он составляет 10 процентов от дохода. Вот вы получили доход 10 000 тенге, от него 10 процентов вычитается. А вот если вы открываете патент, то два процента. Оплата происходит раз в 11 месяцев…».

Открыв электронный калькулятор, мы подсчитали, что при наличии общего дохода приблизительно в 660 000 тенге в год, отчисляя по два процента, мною будет уплачено 13

200 тенге налогов. В противном случае, если я не открываю ИП, то мои отчисления составят 66 000 тенге в год. Выходит, что ИП открыть выгоднее. А на случай, если у вас есть наемные сотрудники, то реально открыть ИП по упрощенной декларации. Оплата составит три процента.

Вежливому и внимательному консультанту в белой рубашке я также задала вопрос о процедуре оплаты. Спросила, как осуществлять оплату через терминалы. Специалист ответил, что оплату можно осуществлять раз в год по налоговой отчетности. Но пока все подробности этого процесса еще не до конца довели до их сведения. Все же лучше платить электронно. Конечно, бабушкам, которые не в ладах с компьютерами, легче не будет. Но консультанты их в беде не оставят.

К слову о бабушках. В Европе, например, им выдают платежные терминалы, и любая бабуля, которая на майские праздники продает носки, легко платит налог с его помощью. Европейскому государству так приоритетнее. Такие платежи облагают налогом в 0,1 процента, но зато учитывается денежный оборот в стране. Все, что проходит наличными, обычной бабушке не приходится декларировать отдельно.

На вопрос, что мне будет за неуплату налогов, молодой человек мне так и не ответил. А я отвечу…

По закону за отказ от уплаты налогов налагается штраф. Если, конечно, речь не об особо крупных размерах. К примеру, отказ от налогов при наличии дохода от суммы в 100 000 минимальных зарплат (а минимальная зарплата у нас 42 500 тенге) в год приравнивается к хищению в крупных размерах.

Квест 3: поговорим о перспективах

Резюмируем и поймем, что ЕСП в 2019 году распространяется только на физические лица, которые зарабатывают на жизнь неформально, соблюдая три условия: не используют труд наемных работников, выполняют работы, оказывают услуги для физлиц, реализуют сельскохозяйственную продукцию от эксплуатации личного подсобного хозяйства для потребления физическим лицам.

С одной стороны, новый законопроект заставляет нас немножко заглянуть в будущее. Как правило, самозанятая часть населения не часто имеет возможность отложить деньги (за исключением личного маркетинга или предпринимательства). Из-за этого неформально занятые «отрезаны» от систем социального обеспечения. База данных о них молчит. Сама процедура еще не устоялась.

Поэтому, если самозанятые осознанно не придут к систематической уплате налогов, то выявлять и штрафовать таких граждан по-прежнему будет затруднительно. В их отношении авторы поправок ограничиваются призывами и предупреждениями: мол, если не выйдете из тени — пеняйте на себя. А в худшем случае их могут ждать уголовный кодекс и перспектива жить в старости на самую минимальную пенсию.

Но о любом нововведении всегда существуют расхожие мнения. Одни будут считать, что их пытаются «обобрать», другие видят неплохие перспективы. Представитель самозанятых Акмарал Жаксыбаева, чья основная профессия — маркетолог, в свободное время занимает себя бэбиситерством. Вся организация бэбиситеров в Алматы держится на энтузиазме и небольшом почасовом заработке, похожем на «спасибо». Заинтересованная новым законом, Акмарал высказала такое мнение: «Ко всем нововведениям, что государство вводит в нашу жизнь, я отношусь таким образом: все что ни делается — все к лучшему. Но в нашей стране продолжает сохраняться ситуация: до того, как любое постановление, закон, доводят до ума, проходит достаточно длительный период. То есть сначала его предают огласке, затем нам самостоятельно приходится разбираться с тем, что было нам «ниспослано». Но вообще, если я человек самозанятый, то три дня для оформления документов, личного счета и всего остального для меня не слишком длительный срок. Но если процесс затянется и потребует дополнительных средств, то это вызовет новые сложности».

Какими будут отношения с системой соцобеспечения у налоговых «неформалов», пока не ясно. Также не ясно, как планируют предотвращать переток в новый режим казахстанцев из числа ИП и наемных работников.

Понятно одно: если государство готово максимально упростить процесс оплаты налогов для самозанятых, то законопроект может вполне себя оправдать. Если это можно будет сделать обещанной кнопкой на сайте, введя свой личный код и честно упомянув свой доход, то никаких проблем. Но это порождает другой вопрос: кто это будет проверять? В этом случае все, что для самозанятого сложно, то не интересно.

Законовведения с социальными поправками планируют внести в мажилис парламента уже во втором квартале этого года.

Что будет дальше, узнаем после. Но верно то, что самозанятая часть населения — это прочно устоявшийся класс. Его лучшая часть имеет длительный стаж независимой деятельности и устойчивые доходы. Они не только увеличивают масштабы своего дела, но и занимаются поиском новых возможностей. Если рассматривать реформу в позитивном ключе и подумать о людях, которые будут благодарны себе в будущем за социальные отчисления, то ситуация может развиваться, и вполне себе прогрессивно.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру