Почти месяц казахстанский Минздрав "отбивается" от менингита и общественности

Менингит как бы ушел, но осадок остался

Дошло до того, что сам министр здравоохранения вынужден был приехать в Алматы и неожиданно стал инспектировать городские и областные больницы. Лично. Главврачам досталось. Не исключено, что на местах грядут перемены.

Так же, как грядут перемены и в самой системе здравоохранения. Ведь министр Елжан Биртанов предложил сократить список социально значимых заболеваний. С 13 до четырех.

Менингит как бы ушел, но осадок остался

Словно во время чумы...

Вспышка менингита в Алматы и области поставила главу казахстанского здравоохранения в неудобное положение. Вроде до эпидемии не доросло — со статистикой не поспоришь. Ни больше, ни меньше. Все, как и в прежние годы. Число заразившихся не превышает допустимых показателей. Смертность, правда, выше, чем обычно. Но виноваты сами больные: «Не среагировали вовремя».

— В целом заболеваемость менингитом имеет волнообразный характер. В 2013 году у нас было 117 случаев, в 2014-м — 119, наибольший пик — в 2015 году, тогда заболевших было 424. В 2016 году — 120 случаев, в 2017-м — 62, — сообщил парламентариям министр здравоохранения Елжан Биртанов.

По его словам, количество заболевших находится в пределах нормы.

— Сегодня у нас порог заболеваемости 0,138, если взять в среднем в неделю при рекомендации в три случая заболевания на 100 тысяч человек населения. Вопрос о вакцинации встает, если количество случаев заболевания становится 10 на 100 тысяч человек. У нас сейчас в семь раз ниже, соответственно вопрос о вакцинации не стоит, — успокоил он общественность.

Тем не менее сторонники теории мирового заговора тут же вспомнили про американскую биолабораторию, заработавшую в Алматы несколько лет назад.

«Менингит и раньше был, но так повально от него не умирали. Наверное, новый штамм, который на нас испытывают», — пишут они в соцсетях.

В Минздраве такую точку зрения опровергают и говорят: «Как только потеплеет, вирус уйдет сам собой».

— Я не считаю, что это провал. Провал — это тогда, когда отражается на общей ситуации. В целом, я считаю, что в этой ситуации вопрос заболевания находится под контролем. Еще раз хочу повторить: заболеваемость, характерная для Казахстана, ежегодно возникает, — сказал министр.

И вот потеплело...

Новых случаев менингита не зарегистрировано, но осадок остался. Хотя бы от того, что на улицах крупнейшего мегаполиса страны каждый третий ходит в медицинской маске. А двое из троих — в черной. Словно во время чумы.

Инфопровал

Распространение как достоверной, так и не очень верной информации с помощью соцсетей и мессенджеров вновь сыграло злую шутку с чиновниками. Даже министр Биртанов был вынужден признать, что информационную «войну» его ведомство проиграло.

— К сожалению, есть фактор, о котором мы с вами говорим уже почти год. О работе с населением, о связях с общественностью и СМИ. Мы еще это полностью не освоили и не научились работать. И в связи с этим возникают такие нежелательные последствия, как паника среди населения. Поэтому необходимо интегрироваться и научиться работать с населением и СМИ. К сожалению, не всегда мы находим этот контакт. И в интересах населения, и в интересах медработников находить взаимодействие, — отметил на пресс-конференции Елжан Биртанов.

Таким заявлением для журналистов глава Минздрава «разразился» после того, как работу его ведомства, прямую и разъяснительную, подвергли критике государственные мужи самого высокого уровня.

На «недоработки» указал Биртанову даже премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев:

— В социальных сетях очень бурно обсуждают все, что вы говорите, но не до всех доходит. Если вы создали штаб, его работу нужно проводить публично. В открытом виде. До населения должны доводить проводимые мероприятия. Каждая ситуация должна быть разъяснена. Если вы сегодня выезжаете (в Алматы и Алматинскую область. — Прим ред.), необходимо все разъяснить самому. Посмотреть, принять необходимые меры, — сказал он.

И он поехал...

Ни одна больница Алматы и Алматинской области в пригороде не «жила» в эти дни размеренно. Министр мог появиться в любой момент.

Инфекционная лечебница Талгара, видео посещения которой разлетелось по соцсетям, как «горячие пирожки», стала первой «жертвой». Оказалось, что людей там, кроме одного дежурного врача, не было. То есть принять-то больных и некому.

— Было конкретное замечание премьер- министра о том, что есть проблема оказания помощи жителям области. На сегодня выявлены нарушения, в частности, стандартов Министерства здравоохранения, которые утвердили в прошлом году. По правилам оказания скорой медицинской помощи, больных должны доставлять в ближайшие медицинские организации, и там должны оказывать помощь до стабилизации состояния. И после этого можно транспортировать в необходимую больницу, — негодовал министр.

Также Елжан Биртанов отметил, что, согласно стандартам, экстренных больных должны принимать в ближайших клиниках, несмотря на прописку и место жительства.

— Эта проблема существует не только в отношении менингита, когда больную транспортировали из Талгара в Каскелен. И, к сожалению, она скончалась. Невзирая на место жительства, прописку и даже гражданство, экстренную помощь должны оказывать любые медицинские учреждения, — еще раз напомнил он.

Урезать — не зарезать

Пока больницы Алматы и области находились «под страхом» визита главного медика страны, он сделал заявление о том, чего точно не ожидали люди, постоянно нуждающиеся не только в стандартной медпомощи, но и в жизненно-необходимых лекарствах.

Список социально значимых заболеваний, по которым оказывают бесплатную медицинскую помощь, министр предложил значительно сократить. Об этом говорится в проекте его приказа.

Согласно новой редакции, в списке останутся четыре пункта: туберкулез, ВИЧ, злокачественные новообразования и психические расстройства и расстройства поведения. Прежде в этот список входили диабет, гепатит, ДЦП.

Теперь хронические вирусные гепатиты, сахарный диабет, детский церебральный паралич, острый инфаркт миокарда, ревматизм, орфанные заболевания и болезни нервной системы предлагают исключить из списка.

На критику и возмущение в социальных сетях министр здравоохранения отреагировал быстро:

— Во-первых, я хотел бы успокоить наших граждан, особенно страдающих хроническими заболеваниями. Наоборот, Министерство здравоохранения хочет усилить роль поликлинического сектора для того, чтобы эти больные находились под надежным наблюдением и получали лекарства, — заверил он. — Во-вторых, мы ничего не исключаем, все эти заболевания, которые перечислили, остаются. Просто мы упорядочиваем перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, требующих диспансерного наблюдения. Перечень был очень обширным и, по сути, за исполнением фактически у нас контроля не было. Социально значимые заболевания и диспансерное наблюдение во всех странах — это те болезни, по которым требуются дополнительное, усиленное наблюдение, дополнительные меры диагностики и лекарственного обеспечения.

Поэтому, по мнению министра, болезни, особенно диабет и многие другие важные заболевания, сейчас должны быть включены в перечень заболеваний, требующих особого динамического наблюдения. Четко оговорят перечень этих заболеваний, количество и кратность диагностических исследований, консультаций, а также перечень бесплатных лекарств, которыми этих больных будут обеспечивать.

Министр также заверил, что по бесплатному лекарственному обеспечению сокращения перечня заболеваний не планируют. Наоборот, в рамках медицинского страхования перечень бесплатного лекарственного оснащения поэтапно будут расширять.

Волну возмущений, поднявшуюся после заявления без объяснений, министру удалось «усмирить». Вроде как все обеспечение нуждающихся в лекарствах останется. Пока...

Но законодательство, если этот приказ примут и одобрят, можно будет «читать» с двух сторон. И вдруг перестать закупать по госпрограмме инсулин для больных диабетиков (проблемы, к примеру, в Алматы с этим вопросом и сейчас возникают).

Только если раньше чиновники должны были реагировать на жалобы, то после одобрения такого приказа смогут сказать, что это проблемы самого больного. Или проще: «Хочешь жить — плати!». Причем систематически.

Не зря говорят о том, что велосипед придумывать не нужно. Он уже есть: рама, колеса, руль... Нужно просто применить его к сложившейся ситуации. Ведь и в СССР были вспышки инфекционных и не только таких заболеваний. И с ними боролись удачно, заранее прогнозируя, что, где, когда и как может возникнуть. К сожалению, «дальновидность» наших первых руководителей министерств и ведомств не развита так хорошо, как у их предшественников. Поэтому и возникают... Нет, не эпидемии, а вспышки общественного возмущения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру