Безопасность пациента и риск-ориентированное оказание медицинских услуг

Качество и безопасность медицинских услуг — основополагающий фактор развития медицинской организации как свидетельство заботы государства о здоровье населения. Понятие «качественная медицинская помощь» основано не только на уровне компетенции и квалификации медицинского персонала, но и на гармонизированной системе организации и управления механизмами, которые позволяют оказывать эффективную, контролируемую медицинскую помощь.

Безопасность пациента и риск-ориентированное оказание медицинских услуг

В условиях внедрения обязательного социального медицинского страхования и права свободного выбора гражданина Казахстана организации здравоохранения вопросы качества и безопасности лечения приобретают особую значимость. К сожалению, существующая политика и процессы в здравоохранении не всегда способны обеспечить гарантированную безопасность пациента и предотвратить медицинские ошибки. Улучшение ситуации в позитивную сторону возможно лишь при вовлечении в процессы улучшения качества диагностики и лечения всех заинтересованных сторон и, самое главное, пациента. Система гарантированного качества является основой улучшения результативности, эффективности и снижения ресурсных затрат и ошибок, а самое главное — повышения безопасности пациента.

Медицинское обслуживание должно быть безопасным, риск-ориентированным, эффективным, адекватным и ставящим в центр внимания пациента. Основными критериями безопасности пациентов являются удовлетворенность качеством оказанной медицинской помощи, отсутствие конфликтных ситуаций и осложнений после лечебно-диагностических манипуляций и вмешательств. Вектором обеспечения безопасности пациентов в медицинской организации являются проведение превентивных мер по предотвращению отрицательных последствий медицинских вмешательств, дефектов организации работы медицинского персонала и осложнений, ассоциированных с поведением больного.

Политика медицинского учреждения направлена на формирование культуры безопасности, основанной на оценке и управлении рисками. Так, обеспечивается процесс идентификации, надежной оценки рисков и мер по снижению потенциальных рисков при проведении лечебно-диагностических процедур. Этот многогранный и управляемый процесс должен быть согласованным и регулируемым на всех этапах, построенным на культуре доверия и глубокого понимания принципов безопасности и защищенности больного при получении медицинской помощи.

Задача каждой медицинской организации — проведение мероприятий, направленных на предупреждение рисков для пациентов. Для этой цели имеется ряд инструментов и технологий. Так, применяется процедура идентификации пациента перед каждой манипуляцией, инъекцией, приемом медикамента, взятием биоматериала, операцией и других ситуациях. В процессе лечения возможны нарушения сознания больного, может поменяться его местонахождение, а также любые другие обстоятельства, способствующие ошибочному определению пациента. Для этой цели применяются идентификационные браслеты с указанием фамилии, имени, отчества пациента, даты рождения и другой информации.

В рамках хирургической безопасности внедряются процедуры маркировки операционного участка, предоперационной верификации и проведение тайм-аутов. Необходимость данных процедур основана на предупреждении рисков возникновения ошибок при проведении хирургических вмешательств.

Для обеспечения сохранности и защищенности больного большое значение имеет передача достоверной информации о его состоянии и других аспектах, связанных с диагностикой и лечением. В этом направлении разрабатывается и внедряется система передачи информации, которая определяет четкий порядок взаимодействия между медицинскими работниками, пациентом, лицами, осуществляющими уход за пациентом. Эффективная коммуникация между медицинским персоналом, пациентом и членами его семьи — залог успешной культуры безопасности.

Получение безопасных и качественных медицинских услуг повышается и за счет стандартизированной маркировки и надлежащего обращения с лекарственными средствами.

Любые лекарства при неправильном использовании могут нанести вред здоровью и иметь тяжелые последствия для человека. Кроме того, это приводит к дополнительным затратам на его лечение. Наиболее эффективным путем уменьшения или ликвидации таких ошибок является разработка процесса обращения с лекарствами и правилами их хранения и применения. Для этой цели медицинский персонал проходит инструктаж и проводятся аттестации специалистов на рабочем месте.

Одним из важных направлений в деятельности лечебного учреждения является его санитарно-эпидемиологическое состояние и соответствие требованиям инфекционной безопасности. Профилактика и контроль инфекционных заболеваний являются первоочередными задачами в деятельности медицинских организаций, а проведение профилактических мер по предотвращению возникновения внутрибольничных инфекций является одним из индикаторов медицинского обслуживания населения. Например, одним из факторов устранения инфекций является надлежащая гигиена рук согласно международным стандартам.

Персонал проходит обучение алгоритмам обработки и дезинфекции рук, включающее виды, этапы гигиены рук и показаний. Падение человека является медицинской, социальной, экономической проблемой. Для предупреждения рисков падения пациентов в медицинском учреждении разрабатывается программа предотвращения падений, включающая оценку всех пациентов на предмет риска падений, внедрения мероприятий по предотвращению подобных случаев, а также для регистрации и анализа всех случаев, связанных с падениями пациентов.

В данном материале изложены лишь основные аспекты безопасного пребывания пациента в условиях получения медицинской помощи. В основе профилактических мероприятий по обеспечению безопасности лежат: внедрение инновационных методов диагностики и лечения, основанных на принципах доказательной медицины; передовые технологии управления качеством медицинской помощи; оценка удовлетворенности пациентов качеством оказанных медицинских услуг; информирование и обучение больных. Оценка вышеперечисленных критериев безопасности пациентов позволяет осуществлять мониторинг и многоуровневый контроль безопасности в целом. Комплексная система обеспечения безопасности пациентов характеризуется высокой клинической результативностью, доступностью и является основополагающим индикатором деятельности медицинской организации. Внедрение обязательного социального медицинского страхования позволит обеспечить солидарную ответственность государства, работодателей и граждан за здоровье, а также повысить качество и доступность медицинских услуг.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру