СМИ стали и рычагом воздействия на умы, и объектом манипуляций

Потоки негативной информации, поступающей в головной мозг современного казахстанца, существенно превышают количество позитивной. Стоит лишь войти в интернет или включить телевизор, как человек сразу же начинает испытывать отрицательные эмоции, которые, к слову, имеют свойство накапливаться. Почему происходит именно так? В этом мы попытались разобраться, изучив мнения целого ряда медиаэкспертов.

СМИ стали и рычагом воздействия на умы, и объектом манипуляций

Обратная сторона свободы слова

Наверняка каждый читатель задумывался над тем, что в ежедневных новостях в последние годы стали преобладать неприятные, печальные или вовсе трагические события. Что средства массовой информации обращают больше внимание на всевозможные проблемы, а не на успехи.

Кто-то тут может возразить, мол, успехов у нас с гулькин нос, а проблем выше крыши. Но они (успехи) ведь все равно есть. Так почему же позитивных новостей гораздо меньше, нежели негативных?

Сложно сейчас найти человека, который хотя бы раз в день не включал телевизор или не заглядывал бы в гаджет. Эти вещи стали неотъемлемой частью нашего бытия. И это все, безусловно, контролируют и направляют в нужное кому-то русло. Каким образом? Об этом и поговорим.

В этом процессе существует достаточно большая глубина, в которую не каждый способен погрузиться. Хотя бы в силу отсутствия желания. Возможность воздействовать на огромную аудиторию посредством средств массовой информации (в том числе и сетевых) сделала их мощным средством манипулирования массами. И оно, безусловно, имеет место. Не явно, конечно же. В этом и весь фокус.

Не секрет, что информация, поступающая к нам из газет и электронных носителей, не всегда бывает правдивой и объективной. Более того, любому неоспоримому факту можно придать необходимый окрас и преподнести его так, как диктует конъюнктура сегодняшнего дня. Современные СМИ одновременно являются как субъектами, так и объектами информационной политики. С одной стороны, они стали рычагом воздействия на людские умы. С другой — сами превратились в объект манипуляций.

Сегодня на нас выливается огромное количество новостей о проблемах в экономике, жестокости, насилии. Интриги, скандалы и сплетни. Одновременно с этим завуалированно пропагандируют решение проблем с применением грубой силы, стремление к достижению материального успеха любыми возможными, включая незаконные, способами. Кинематограф в качестве положительных героев преподносит нам жестокие и безразличные ко всему, кроме себя, персонажи, поведение которых мы начинаем считать естественным и уважать их за силу и умение достигать своих целей любыми способами. Циничный принцип «ничего личного, только бизнес» стал модным и почитаемым. Честные и порядочные герои остались где-то в далеком прошлом. Они сегодня не в тренде.

Кукол дергают за нитки, а журналистов — за…

Так как же происходит манипулирование людскими умами? И кому это нужно? Мнения многих медиаэкспертов сходятся в том, что происходит оно бесструктурно. То есть никто (за редким исключением) не дает прямой команды публиковать сплошную чернуху. СМИ сами охотно ее публикуют. И делают это по нескольким причинам.

В условиях капитализма, к которому мы неожиданно пришли около 30 лет назад, главным показателем результативности любого хозяйствующего субъекта является так называемый коэффициент рентабельности. Кто-то продает нефть, кто-то — газ, а кто-то — информацию. Но цель у всех одна — заработать, по возможности, как можно больше денег, получить больше прибыли. Но если с нефтью и газом все более-менее понятно, то с информацией несколько сложнее. Во-первых, у СМИ нет таких доходов, как у газовиков и нефтяников. А во-вторых, успех того или иного информационного ресурса напрямую зависит от его положения в рейтинге.

Различные рейтинги также стали неотъемлемой частью нашей жизни. Существует целая рейтинговая система, классифицирующая все мировые СМИ по ранжиру. И от места расположения газеты, сайта или телеканала в нем напрямую зависит поток рекламы, а значит, и денег.

Как это функционирует? С этим тоже разберемся. По мере того, как абсолютно все в нашей жизни коммерциализировалось, это же самое произошло и с прессой. Соответственно, менялось отношение к информации. Владельцы различных СМИ очень скоро поняли, что «кошмары» продаются гораздо лучше всего остального. Логично, что руководство телеканалов и различных интернет-сайтов прилагает все усилия, чтобы извлечь как можно больше выгоды из своей деятельности. Занимаются этим «эффективные менеджеры» с хорошими зарплатами. Соответственно, все, начиная от кадровой политики и заканчивая эфирным временем, в работе этих структур выстроено так, чтобы извлекать прибыль. Она, в свою очередь, формируется в основном посредством рекламы. А размер этих поступлений напрямую зависит от рейтинга самого телеканала или сайта. Чем он выше, тем больше приходит рекламодателей.

Кто же координирует работу системы рейтингов СМИ? Ведь выходит, что именно он, по сути, формирует повестку дня в масштабах всей страны или даже мира. Что касается Казахстана, то у нас нет национальной системы рейтингов. Да и не было никогда. Зато есть множество филиалов различных международных рейтинговых агентств, которым принято верить во всем мире. И с этим волей-неволей приходится считаться.

Вот, например, если дать информацию об открытии обувной фабрики в Шымкенте или пекарни в Талдыкоргане, вряд ли она вызовет большой читательский или зрительский интерес. А вот если написать о том, что все пропало, что в экономике дела обстоят все хуже и хуже и света в тоннеле не видать, что кругом взяточники и коррупционеры (хотя оно так и есть на самом деле), то эта «новость» будет продаваться гораздо лучше. Криминальные хроники — вообще самый продаваемый информационный товар, имеющий наибольшее количество просмотров.

Все это скрупулезно фиксируют рейтинговые агентства. И на основе выводимых показателей определяется место того или иного издания в табели о рангах. Причем на это обращает внимание и правительство, когда раздает государственные заказы. А это гарантированные деньги для любого издания. В то же время то, что публикуют по госзаказам, читают, как правило, гораздо меньше того, на чем СМИ зарабатывают очки. Это общеизвестно.

Осторожнее с негативом, да и с позитивом — тоже

Таким образом, можно сделать вывод, что негативный информационный фон в любой стране организуют искусственно. Хотя никто так не думает. В этом и фишка.

Государство, безусловно, владеет некоторым количеством СМИ, которым диктует свою повестку дня. И они, отрабатывая государственные деньги, пытаются развеселить народ, давая в перерывах между официозом репортажи о гигантских белках или обедах в алматинских ресторанах за 500 тенге. Но становится ли радостнее на душе от подобных репортажей? Вряд ли. Официоз скучен сам по себе. А «белки» или «500 тенге за обед», как правило, оборачиваются против власти и тем самым опять же трансформируются в негатив. Вот и получается, что рейтинги государственных СМИ весьма низкие по сравнению с коммерческими изданиями. И уж тем более по сравнению с оппозиционными, финансируемыми из-за рубежа.

А если государство напрямую вмешивается в работу коммерческих СМИ (ведь такое бывает), рекомендуя давать больше позитива, то тут есть масса хитростей. К примеру, какой-нибудь популярный сайт дает новость про служащего какого-нибудь районного акимата, которого задержали с поличным в момент получения взятки. При этом обязательно указывают, что конверт с деньгами из рук в руки передавали в салоне автомобиля «Лэнд Крузер-200», принадлежащего чиновнику. Вроде бы новость позитивная. С коррупцией боремся, и все такое. Но стоит почитать комментарии, как сразу же выливается такая порция негатива, что раз в пять или шесть перекрывает весь тот позитив, в целях вызова которого и опубликовали новость. «Откуда у чиновника районного масштаба «Лэнд Крузер»?», «Вся власть — одни взяточники. Куда ни плюнь, везде нужно башлять», «Поймали мелкую сошку на «Лэнд Крузере». А рыба покрупнее летает на собственных самолетах», и тому подобное. Выходит, что ни делай, все получается по незабвенному Виктору Степанычу. Хотели же как лучше…

Так что же делать с позитивом? Где его брать? Что в стране происходит такого положительного, что заслуживает интереса? Это вопрос вопросов. А что касается того, что за пределами страны, так тут вообще полная засада. Ведь ни одно наше даже государственное издание не содержит на постоянной основе ни одного журналиста за рубежом в наиболее значимых местах. Чтобы из первых рук знать о том, что происходит на международной политической арене, полях сражений или мировых биржах. Вся информация об этом к нам поступает в основательно пережеванном кем-то другим виде.

Таким образом, официоз скучен. А рейтинги поддерживать надо. А как их поддерживать в наших условиях, мы уже написали.

СМИ — это тоже оружие в чьих-то руках

Кто этим пользуется? Вопрос интересный. Хотя подавляющее большинство населения об этом вряд ли задумывается.

В стране, где преобладает негативный информационный фон, гораздо легче вывести людей на улицу, устроить государственный переворот и привести к власти лояльных к каким-нибудь заинтересованным в этом глобальным игрокам личностей. Примеров тому в новейшей мировой истории предостаточно. Особенно за последние несколько лет. В условиях тотальной информационной войны, сопровождающей наблюдаемое сегодня политическое противостояние между известными державами, это очень важно.

Кто-то может возразить, что нас, мол, это никаким боком не касается. Но это не так. Казахстан занимает очень выгодное геостратегическое положение и мог бы послужить великолепным плацдармом для одной из противоборствующих сторон. Таким же плацдармом для другой стороны могла бы послужить, скажем, Мексика. Но сегодня это выглядит нереально. Да и цели такой, скорее всего, нет.

Бытует мнение, что значительная часть негатива в Казахстане распространяется под влиянием России, которая, дескать, делает это в целях увеличения численности своего населения, побуждая казахстанцев менять гражданство на российское. Но Российская Федерация не финансирует ни одно издание на территории Казахстана. Даже местные редакции российских газет не финансирует российская сторона, и они зарабатывают сами. Вопрос об этом, кстати, редакторы местных редакций российских газет поднимали в Москве. А если говорить о трансляции северососедских телеканалов на нашей территории, так у нас также свободно транслируются и западные.

А вот, например, Соединенные Штаты Америки и в какой-то мере Евросоюз посредством своих многочисленных фондов поддержки демократии и свободы слова, включая структуры пресловутого Джорджа Сороса, напрямую финансируют целый ряд газет, интернет-сайтов, радиостанций и НПО не только в Казахстане, но и во всем мире. Это факт.

Влияет ли это на обстановку конкретно в нашей стране? Выводы делайте сами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру