Как карта ляжет, или о проблемах геодезии в Казахстане

В Мажилисе Парламента РК состоялось, наконец, первое чтение законопроекта «О геодезии, картографии и пространственных данных», принятого в работу в октябре прошлого года. Однако вряд ли проблемы в отрасли, которые начали нарастать как снежный ком с момента обретения страной независимости, могут и будут решены одномоментно даже после рассмотрения правовых актов по этой теме. Уж больно много их накопилось за не один десяток лет.

Как карта ляжет, или о проблемах геодезии в Казахстане

Развитие картографической и геодезической отрасли на территории Казахстана было тесно связано с СССР, что, впрочем, неудивительно. В тот период в республике было главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР. Причем это, в отличие от дня сегодняшнего, было отдельное самостоятельное подразделение, которое занималось только своими отраслевыми задачами. Поскольку в то время заинтересованные органы понимали, что умение читать и работать с картами, а также пользоваться геодезическими данными для нужд собственного народного хозяйства составляло чуть ли не основу благоприятного развития экономики. Например, только одна геодезия, что считается узким отраслевым направлением, оказывает большое косвенное значение на все отрасли экономики. Ведь всем нужна достоверная информация о территориях, кому-то — для строительства, кому-то — для мониторинга, например, службам ЧС.

Может быть, поэтому в большинстве стран мира геодезия представлена в виде независимых агентств при правительствах. Например, в США — это Национальное агентство геопространственной разведки. В России – Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии. В Латвии – Агентство геопространственной информации. И везде это, повторим, отдельное ведомство, которое полностью берет на себя ответственность за решение вопросов и проблем геодезической и картографической направленности, требующих внимания в той или иной стране.

Чего снова, как в случае с водными ресурсами, не скажешь о Казахстане.

Дело в том, что в республике существует на сегодняшний день, во-первых, управление аэрокосмосъемочных, топографо-геодезических и картографических работ РГКП «Казгеодезия», которое отвечает за часть обеспечения исходной пространственной информацией. Это топографические карты и планы.

Во-вторых, это Казаэронавигация, у которой совсем другие требования, и которую больше всего интересуют высотные объекты. База данных таких объектов потом передается в управление навигации, и оттуда уже дизайнерами создаются модели (поверхности), согласно которым должны летать самолеты. Тогда как, в-третьих – Комитет геологии, в-четвертых – специальный отдел в Минoбoроны РК и вовсе работают по своим, только им известным правилам. Причем в интересы последнего входят демаркационные линии государственной границы, вопросы рассекречивания или, наоборот, закрытия определенных объектов на картах страны. А это уже зачастую подпадает под совсем другую категорию, доступ к которой не всегда возможен. И значит, на создаваемых картах могут быть «забыты» какие-то объекты, с чем потом приходится сталкиваться уже местным исполнительным органам, на чьей территории они были вдруг обнаружены. При этом странно, что ни одно из этих ведомств не занимается созданием морских карт или могло бы похвастаться профессиональным взаимообменом с Национальной системой ДЗЗ (дистанционное зондирование земли).

Отсюда географические, картографические и даже грамматические ошибки, которые закрадываются в картографию и геодезию Казахстана. И никто, заметим, не несет за это совершенно никакой ответственности, несмотря на то, что на отрасль в общей сложности тратятся миллиарды (на каждое ведомство – от 4 до 20) бюджетных тенге.

Между тем нынешней задачей, как пояснили в Мажилисе, должно стать «обеспечение РК высокоточной геодезической системой координат, и на ее основе создание единой цифровой картографической основы страны». При этом законопроект определяет, что «основными принципами правового регулирования в сфере геодезии, картографии и пространственных данных явятся системность и непрерывность осуществления геодезической и картографической деятельности, полнота, достоверность и актуальность пространственных данных, единство измерений при выполнении геодезических, картографических и гравиметрических работ, доступность и открытость пространственных данных за исключением сведений, составляющих государственные секреты». Однако пока не понятно – смогут ли в республике в очередной раз попытаться справиться с поставленной задачей, если снова все упирается в множество «объектов и субъектов основных направлений геодезической и картографической деятельности страны, а вопросы компетенции по созданию и обновлению картографической продукции населенных пунктов закрепляются (опять!) за местными исполнительными органами».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру