В восточном Казахстане серийные убийцы охотились на бомжей

Судьбы бездомных людей, как правило, интересуют лишь полицейских

В конце 2010 года в течение четырех дней полицейские проводили рейд по выявлению бездомных во всех регионах Казахстана. В домах проверили почти 50 000 чердаков, подвалов и теплотрасс. В больницы и приемники-распределители доставили около 4000 человек. А многих доставили в морги. И причина смерти далеко не у всех была одинаковой.

Судьбы бездомных людей, как правило, интересуют лишь полицейских

Страшные находки

Светлану Хлабозову, Сергея Сазыкина и Валерия Давиденко во время рейдов не раз доставляли в отдел внутренних дел города Риддера в Восточно-Казахстанской области. Вот и в этот раз их дактилоскопировали, удостоверились, что они состоят на учете как лица без определенного места жительства, и определили в специальное учреждение. Но, проведя там положенный в таких случаях срок, они вновь оказались на улице.

Ранним утром 22 октября возле железнодорожного переезда их изуродованные тела обнаружил случайный прохожий.

Труп одного из мужчин нашли метрах в 50 от колодца теплотрассы. Его лицо было обезображено. По мнению экспертов-криминалистов, удары наносили каким-то острым предметом. Помимо этого специалисты сразу отметили, что у убитого переломана вся грудная клетка. Второй труп нашли уже в колодце. На его шею была намотана веревка, а череп буквально раскрошен. Третьей жертвой стала женщина. Ее тело нашли метрах в 15 от того же колодца теплотрассы.

На ней отсутствовало нижнее белье, а голова была разбита камнем.

На месте обнаружения трех трупов нашли еще двоих бомжей — Владимира Колесникова и Александра Тихонова. Они выжили, несмотря на то, что их жестоко избили. Но рассказать полицейским о том, кто убил их друзей, они не могли. Оба. При отправке в больницу находились в шоковом состоянии и были сильно пьяны. При этом их физическое состояние было плачевным.

— В заключении медики написали, что у них была дистрофия многих внутренних органов, которые уже на тот момент в полном объеме не функционировали, — рассказывал в то время следователь следственного управления ДВД Восточно-Казахстанской области Тимур Каирбеков. — То есть жертвы были обессилены и никакого сопротивления нападавшим оказать не могли.

Малый возраст — дикий нрав

Убийство людей без определенного места жительства предполагало следующее: оперативникам предстояло проверить все их контакты в округе. И такая вот «круговая» проверка привела полицейских к человеку, который мог устроить и совершить эту жестокую расправу. Некто Егор Павлов оперативникам был знаком давно. Несмотря на свой юный возраст — ему было всего 15 лет.

Его кличка была Непутевый. И даже соседи побаивались наглого, вечно пьяного и дерзкого подростка. За совершение различных правонарушений он неоднократно попадал в местный полицейский участок. В последний раз, незадолго до гибели несчастных бездомных, он попал в отделение полиции за то, что жестоко избил своего отчима. Тогда уголовное дело возбуждать не стали. Но подростка отправили в специализированную школу.

— Это ограничение свободы, которое у него было, он воспринял как то, что отсидел в тюрьме, — рассказывал в то время оперуполномоченный отдела криминальной полиции ОВД города Риддера Нурлан Калиев. — Он был уверен в том, что прошел особенные, уголовные «курсы» жизни, и был готов всегда отстаивать свою точку зрения любыми способами.

Плохо, как вообще не поддающегося контролю подростка, Егора Павлова характеризовали и в школе. Он был вспыльчив и агрессивен, при этом совершенно неуправляем.

Увидев полицейских на пороге своей квартиры, Павлов не стал отрицать, что с местными бродягами он конфликтует давно. При этом он гордо заявил, что ко всем бомжам испытывает дикую ненависть и безграничную брезгливость.

— Ему не нравилось то, что эти лица без определенного места жительства ходят по его улице, — рассказывает Нурлан Калиев. — Хотя, по его словам, он не раз предупреждал их, что они не должны появляться там, где он живет.

Егор шокировал всех полицейских словами, что именно так он воплотил в жизнь мечту — очистить свою улицу от «смердящих чужих». При этом он рассказал, что на такую мысль его натолкнули публикации в интернете, где размещали материалы о борьбе с бомжами. Для того чтобы они не мешали спокойной жизни людей своим присутствием.

Сообщников в совершении убийства Павлов скрывать не стал и показал, что в жестокой расправе над беззащитными принимали участие его лучшие друзья — 17-летний Вячеслав Колесников и 13-летний Алексей Бояринов.

— Мать Бояринова постоянно пила, — рассказывает Нурлан Калиев. — Ребенка толком не воспитывала, а в доме был постоянный притон. Колесников тоже был не из благополучной семьи. Жил с маленькой сестренкой и матерью. Постоянно пил, и все его общение происходило в среде людей, склонных к совершению преступлений. Оперативники тут же выехали на задержание подростков. Это и позволило пресечь попытки скрыть следы преступления. Несмотря на то, что оба пытались застирать одежду и обувь, после их изъятия эксперты обнаружили на них следы крови убитых. При этом, понимая, что оправдываться бессмысленно, все трое с упоением рассказывали, как убивали беспомощных.

«Бомжи — это не люди»

21 октября, как обычно, молодые ребята коротали вечер выпивая. В этот момент им на глаза и попался бомж Александр Тихонов.

Павлов не преминул напомнить ему, что для таких, как он, существует запрет ходить по этой улице. А когда тот отмахнулся и послал ребят куда подальше, они не стерпели и сильно избили его.

— Именно в процессе издевательств Палов и решил убить всех обитателей колодца, — говорит Нурлан Калиев. — Тогда он и предложил расправиться не только с ним, но и с другими бродягами, которые жили в колодце теплотрассы возле железнодорожного переезда.

Первым неподалеку от колодца им встретился Владимир Колесников. Никто и ни о чем с ним говорить не собирался: подростки просто набросились на него и били до тех пор, пока он, упав на землю, не перестал двигаться. Жив или мертв Колесников, никто проверять не стал. Садисты были уверены, что забили его насмерть. И пошли к соседнему колодцу. До него было не более пяти метров.

Спустившись вниз, подростки увидели еще двоих мужчин и женщину. Все бродяги были сильно пьяны и не обратили внимания на визит незнакомцев. Именно тогда Павлов велел Сергею Сазыкину и Светлане Хлабызовой выбираться наверх, а сам остался внутри коллектора. Не отправил он на выход только Вячеслава Колесникова, который в этот момент пытался выяснить отношения с бомжом Валерием Давыденко.

— Я его не душил. Только бил. Руками и ногами, — рассказывал на допросе Колесников. — Долго бил и сильно. Нанес ударов шесть руками и удара четыре ногами. Рядом лежал руль от машины. Взял его и еще ударил им раза четыре или пять. В основном бил по голове, по лицу. Руками и ногами — по телу.

Но, как установят следователи, сначала Колесников все же пытался задушить Давыденко веревкой. Этого сделать у него не получилось. Именно тогда он и стал осыпать его градом ударов, используя все, что попадется под руку.

— Металлический руль от машины он нашел рядом. Им и нанес несколько ударов сокрушительной силы, — раскрывает детали убийства Нурлан Калиев. — В результате у потерпевшего был расколот череп. В какой-то момент нападавший остановился и, присмотревшись к тому, что сделал, понял, что он его убил.

Особенно эмоционально и подробно об убийствах рассказывал семиклассник Алексей Бояринов.

— Сам этот мальчик, он метр тридцать — метр сорок сантиметров ростом, — вспоминает начальник криминалистического отдела ДВД Восточно-Казахстанской области Игорь Зубов. — Весом, может быть, килограммов 35 максимум. А когда мы проводили с ним оперативно-следственные действия, было ощущение, словно ему вообще лет 10-12.

Несмотря на это, именно Бояринов в красках рассказал, как его друзья прыгали на телах жертв, в результате чего у погибших были переломаны все кости. Он же рассказал, что убитая Светлана Хлабызова, хоть и была пьяна, стала единственной, кто пытался оказать малолетним убийцам хоть какое-то сопротивление. Она даже пыталась сбежать, но Павлов настиг ее у железнодорожных путей и несколько раз ударил по голове большим камнем, что и стало причиной смерти женщины.

Но ненависть к бездомным у подростков была столь велика, что они не собирались останавливаться. Они начали издеваться над трупами.

— Павлов попытался поджечь волосы на интимных местах убитой им женщины, но зажигалка не зажглась, и он ее выбросил рядом, где эксперты ее и нашли.

Раскаяние так и не пришло

Всего 15 минут потребовалось подросткам, чтобы лишить жизни трех человек. А сразу после этого у них возникло желание кому-нибудь рассказать о своем «подвиге».

— Чтобы самоутвердиться, они отправились к своим подругам, — рассказывает Тимур Каирбеков. — Они зашли к ним в гости и сказали, что убили бомжей.

Во время следствия малолетние убийцы искренне недоумевали, почему за очистку города от отбросов, как они считали, общества их арестовали. В процессе предъявления обвинения и следствия никакого раскаяния у молодых людей не было. Им было по-настоящему плевать на то, что они забрали чужие жизни.

— Павлов так и говорил на допросах: «Я их предупреждал, что когда-нибудь с ними так поступлю», — вспоминает Нурлан Калиев. — Что якобы они сами заслужили того, что с ними в итоге произошло.

Но понести наказание за содеянное этим «чистильщикам» все же пришлось. Приговором суда каждого из участников расправы с бездомными людьми осудили на 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. При этом Егор Павлов и Вячеслав Колесников вердикт выслушали с улыбкой. Они все еще представляли себя героями, не осознавая, как легко забрали жизни трех, пусть и опустившихся на дно людей. Осознают ли они это? Покажет только время.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру