Космос приходит на помощь казахстанским фермерам

Нынешний год для казахстанских фермеров выдался совсем непростым

Различные сроки посевной кампании, ранняя весна, перешедшая в начало сухого лета, и, как следствие, активизировавшиеся сразу в нескольких регионах саранчовые. Впрочем, отчаиваться не стоит — таково мнение генерального директора НПЦЗХ имени А. Бараева, академика Кенже Абдуллаева. По его мнению, рекомендации ученых и космический мониторинг вполне способны помочь аграриям вырастить и сохранить будущий урожай зерновых. О чем он и рассказал в эксклюзивном интервью журналисту «МК».

Нынешний год для казахстанских фермеров выдался совсем непростым

— Кенже Кожахметович, что вы думаете о недавней посевной кампании?

— Посевная кампания, по большому счету, прошла вовремя, особенно в сравнении с прошлым годом. Большинство аграриев уложились в сроки, которые ученые НПЦЗХ имени А. Бараева рекомендовали для основных зерносеющих областей Казахстана — с 18 по 29 мая. Но поскольку в нынешнем году была ранняя весна, некоторые сельхозтоваропроизводители все же соблазнились предоставленной возможностью и соответственно приступили к посевной задолго до рекомендуемых дат — в среднем где-то с 10 мая, а то и раньше. Однако этого делать было нельзя, нежелательно, по той простой причине, что такой ранний посев уже, как видно сегодня, ведет к тому, что зерновые могут погибнуть. Потому что с 25 мая вплоть до 10 июня, то есть за все то время, что посевы должны были пойти в рост, не было ни капли дождя. Что, конечно, не может не сказаться отрицательно на ранних посевах. Они сейчас в очень плачевном состоянии, поскольку, говоря профессиональным языком, зерновые в таких случаях теряют вторичный корень, тяжело переносят кущение. В отличие от тех посевов, которые были проведены вовремя, так как крестьяне прислушались к научным рекомендациям и отсеялись с 18 по 29 мая.

— Можно ли как-то попытаться исправить ситуацию?

— Чтобы не потерять вторичные корни, дополнительный колос, необходимы осадки. Причем чем скорее, тем лучше. Почему я так упираю на этот момент? Весенние осадки, которые обычно дают запас влаги, помимо зимних, и исчисляются 99 миллиметрами в сроки примерно с 20 марта до 10 июня, в этом году, по данным РГП «Казгидромет», оказались в пределах всего лишь 38 миллиметров. Эта цифра в три раза меньше, чем ей положено быть при среднемноголетних значениях. Так что сегодня, если всходы пшеницы, ячменя, льна пусть и выглядят неплохо, то лишь потому, что зима нынешнего урожайного года дала двойной запас влаги. И те крестьянские хозяйства, что озаботились ее сохранением на полях в зимние месяцы, вполне могут переждать нынешний, правда, небольшой засушливый период. Ведь если дождей не будет до конца июня, то, сами понимаете, все может обернуться плохими результатами. Так что одна надежда на синоптиков, образно говоря, которые вроде как все-таки предрекают осадки в размере среднемноголетних значений для наступившего периода после посевной кампании. Посевы при том запасе продуктивной влаги, о которой я говорил, могут продержаться примерно до 25 июня. И значит, решающее значение будут иметь сроки с этой даты вплоть до 15 июля, когда в идеале должны пройти дожди, чтобы поддержать ту влагу, которая сохранилась с зимы.

— Что на этот счет говорят ученые вашего НПЦЗХ имени А. Бараева?

— Если говорить о рекомендованных научных технологиях, например, ресурсосберегающих, то они, по данным специалистов, должны сработать именно сейчас. Ведь семенной фонд будущего урожая находится, скажем так, «сверху». И потому предлагаемые нами прошлой осенью на будущий урожайный, то есть сегодняшний, год научные технологии как раз должны «выстрелить» и доказать свою своевременность, особенно на посевах у тех аграриев, которые внимательно прислушивались к научным рекомендациям.

— Но отсутствие влаги — это еще не все проблемы наступившего лета...

— Да, вы правы. И потому при стоящей сегодня жаркой погоде необходимо продумать меры защиты посевов от болезней и вредителей. В первую очередь — от саранчи. Сегодня в Акмолинской области в штатном режиме от нее должно быть обработано свыше 30 тысяч гектаров, но пока работы выполнены на площади в 16 тысяч. Тем не менее в ожидании дождя или какой-либо смены ситуации останавливаться нельзя, и потому в любом случае параллельно ведутся нештатные обработки, например, вдоль дорог, обрывая тем самым границы передвижения этого вредителя. К слову, для Акмолинской области весьма опасен такой вид саранчи, как итальянский прус. И пусть наибольшая проблема по саранчовым сегодня все-таки это Актюбинская область, Уральская, но это насекомое способно преодолевать при благоприятных для него условиях до 200 километров в день. Не стоит забывать о приграничных территориях с Россией — Саратовской и Волгоградской областях, откуда также могут залететь саранчовые, что размножаются там сегодня в огромном количестве. Всему виной жаркая и сухая погода в этих двух российских регионах, граничащих с Казахстаном. Надеюсь, что МСХ РК и территориальные комитеты в связи с такой обстановкой держат руку на пульсе.

— А если говорить о болезнях зерновых, которые могут повлиять на будущий урожай?

— Тут одна надежда, повторю, на осадки. Хотя и здесь нужно быть внимательными, так как после их выпадения специально протравленные площади зерновых могут быть снова подвержены заболеваемости. На этот счет ученые нашего института имени Бараева предупреждают о новых обработках, например, от грибковых заболеваний, от «ржавчины».

В качестве примера назову 2016 год, когда мы ожидали урожай зерновых почти во всех областях около 25 центнеров с гектара. Однако после сильных дождей, которых аграрии тоже очень ждали, неожиданно на посевы зерновых напали болезни. Это привело к потере урожайности более 10 центнеров с гектара. В итоге средняя урожайность по республике тогда составила примерно 13 центнеров с гектара, хотя изначально ожидалось получить в два раза больше.

— Есть ли выход для аграриев сегодня?

— Им необходимо быть очень внимательными, прислушиваться к рекомендациям ученых, потому что, как видите, и сильная засуха, и избыточные осадки одинаково негативны и непредсказуемы по своему воздействию на будущий урожай. При жаркой погоде необходимо думать о том, как предотвратить нашествие саранчовых, после осадков — готовиться к обработке фунгицидами и гербицидами. Повторю, немаловажную роль во всех этих действиях играет роль соблюдаемых сроков посева, которые должны быть выдержаны по времени для того или иного региона. Половина проблем зачастую происходит от того, что это правило бывает нарушено, а значит, серьезно влияет на будущий урожай как в количественном эквиваленте, так и в качественном. Возьмите, скажем, фермеров в США, которые просто используют рекомендации и технологии сельскохозяйственных научных институтов. Точно так же по такой же схеме действуют и наши ученые, которые свои наблюдения исчисляют 10, а то и 20 годами опытов и только потом рекомендуют отечественным сельхозтоваропроизводителям, строго в зависимости от региона, им следовать. И, кстати, немалую роль в этом играет космический мониторинг.

— Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— Как вы знаете, в Казахстане в этом году под урожайные культуры было отведено около 20 миллионов гектаров. И космический мониторинг, в этом случае отслеживание посевной, проводился с самого начала сельскохозяйственных работ. Помимо того, что космические снимки позволили отследить, где, сколько и какой культуры было посажено или посеяно, параллельно выясняли состояние посевов, необходимость внесения тех или иных удобрений, состав почвы, запасы влаги, наличие или возможность появления сельхозвредителей. То есть все это явилось очень большим подспорьем как для МСХ, для местных исполнительных органов, для наших ученых, так и для фермеров соответственно. И это дает надежду на то, что ситуация 2016 года, о которой я упоминал выше, не повторится, потому как космический мониторинг дает отличную возможность выявить и показать практически все негативные моменты тех или иных посевов, тех или иных земель. Равно как и положительные, что позволяют отслеживать посевы не только по качеству, но и мониторить реальные цифры уже полученного урожая. А это весьма облегчает дальнейший учет статистических данных, которыми оперируют в итоге профильные ведомства. Так что цифровизация, космический мониторинг — за ним будущее казахстанского сельского хозяйства. Тем более что Минсельхоз теперь на постоянной основе заключает договора с НК «Казахстан Гарыш Сапары», а потом уже мы, взаимодействуя с главным сельхозведомством, получаем полный доступ к необходимой для наших ученых специализированной информации.

— Можно ли дать на основании космических данных примерный прогноз будущего урожая?

— Наши ученые уже сегодня пробуют этим заняться. Сейчас их ориентир направлен пока на запасы продуктивной влаги, количество которой в разных регионах очень отличается. Но, если в указанный мной промежуток с 25 июня по 15 июля пройдут осадки в пределах среднемноголетних значений, которые будут иметь решающее значение для формирования зерновых, то урожай можно будет предположительно прогнозировать на уровне от 12 до 20 центнеров с гектара. Если среднемноголетние значения превзойдут ожидания, то и урожай может быть свыше 20 центнеров с гектара. Ну а если взять наихудший вариант, когда осадков может быть ниже нормы за указанные две недели, то и урожай, соответственно, упадет в прогнозах и составит в лучшем случае от 10 до 12 центнеров с гектара.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру