Сиюминутная глупость исковеркала парню жизнь

В степи посреди Алматинской области в смертельную ловушку попал чабан. Мужчина случайно забрел на частную территорию, на которой повсюду были расставлены взрывоопасные ловушки. На кого охотились хозяева заброшенного дома? Или были совершенно не причастны к трагедии?

Сиюминутная глупость исковеркала парню жизнь

Труп в степи

18 апреля 2013 года недалеко от села Бастобе Каратальского района Алматинской области прогремел взрыв. На место чрезвычайного происшествия тут же выехали все спецслужбы. Оказалось, что в безлюдной глуши, в недостроенном здании на территории частного крестьянского хозяйства, кто-то расставил смертельные ловушки. Их обнаружили несколько: в доме, вокруг него, в сарае и в бане. У оперативников создалось ощущение, будто здесь готовились к настоящей войне.

Но самая страшная находка ждала полицейских внутри дома. Чуть вглубь от порога лежало обгоревшее тело мужчины.

— Он скончался сразу. Вся одежда на нем сгорела, — рассказывает в то время судья специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам Астаны Тамара Королевская.

Но для чего в степи было ставить смертельные ловушки? Возможно, посчитали оперативники, таким образом, хозяин фермы пытался обезопасить свое хозяйство. Но, на первый взгляд, дом казался заброшенным. Именно поэтому оперативников впереди еще ждала долгая и кропотливая работа по выяснению всех обстоятельств произошедшего.

— Это практически голая степь. То есть место, предназначенное для выпаса скота, — объясняет Тамара Королевская. — Такие земли специально выделяют фермерским хозяйствам, которые обычно находятся в отдалении друг от друга. Территория очень большая, и в зимнее время туда практически невозможно добраться: очень сильно заметает, снег, быстро темнеет. Условия, в общем, суровые. Но все это произошло 18 апреля, когда снег уже сошел. Кроме пастухов в том районе просто больше некому было находиться.

Личность погибшего установили быстро. Взрывная волна убила 42-летнего Нургазы Сагынбека. Житель Каратальского района Алматинской области работал пастухом. Семья погибшего была из числа оралманов, сравнительно недавно переехавших из Китая.

Но внезапно оперативников ждала удача в ходе следствия — нашелся свидетель происшествия, напарник погибшего. Он и рассказал оперативникам, как они попали в заброшенный дом.

Смертельное любопытство

— Мы часто гоняем скот мимо этих построек. Утром 18 апреля Нургазы предложил посмотреть, что находится внутри, хотя я не разделял это желание, — рассказывал на допросе напарник погибшего пастуха Ермек Батыров. — Я остался охранять скот, а Нургазы зашел внутрь. Через несколько минут я услышал взрыв, увидел дым и сразу поскакал в соседнюю воинскую часть, чтобы позвать на помощь.

Вызванные на место полицейские сразу приступили к осмотру строений. И в одной из хозпостроек обнаружили сигнально-осветительную ракетницу. Причем спусковое кольцо ее с помощью нитки кто-то привязал к ручке двери. Всего по периметру дома установили четыре таких устройства. Но что именно взорвалось, следствию предстояло еще выяснить. Кроме того, все еще оставалось непонятным, откуда в заброшенном доме могли появиться устройства и боеприпасы, которые используют только в армии.

В ходе следствия сыщики выяснили, что у пустующего жилища были хозяева: семья Кадыровых, которая также занималась разведением скота. Но на это пастбище они приезжали только в летнее время года.

— Когда мы их вызвали на место, то в первую очередь стали выяснять, есть ли в семье военнослужащие, — вспоминает материалы дела Тамара Королевская. — И выяснили, что двое сыновей Кадыровых проходят службу в вооруженных силах. Их вызвали, и они тоже приехали на место происшествия. Казалось, братья были шокированы не столько взрывом в их доме, сколько смертью пастуха.

Семья Кадыровых всю свою жизнь занималась привычным для этих мест кочевым отгонным скотоводством. Они переходили с одного пастбища на другое и всегда совершенно спокойно оставляли свои угодья. Было у них и еще одно крестьянское хозяйство под Талдыкорганом. Там родители военных и жили с весны и до осени.

Но в 2013 году на ферму стали заглядывать воришки. Из недостроенного здания то и дело пропадали стройматериалы и домашняя утварь. Пенсионеры терпели долго, но кража овец стала для них последней каплей.

Сотрудники полиции только разводили руками: найти в степи скотокрадов не так-то просто. А вот сыновья, возможно, придумали, как эффективно обезопасить свое жилье. Но это было лишь одно из предположений следователей. При этом они не исключали факта, что ловушки могли предназначаться для конкретного человека.

Патроны можно было взять свободно

На то, чтобы установить, кто расставил адские ловушки на ферме, полицейским понадобилось меньше суток. Поняв, что скрывать правду бессмысленно и рано или поздно все станет известно, в установке на ферме боеприпасов сознался один из сыновей фермеров Кадыровых — Асхат.

— Там сработал психологический момент, наверное, — рассуждает Тамара Королевская. — Когда выяснилось, что погиб человек, Асхат сразу дал признательные показания, и сразу же провели проверку этих показаний на месте происшествия. Возможно, он еще был подавлен этой ситуацией и показал детально, как установили ракетницы, как он их привязал, где были растяжки, что нужно было сделать, чтобы привести в действие ту или иную ракетницу. Ракетницы, которые не были тронуты и не сработаны, изъяли раньше, и располагались они в тех местах, на которые указывал подозреваемый. Оказалось, что одну из них, установленную в бане, при осмотре места происшествия следователи не нашли, и Кадыров сам показал, где она располагалась.

28-летний Асхат Кадыров служил командиром разведывательной роты в воинской части и отлично был знаком с армейским вооружением. Поэтому и решил столь необычным способом обезопасить жилье своих родителей от набегов местных воришек.

Являясь командиром роты, он часто выезжал на учения на полигоны. Там он и получал боеприпасы либо снаряды, имитирующие их действие. Там же выдавали и сигнальные ракеты.

Учебный патрон «ИМ-85» предназначен для воинских частей, для того, чтобы солдаты могли изучать его боевой аналог. Сейчас его уже сняли с производства. Асхат Кадыров знал, что снаряд может создать много шума при том, что его воздействие на человека совершенно безопасно для здоровья.

— От «ИМ-85» после использования ничего не остается, — объясняет Тамара Королевская. — Их просто списывают, потому что посчитать по остаткам, сколько их применили в процессе учений, невозможно: дали, к примеру, восемь — столько же и списали.

Командир просто ставит в раздаточную ведомость свою подпись, удостоверяя ею, что их использовали. Никто по огромному полигону не бегает за каждой ротой и не смотрит, все ли использовали. То же самое относится и к ракетницам. Поэтому и взять такие патроны себе командиру роты не составляло никакого труда.

Следователи предположили, что во время очередных учений на полигоне, который находится недалеко от крестьянского хозяйства Кадыровых, Асхат и вынес имитирующий патрон и сигнальные ракеты. Установить их в доме опытному командиру было не сложно.

Позже военный рассказал, что все растяжки в доме родителей он делал самостоятельно. Большинство должны были сработать при открытии дверей в постройки, расположенные на ферме. А на случай, если ракетницы не сработают, в доме он установил имитационный патрон.

Не ставь ловушек в доме, даже на воров

Казалось, опытный офицер рассчитал все до мелочей. Ракетницы, взлетая в воздух, должны были не только подать сигнал, но и напугать незваных гостей. А вот имитационный патрон установил на всякий случай. Кадыров не предполагал, что его взрыв может стать для кого-то смертельным.

— Он наверняка не думал о том, что произойдет такая трагедия, — делится своим мнением Тамара Королевская. — Не думал, что погибший слишком близко подойдет. Это действительно какое-то роковое стечение обстоятельств. Потому что на полигоне он не раз видел, что взрыв имитационного патрона человеку никакого вреда не наносит. Он рассчитывал на то, что или ракетницы, или «ИМ-85» напугают человека, и он уже внутрь побоится входить.

Но роковой случай распорядился иначе. По совершенно непонятному стечению обстоятельств возле дома оказались два очень любопытных пастуха. Одному из них удалось без усилий обойти все растяжки, не попасть ни в одну ловушку, о которых он не мог знать, и пробраться в жилище. А вот внутри помещения удача от него отвернулась. Поднимая с пола какой-то предмет, он привел в действие имитационный патрон, произошли замыкание и взрыв. И пастух получил ранения лица и тела.

— «ИМ-85» изготовлен из плотного картона, — рассказывает Тамара Королевская. — Взрыв происходит в результате замыкания. А на замыкание он поставил пластиковую карту от номера сотового телефона.

При взрыве именно ее куски сыграли роль поражающего элемента и попали в голову Нургазы Сагынбеку. Оказалось выбито глазное дно, и получены другие телесные повреждения, не совместимые с жизнью.

На основании результатов расследования Асхата Кадырова тут же доставили в изолятор временного содержания. Однако вскоре после первых допросов командир разведроты отказался от своих слов и заявил, что непричастен к установке растяжек и патрона. И тогда следствию пришлось провести огромную работу по сбору дополнительных доказательств его вины.

Полицейским удалось установить, что в январе рота под командованием Кадырова выезжала на учения и именно там получала боеприпасы с номерами, аналогичными партии тех, что использовались при установке ловушек на территории фермерского хозяйства. В раздаточной ведомости отмечено, что именно взвод Асхата получал эти боеприпасы. А вот участие в необычной поимке воров его брата, который также был военным, удалось сразу исключить.

Никто не верил в то, что перспективный, молодой офицер Асхат Кадыров, любящий семьянин и законопослушный гражданин мог намеренно убить человека. При этом сослуживцы обвиняемого согласились с тем, что он имел навыки для установки растяжек, но смерть чабана, по их мнению, стала нелепой случайностью.

— Сам Кадыров тоже произвел впечатление очень грамотного и подготовленного военнослужащего, — вспоминает Тамара Королевская. — Если бы он не совершил этого преступления, то наверняка бы добился больших успехов и карьерного продвижения по службе.

Судьбу военнослужащего решали присяжные заседатели в Талдыкоргане. И принять решение по этому делу им оказалось не так просто. Тем не менее все они пришли к выводу, что Асхат Кадыров виновен в смерти Нургазы Сагынбека. Бывшего командира разведроты приговорили к восьми годам лишения свободы. Без изменений приговор военнослужащему оставил и Верховный суд.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру