Казахстанская молодежь мечтает об иностранных вузах

Одаренные дети Казахстана, как и дети во всем мире, мечтают получить достойное образование. И непременно за границей. Это вполне естественно. Как, впрочем, и то, что многие из них, как правило, за границей и остаются. При этом вопросом, в чем причина, никто и не задается. Поскольку тут все предельно ясно.

Казахстанская молодежь мечтает об иностранных вузах

Предмет гордости

«Ученик 12-го класса Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления города Алматы Акназар Кажымурат набрал максимальные баллы по международным экзаменам ACT и SAT Subject Tests — 36 из 36 и 2400 из 2400. Экзамен ACT (American College Testing) сдают большинство школьников США для поступления в высшие учебные заведения этой страны. Наиболее престижные вузы принимают абитуриентов с общим результатом в 30-36 баллов. Лишь 0,1 процента тестируемых в Америке сдают ACT на все возможные 36 баллов. В других государствах сдающих на максимально возможный балл — единицы. Средняя композитная оценка ACT составляет 21,1 балла.

Акназар сдавал математику, физику и биологию и набрал по каждому предмету максимальные 800 баллов. Помимо максимальных баллов по научным дисциплинам, у школьника высокий балл по международному экзамену IELTS — 8,0. Уникальные результаты открывают Акназару дорогу в топовые университеты мира.

Будущий выпускник Интеллектуальной школы планирует продолжить учебу в Гарварде и ожидает решения приемной комиссии». Этим сообщением недавно гордо запестрели первые страницы сразу нескольких казахстанских СМИ. Мы разделяем эту радость, от всей души поздравляем нашего юного гения и желаем ему большого и светлого будущего.

Только вот за державу обидно. Статьи о том, как казахстанские школьники выигрывают международные научные олимпиады — не редкость. Математика, физика, химия, биология и даже роботостроение — по всем этим дисциплинам наши ребятишки выступают более чем достойно. Это факт.

Факт и то, что все те, кто добивается подобных успехов, уезжают продолжать учиться далеко-далеко за границу. Где, в общем-то, и остаются. Потому нам только и остается, что гордиться. А дивиденды от этого будут получать другие. Те, кто их не только качественно и бесплатно обучит, но еще и трудоустроит. В соответствии со своими национальными интересами. А мы продолжим оставаться поставщиками мегамозгов для развитых держав.

Громкое эхо разрухи

Для стран, являющихся донорами интеллектуальной миграции, постоянная «утечка мозгов» стала настоящей катастрофой, прямой угрозой их экономической безопасности, дальнейшему социальному и экономическому развитию. Теряя свои светлые головы, такие страны теряют и перспективы дальнейшего развития, превращаясь в депрессивную территорию, которая не может должным образом развивать науку, промышленность, культуру и социальную сферу. Это слова одного умного человека, давно бьющего тревогу по этому поводу. Не так давно мы уже писали о глобальной охоте за головами, на протяжении десятилетий проводимой эмиссарами западных стран, и в большей степени США, которые завлекают к себе талантливую молодежь всего мира всеми силами. Разумеется, не для того, чтобы мыть посуду или подметать улицы. И Казахстан не исключение.

Во-первых, все международные научные олимпиады находятся под пристальным вниманием западных разведок. Во-вторых, западные эмиссары, не стесняясь, посещают специализированные школы всех стран, презентуют свои университетские программы, приглашая умных детей в свои вузы.

Бурный поток мегамозгов в сторону Запада продолжается с тех самых пресловутых 90-х, когда значительная часть наших земляков стала уезжать за границу в поисках лучшей жизни. Среди них немало людей с высоким уровнем образованности, огромным интеллектуальным и творческим потенциалом. В США, Канаду, страны Европы в массовом порядке хлынули физики, химики, математики, биологи. И даже спортсмены и музыканты.

Всему виной банальная невостребованность и абсолютная ненужность науки. Все мы помним, как научные работники в то время оказались на грани выживания. И чтобы как-то сводить концы с концами, были вынуждены буквально торговать на барахолках.

Закрылись все научно-исследовательские институты и предприятия. А цвет общества, то есть высокая интеллигенция, на фоне малиновых пиджаков стала выглядеть жалко и восприниматься не иначе как «лузерами».

Сегодня уже давно не 90-е. Во всех смыслах. Но светлые головы по-прежнему стараются уехать из страны. Причем уже в самом юном возрасте. Во-первых, потому что, помимо хорошего образования, им там обещают достойную заработную плату и высокий социальный статус.

Во-вторых, и это самое главное, возможность полноценно реализовать свои научные планы. Для этого им с удовольствием предоставят достойный уровень финансирования научных проектов, современную техническую базу, новые высокотехнологичные помещения, квалифицированный вспомогательный персонал.

А еще они не будут там сталкиваться с коррупцией, бюрократизмом, клановостью и прочими подобными вещами. Ведь там, куда они уедут, наука — это часть государственной стратегии. Какое она имеет для них значение, думаем, объяснять не нужно.

А что мы? А мы продолжаем иметь дело с таким весьма распространенным в бесконечно развивающихся странах явлением, как «утечка мозгов». За 28 лет своей независимости мы ведь так и не создали у себя комфортный режим для науки и научной деятельности. Мы ведь когда-то решили, что нам больше нужны юристы да экономисты, психологи да менеджеры по продажам. И продолжаем в том же духе, так и не поняв, что наиболее ценным национальным богатством является не нефть, не газ и не прочие дары природы, а интеллектуальные ресурсы.

Если кто-то не согласен, предлагаем взглянуть на такие страны, как Япония или Южная Корея, не обладающие почти никакими полезными ископаемыми. Их светлые головы уже давно обучают дома. И дома разрабатывают и совершенствуют программы развития науки и технологий, ориентированные на привлечение зарубежных талантливых ученых и инженеров, в том числе и от нас.

А мы, как тот инкубатор, воспроизводим, выращиваем, а затем даже не продаем — просто дарим своих талантливых людей, которые могли бы стать уникальными специалистами здесь у нас. И подобно корейцам и японцам работать на благо родной страны. И упрек здесь, разумеется, не в их сторону.

Наука есть там, где она нужна

Если копнуть глубже и посмотреть дальше, то «утечка мозгов» — это не просто потеря специалистов. Это разрушение научных традиций. Это потеря кадров для национального высшего и академического образования. Ведь ученые — это не только исследователи. Многие из них становятся преподавателями.

Уезжая из страны, они оставляют отечественных студентов без ценных знаний, а государство — без научных разработок. Вслед за ними в поисках более компетентных преподавателей и научных руководителей уезжает и талантливая молодежь.

При нашем положении с финансированием науки это неудивительно. Государство выделяет на нее 0,22 процента от ВВП. Тогда как в передовых странах на финансирование научных проектов идет 3-4 процента от ВВП. Теперь сравните четыре процента от ВВП США и 0,22 процента от ВВП Казахстана.

Мы тем временем возмущаемся, почему так, и не можем осуществить намеченные реформы, создать достойный научный и промышленный потенциал, восстановить заводы и фабрики и начать производить уже что-то свое, а не собирать чужое. И для работы в вузах привлекаем иностранных преподавателей, зарплаты которых в разы больше, чем у их казахстанских коллег.

Однажды мы осознали, что хватит плодить юристов и экономистов. Что сейчас едва ли не каждый охранник имеет диплом этих специальностей. И что пора выпускать технических специалистов. В итоге наши технические вузы в совокупности стали выпускать около тысячи инженеров ежегодно.

Но тут появилась другая проблема: у нас нет заводов, где они могли бы работать. И дело, по большей части, не в том, что их (заводы) некому строить. А в том, что нет технологий для производства чего-то такого, что можно было бы экспортировать. В результате, по статистике, устроиться на работу по специальности в нашей стране удается одному из 24 выпускников, получивших технические специальности.

Тут впору вспомнить «поганый совок» с его фундаментальной наукой, развитой системой образования, выпускавшей ровно столько специалистов и ровно тех специальностей, что требовались экономике. Когда профессия ученого была одной из самых престижных. Когда каждый выпускник высшего или среднего специального учебного заведения гарантированно получал рабочее место там, откуда приехал, или там, куда отправлялся по распределению.

Ничего подобного сейчас нет. А потому выглядит вполне естественным, что талантливые студенты, отправляющиеся на учебу в американские и европейские вузы, в большинстве своем домой не возвращаются. К чему это ведет, догадаться несложно.

Бывшие западные колонии, подвергавшиеся разграблению на протяжении веков (Индия, например), сегодня в полный рост развивают высокотехнологичные производства, поступательно двигаясь от нищей отсталости к прогрессу. Мы же, судя по состоянию нашей науки, продолжаем топтаться на месте. Если не сказать наоборот. При этом гордимся количеством дорогих иномарок на душу населения, приобретенных на сомнительные деньги, сверкающими торговыми центрами, обустроенными в бывших заводских цехах, и обладанием супердорогими смартфонами последней модели.

И, увы, продолжаем оставаться поставщиками сырья для передовых стран, которые возвращают его нам в виде новейшей продукции, но совершенно по другой цене.

И чем дальше в это состояние мы погружаемся, тем меньше имеем шансов подняться на более высокий и прибыльный уровень существования.

Давно пора понять, что, разбрасываясь своим умственным потенциалом, рассчитывать на рост экономики и переход из категории «развивающиеся» в категорию «развитые», по меньшей мере, глупо. И если государству наука не нужна, то ее и не будет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру