Вирус обогащения: кто наживается на вакцинах?

В начале 2020 года никто не знал, как и чем бороться с COVID-19. Вакцину нашли. Но проблем от этого меньше не стало, сменился лишь акцент, и теперь главный вопрос заключается в том, кто именно будет «спасать» мир.

Вирус обогащения: кто наживается на вакцинах?

Игра на вылет

Мировая потребность в вакцинах от коронавируса превышает пять миллиардов доз. Если взять за основу среднюю стоимость вакцины в 25 долларов, то в деньгах это больше 175 миллиардов долларов. Эти усредненные цифры были обозначены на старте «гонки» между фармгигантами и странами, резидентами которых они являются. Чуть позже сумму скорректировали, и она выросла до коридора 200-300 миллиардов долларов.

Российские разработчики, сделавшие ставку на «Спутник V» (самая распространенная вакцина в Казахстане), планировали побороться за четверть этой суммы, и уже к концу 2021 года они собирались поставить на мировой рынок один миллиард доз. Амбициозно, но желания разбились о ряд непреодолимых препятствий.

«В гражданский оборот, если я не ошибаюсь, выпущено около 57 миллионов полных комплектов «Спутника V», и на территории уже многих стран «Спутник V» используется очень широко, без каких-либо нарушений и отклонений от здоровья», — сказал в конце сентября директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург. Есть в этом объеме и доля казахстанских поставок. Так, на базе Карагандинского фармацевтического комплекса за полгода произвели более пяти миллионов доз «Спутника V» и до конца года планируют изготовить еще два миллиона доз препарата.

Не рассчитали свои силы и другие игроки рынка. Pfizer и BioNTech планировали произвести около двух миллиардов. Всего не наберется и десятка производителей, которые смогли пройти рубеж создания собственной вакцины и наладки ее производства, но практически все столкнулись с недостатком производственных мощностей. Несмотря на количественную осечку, фармацевты все равно остались в плюсе, чего не скажешь о других участниках рынка, кто не вошел в топ мировых поставщиков.

В этом году американская фармкомпания Merck прекратила разработку двух экспериментальных вакцин от коронавируса. До этого она заключила сделку на 38 миллионов долларов с Управлением передовых биомедицинских исследований и разработок правительства США. Ни один из препаратов не показал достаточной эффективности.

Другая вакцина против COVID-19 от Имперского колледжа в Лондоне не прошла первую фазу испытаний. И это при том, что на ее создание государство потратило 41 миллион фунтов стерлингов и еще пять миллионов фунтов вложили благотворительные организации.

Правительство Австралии выделило Квинслендскому университету пять миллионов долларов на разработку вакцины от COVID-19, но создание также остановили после первой фазы испытаний.

Десятки миллионов долларов оказались просто выброшены не ветер.

Стартовый капитал

Сколько на самом деле стоят вакцины? Многие люди даже не задумываются над этим вопросом, поскольку в большинстве случаев вакцинация производится бесплатно. Только это не совсем так. На самом деле — совсем не так. В действительности люди не платят деньги «у кассы» после того, как получают прививку, но это не означает, что за вакцину не рассчитываются.

Прежде всего нужно понимать, что оперативное создание формул целого ряда вакцин от COVID-19 стало возможно отнюдь не только благодаря гениальным умам вирусологов. Для проведения сложных экспериментов потребовалось немало средств, бюджет создания исчисляется миллиардами долларов.

Так, для поддержки разработки вакцин и лекарств от COVID-19 в США запустили операцию Warp Speed, на которую правительство выделило около 12 миллиардов долларов. Стартап Moderna из Штатов получил почти один миллиард долларов на разработку вакцины против COVID-19, и было привлечено еще 1,5 миллиарда долларов за 100 миллионов первых доз. Производители препарата Johnson & Johnson из

Германии и США получили 456 миллионов долларов на создание и еще один миллиард долларов за стартовые 100 миллионов доз. Англо-шведская компания AstraZeneca получила 1,2 миллиарда долларов, которые покрыли создание 300 миллионов вакцин, а также часть расходов, относящихся к фазе третьих клинических испытаний. Pfizer и ее немецкий партнер BioNTech получат 1,95 миллиарда долларов за поставку 100 миллионов доз.

Евросоюз, в свою очередь, выделил более восьми миллиардов евро на создание вакцин и лечение от COVID-19, из которых 4,4 миллиарда евро — на разработку препарата для вакцинации. Та же AstraZeneca получила 336 миллионов евро из госфинансирования ЕС в обмен на 400 миллионов первых доз.

Стоимость разработки первой российской вакцины от коронавирусной инфекции «Спутник V» составила 1,5 миллиарда рублей (примерно 20,6 миллиона долларов).

Китайская компания Sinovac получила около 500 миллионов долларов на разработку и расширение производственных мощностей для своего препарата CoronaVac.

В Казахстане было заявлено о пяти кандидатах на создание отечественных вакцин от коронавируса, общая стоимость разработки которых составила 2,5 миллиарда тенге (примерно 5,8 миллиона долларов).

Средства из госбюджетов стран вложили просто колоссальные, и тогда, наверное, иначе быть не могло, поскольку в самом начале пандемии еще мало кто понимал, что это за вирус и как с ним бороться. Однако глобальная проблема превратилась в бизнес-схему мирового масштаба, где каждый хочет перетянуть одеяло на свою сторону. Пожалуй, это и есть основная причина, по которой Запад до сих пор не одобрил «Спутник», а в России считаются неликвидными практически все вышеперечисленные иностранные вакцины. Ничего личного, это просто бизнес.

Итоги года

Евросоюз и США лидируют по объему закупок вакцин от COVID-19. В общей сложности страны мира заключили контракты на поставки 8,6 миллиарда доз — получается, про запас. Причем это еще не предел, ведь не так давно. Президент США Джо Байден заявил, что Штаты уже сделали заказ на миллионы доз нового препарата — экспериментальных противовирусных таблеток против COVID-19. В Австралии создали спрей, который также должен защищать от болезни, и все эти (и не только) препараты развиваются параллельно тотальной вакцинации.

В целом компания Pfizer за 2021 год ожидает получить 26 миллиардов долларов выручки. Правда, фармацевтический гигант делит прибыль от препарата с компанией BioNTech, но и при таком распределении средств сумма дохода выглядит весьма солидно.

Американская компания Johnson & Johnson и англо-шведская AstraZeneca пообещали, что во время пандемии будут продавать свои вакцины на некоммерческой основе. То есть цена за препарат от этих компаний должна быть равна себестоимости. Но так ли это на самом деле?

По данным издания Genetic Engineering & Biotechnology News, в первом квартале 2021 года стоимость одной дозы вакцины AstraZeneca составляла: 2,15 доллара за дозу в странах ЕС; 3-4 доллара — в США и Великобритании; 5,25 доллара — в ЮАР. Какую из них можно считать равной себестоимости? У экспертов есть много вопросов к фармацевтам по части ценообразования и в целом поведения в период пандемии. В частности, профессор Высшей школы экономики РФ Василий Власов ставит под сомнение прозрачность обнародованных данных. «На фармрынке о себестоимости не принято говорить. Главная задача производителя — объявить настолько высокую цену, насколько возможно. Особенно в начальный период. Есть даже негласное соревнование: кто получит больше дохода за первый год продажи препаратов», — поделился эксперт в одном из интервью местным СМИ.

С другой стороны, стоимость вакцин AstraZeneca выглядит намного привлекательнее, чем у всех остальных. Так, Moderna обходится в 25-37 долларов за дозу. SinoVac в самом Китае стоит 60 долларов и 29,75 доллара — в Индонезии. Вакцина BioNTech,

которую производит Pfizer, — 19,8 доллара за дозу. Johnson & Johnson «торгуют» по 10 долларов за дозу, причем эта вакцина однокомпонентная. Российский «Спутник V» — около 12 долларов за дозу, казахстанский QazVac оценили в 10 долларов.

Этот колоссальный разброс цен лишь подтверждает мнение профессора, из которого можно сделать уверенный вывод, что о реальной себестоимости вакцин мы буквально ничего не знаем. Зато в открытом доступе есть цифры об ожидаемых доходах остальных участников противоковидного консорциума.

Moderna планирует к концу года выручить до 18,4 миллиарда долларов. Ожидаемая выручка китайской компания Sinovac в 2021 году неясна. Однако известно, что за год фармгигант может произвести более одного миллиард доз, что при стоимости 60 долларов за дозу выводит компанию в абсолютные лидеры. Есть тут и небольшая погрешность, поскольку помимо внутренней реализации есть поставки в Индонезию, но и они вряд ли сместят лидера продаж. Россия может заработать до 15 миллиардов долларов от продаж «Спутника V» за 2021 год. О заработке на QazVac пока говорить сложно, поскольку на данном этапе только предполагается поставка в некоторые страны. В какие именно и когда? Пока не понятно. Известно о поставках в Афганистан, но исключительно в качестве гуманитарной помощи.

На фоне этих данных неудивительно, что в целом на планете сформировался дисбаланс. Компании попросту зарабатывают на ковиде, направляя дефицитные вакцины приоритетно в богатые страны, игнорируя при этом бедные. К примеру, Pfizer и BioNTech только в Швецию поставили в девять раз больше доз вакцин, чем во все страны с низким уровнем дохода вместе взятые — менее одного процента от общего объема своего производства. И такие примеры можно найти практически у всех «поставщиков».

В этих цифрах остаются неучтенными вакцины, которые покупают иностранцы, приезжая в те или иные страны. Сейчас стремительно растет популярность вакцина-туров, которые пользуются не меньшим спросом, чем поездки в Египет или Таиланд. Но о них мы расскажем в следующих публикациях.

Таким образом, становится очевидным, что война против нового вируса уже давно перетекла в плоскость бизнеса, где в приоритете предпринимательство, целостность внутреннего рынка, конкуренция — все, что угодно, но не забота о здоровье. Тем более что думать о расширении рынка и увеличении дохода гораздо проще, когда «стартовый капитал» был взят из бюджета, то есть из денег налогоплательщиков. Вот и получается, что обогащает она — борьба с COVID — не государства и их граждан, а вполне конкретные фармкомпании.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру