В Уголовном кодексе Казахстана уменьшается число «расстрельных» статей

Недавно Мажилис Парламента РК в первом чтении одобрил поправки в Уголовный кодекс по вопросам смертной казни. Статей, предусматривающих смертную казнь, в Уголовном кодексе стало меньше.

В Уголовном кодексе Казахстана уменьшается число «расстрельных» статей

Курс на гуманизацию

Казахстан начал проводить политику поэтапной отмены смертной казни с 1994 года. В новом Уголовном кодексе, принятом в 1997 году, практически вдвое сократили количество преступлений, за которые полагался расстрел. Самое главное решение — введение бессрочного моратория на исполнение высшей меры наказания до решения вопроса о ее полной отмене, принято Указом Президента в декабре 2003 года. При этом сам вид этого уголовного наказания не отменяли, и он мог быть выполнен по истечении года после отмены моратория. Четыре года спустя поправками в Конституцию ограничена сфера возможного применения смертной казни, которая предусматривается за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время (ранее — только за особо тяжкие преступления). При этом приговоренному предоставляют право ходатайствовать о помиловании.

В качестве такового может быть пожизненное лишение свободы или 25 лет за решеткой в исправительной колонии особого режима. К расстрелу не могут быть приговорены женщины, лица, совершившие преступления в возрасте до 18 лет, и мужчины, достигшие к моменту вынесения судом приговора 60-летнего возраста.

Однако, несмотря на намерения чиновников поэтапно отказаться от смертной казни, в республике наблюдалась и противоположная картина — постепенное увеличение статей в Уголовном кодексе, предусматривающих эту меру наказания. Одна из последних поправок — «посягательство на жизнь Первого Президента Казахстана — Лидера нации». Всего в Уголовном кодексе расстрел предусмотрен в 17 составах преступления, в большинстве из которых речь не идет о гибели человека.

С 1990 года до введения моратория в Казахстане приведены в исполнение 536 приговоров о смертной казни. До вступления в силу новых конституционных поправок в тюрьмах содержался 31 смертник. Указом главы государства смертная казнь им заменили на пожизненное лишение свободы. После того как мораторий начал действовать, судебная система вынесла еще два смертных приговора. Последний случай датирован 2016 годом — к смертной казни приговорили Руслана Кулекбаева, признанного виновным в убийстве в том году десяти человек в Алматы.

На двух стульях

Европейский союз и правозащитники приветствовали решение государств Центральной Азии ограничить применение смертной казни. Однако Казахстан по сравнению со своими центральноазиатскими соседями оказывается в двояком положении. С одной стороны, в республике никто смертную казнь не отменял. При этом она предусмотрена только для определенных видов преступлений, которые в стране не совершаются. Расстрел назначали только по одной статье — за убийство при отягчающих обстоятельствах. Террористических и военных преступлений в РК не было. Замысловатая ситуация складывалась и в отношении особо тяжких преступлений, совершаемых в военное время. Казахстан не участвует в военных действиях, на его территории нет вооруженных конфликтов, и в связи с этим нет никакой необходимости в сохранении в уголовном законодательстве такой меры наказания.

Правозащитники считали такое решение нелогичным, половинчатым и не вполне последовательными. Если отказываться, то раз и навсегда. Тем более что Казахстан заявил об этом, поддержав резолюцию 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и присоединившись к заявлению Европейского союза. Также наша страна ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), и на повестке дня встал вопрос о ратификации второго Факультативного протокола к пакту, предполагающему отмену смертной казни.

Комитет ООН по правам человека считает право на жизнь основополагающим, «от которого не допускается никаких отступлений даже во время чрезвычайного положения в государстве, при котором существование нации находится под угрозой». И хотя авторитетный международный институт в своих пактах не просит государств-участников отказаться от смертной казни, тем не менее он обязывает ограничить применение этого наказания и отменять его во всех случаях за исключением «самых тяжких преступлений».

Таким образом, у Казахстана были все основания отказаться от высшей меры наказания. При этом сами граждане в последнее время все чаще говорят о том, чтобы вернуть смертную казнь и в первую очередь для лиц, совершивших сексуальное насилие над детьми.

Первый шаг

В сентябре 2020 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций Постоянный представитель Казахстана при ООН Кайрат Умаров подписал второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Глава государства ратифицировал и подписал документ 2 января 2021 года. Сегодня из 193 государств-членов ООН 88 являются участниками этого пакта.

Однако Казахстан сделал единственную оговорку, предусматривающую применение смертной казни в военное время после признания вины в совершении наиболее тяжких преступлений военного характера. Для вступления в силу протокола необходимо было внести соответствующие изменения в национальное законодательство страны. Что, собственно, и сделали депутаты Мажилиса Парламента, приняв в первом чтении проект поправок, которые приводят Уголовный кодекс в соответствие с ратифицированным протоколом.

Согласно поправкам, высшую меру наказания предлагается предусмотреть только в четырех статьях — за наиболее тяжкие преступления против мира и безопасности человечества, которые связаны с военными действиями и совершаются в военное время.

К ним относятся: развязывание и ведение агрессивной войны (часть 2 статьи 160); применение оружия массового поражения (часть 2 статьи 163); нарушение законов и обычаев войны, выразившееся в убийствах военнопленных и гражданских лиц (часть 2 статьи 164); геноцид, совершенный в военное время (часть 2 статьи 168). Как объяснил заместитель Генерального прокурора РК Асет Чиндалиев, «эти статьи выбраны с учетом тяжести последствий и предусматривают ответственность за убийство большого количества людей в военное время».

Парламентарии поинтересовались, почему Казахстан решил отменить смертную казнь за терроризм, который «не имеет границ и приобретает все более широкий международный характер». Однако, как считают в надзорном органе, «только смертной казнью террориста не остановить», он и так, идя на теракт, в первую очередь рискует собственной жизнью. При этом там напомнили, что Казахстан принимает комплексные меры для борьбы с этим явлением: принята программа по борьбе с экстремизмом и терроризмом, в которой заложены решение социальных вопросов, разъяснительная работа. Также за терроризм сохраняется такой вид наказания, как пожизненное лишениесвободы.

Действительно, мировое сообщество сегодня признает акты терроризма как серьезную угрозу, тем не менее ни в одном из принятых по этому поводу решений Совета безопасности ООН, конвенциях организации и других международных документах, направленных на борьбу с этим злом, нет даже упоминания о возможности применения смертной казни за террористические преступления. Ни одно из государств-участников Второго факультативного протокола к МПГПП, в том числе подвергшихся терактам, не ставило вопрос о пересмотре этого международного договора для включения в него исключения — смертной казни за террористические преступления.

В целом в Генеральной прокуратуре, всесторонне изучив вопрос применения смертной казни, пришли к выводу, что на состояние преступности ее наличие в законодательстве не влияет. «Когда мы смотрели все исследования, однозначного мнения нет, что смертная казнь способствует снижению преступности или, наоборот, отмена смертной казни способствует росту преступности. Но если обратиться к нашей практике, когда за убийство человека в нашем Уголовном кодексе существовало наказание в виде смертной казни, то таких преступлений было в два, а в некоторых случаях в три раза больше, чем после отмены смертной казни за убийство», — констатировал заместитель Генерального прокурора Асет Чиндалиев.

Цель оправдывает средства

Принятые поправки по отмене смертной казни — это событие скорее политическое и формальное, поскольку в стране уже долгие годы действует мораторий на расстрельные приговоры. Казахстанские чиновники руководствовались не только идеями гуманизма. Сейчас пошел новый виток потепления отношений с Западом, где проповедуют принцип, что только Бог вправе отнимать жизнь человека. (Из европейских стран смертные приговоры приводят в исполнение лишь в Белоруссии.) Вполне возможно, что в официальном стремлении Казахстана к отмене смертной казни прослеживается и экономический аспект. В период коронавирусного кризиса резко упали цены на углеводороды, что привело к уменьшению доходов в бюджет. Это может привести к необходимости брать кредиты для покрытия дефицита. При выдаче льготных кредитов международные финансовые институты учитывают в том числе и гуманистические аспекты законодательства. РК в разнообразных отчетах правозащитных организаций числится страной, где все еще действует смертная казнь на законодательном уровне, таким образом, понижаясь в рейтинге различных «прав и свобод». Учитывая, что наша страна стремится войти в элитный клуб ОЭСР и топ-30 развитых государств мира, отмена расстрельных приговоров — одно из требований для вхождения. Отмена смертной казни, к примеру, является условием вступления в международные организации, такие как Совет Европы.

Но и на этот раз многие правозащитники не понимают смысл «оговорок». Если предположить, что Казахстану необходимо «на всякий случай» иметь такую норму, то многие международные юристы не видят в этом никакого смысла. Известно, что при наступлении военного времени принимается указ о военном положении, где и расписано, за какие преступления что полагается.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру