В Казахстане более 4,2 тысячи человек нуждаются в пересадке органов

Тяжело больные люди годами ожидают подходящего донора. Многие так и не дождутся. В нашей стране уже много лет ведутся споры относительно возможности использования органов “без согласования” с донором (после его смерти) или его родственниками. Хотя если взглянуть на закон, то, в принципе, трупное донорство у нас вполне разрешено

Донорство органов в нашей стране разрешено любое. Но с оговорками. Например, прижизненным донором может быть как родственник, так и просто человек, имеющий тканевую совместимость. Может быть даже несовершеннолетний или недееспособный, если “добро” на это дадут его представители. Но, правда, реципиент должен быть братом или сестрой донора и быть при смерти (то есть трансплантация должна сохранить реципиенту жизнь). Кстати, для трансплантации у живого донора могут быть изъяты только один из парных органов, часть органа или ткань, отсутствие которых не повлечет за собой необратимого расстройства здоровья.

Но чаще всего в мире используют органы не живых доноров, а уже умерших людей - так называемое трупное донорство. Но и здесь есть масса нюансов.

Так, в ряде стран человек, не подписавший добровольный отказ от донорства при жизни, считается таковым автоматически. Впрочем, за него отказ могут подписать родственники.

В Казахстане ситуация аналогичная. Согласно Кодексу “О здоровье народа и системе здравоохранения”, “изъятие тканей и (или) органов (части органов) у трупа не допускается, если организация здравоохранения на момент изъятия поставлена в известность о том, что при жизни данное лицо либо его супруг (супруга), близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его тканей и (или) органов (части органов) после смерти для трансплантации реципиенту” (глава 27 ст.169 п.10). То есть если донор при жизни не отказался от донорства или его родственники не известили об этом врачей до момента смерти человека, то его органы можно использовать для реципиентов.

Вот только у нас такое нечасто случается. Чаще всего родственники бывают против.

Есть еще один важный нюанс. Духовенство, которое вроде бы совсем не против продолжения жизни людей за счет донорства чужих органов, ставит несколько условий. Например, в фетве ДУМК, появившейся несколько лет назад, кроме добровольного согласия человека на донорство есть уточнение. “Очень важно забирать органы только после остановки сердца. По шариату считается смертью, когда душа человека покидает тело”, - говорит сотрудник духовного управления мусульман Медет Курмашулы. Однако в Кодексе о здоровье предполагается не только биологическая смерть, но и необратимая гибель головного мозга. Что не признается смертью религиозными деятелями.

Врачи призывают не ждать остановки сердца, а ориентироваться исключительно на состояние мозга. “Для тех, кто считает, что органы нужны будут еще и под землей, я хочу сказать, что это глубокая ошибка. В зависимости от климатических условий срок нахождения этих органов не более шести лет. Через шесть лет там и следа не останется. Останутся неорганические останки - кости. Ничего не остается. Трупный донор может продлить жизнь пятерым”, - заявил директор Республиканского координационного центра трансплантологии Жаксылык Доскалиев.

Во всем мире принято, что трансплантация органов, изъятых у погибших или умерших людей, происходит после фиксирования смерти мозга. Но и там ориентир на согласие. То есть если человек при жизни запретил изымать его органы (по разным причинам - религиозным, личным), врачи бессильны. Если же такого отказа нет, то здесь действует два сценария: либо спрашивают согласия родственников, либо у погибшего человека изымаются органы без согласования с его адвокатами, родней, прочими близкими людьми.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру