За кулисами тайных операций

Во все времена исчерпывающие сведения о противнике были серьезным фактором успеха в противостоянии ему. За секретную информацию о его силе, оружии, технике, новых разработках боролись всерьез. И сегодня эта скрытая борьба не прекращается. Применяется весь арсенал средств. Их стоит разобрать подробнее.

За кулисами тайных операций
F-117

На базе сотрудничества

В 1939 году, после гражданской войны в Испании, руководство СССР осознало, что отечественная авиатехника серьезно уступает самолетам Германии как наиболее вероятному противнику в предстоящей войне. После череды рекордов на дальность перелетов, успехов полярной авиации, популярности летного дела сложившаяся ситуация была крайне неожиданной и неприятной. Сразу были приняты чрезвычайные меры. Резко ускорены все разработки новых боевых самолетов. Конструкторские бюро, в том числе и малочисленные, получили карт-бланш на создание истребителей — самолетов, в которых страна нуждалась в первую очередь. Но была еще одна возможность, которой воспользовались и о которой сегодня мало помнят. Воспользовавшись заключенным с фашистской Германией Пактом о ненападении, СССР направил на заводы третьего рейха большую делегацию специалистов Минавиапрома во главе с молодым конструктором Яковлевым. Делегация не теряла времени даром, она изучила состояние авиазаводов Германии, составила перечень необходимых видов оборудования и заключила контракты на их поставку, но главное — оперативно закупила самые современные образцы самолетов, стоявших на вооружении немецких ВВС. «Мессершмиты-109», «Хейнкели-111» и «Юнкерсы-88», «Дорнье-217», «Фокке-Вульф-189» — все, с чем встретились советская армия и флот через короткое время. Авиатехнику будущего противника изучили досконально. Война в воздухе в первоначальный период войны для нас сложилась очень тяжело. Но трудно себе представить еще больший масштаб потерь и поражений, если мы были бы в полном неведении о потенциале фашистов. Историки расходятся во мнении, почему германские руководители дали возможность нашим спецам подробно изучить их авиацию. Возможно, Гитлер был настолько уверен в превосходстве Люфтваффе, что не видел угрозы в том, что Советы узнают поближе их мощь. Все равно, считал он, создать что-либо сопоставимое отсталая советская промышленность не способна.

МиГ-21

Сразу после войны советская сторона провела операцию, обеспечившую авиации выживание и боеспособность в начинавшейся уже холодной войне. Мы смогли официально закупить в Великобритании несколько десятков реактивных двигателей «Нин» и «Дервент», документацию для их производства, соответствующее оборудование и даже некоторые материалы — специальные жаропрочные сплавы. Мне неизвестно что-либо аналогичное по масштабам закупки стратегической технологии в отношениях со странами Запада. Это дало возможность прославленным МиГ-15, Ту-16 и Ил-28 защищать свою страну и наших друзей на всех континентах. А позднее, освоив необходимые технологии, запустить в серию уже собственные двигатели. Решение кабинета Эттли пойти на сделку с СССР подверглось жесткой критики из США. Но у британцев был свой резон: за счет этой сделки они смогли профинансировать программу создания собственного независимого ядерного потенциала. Баланс интересов на лицо.

От сделок к трофеям

Впрочем, в скором цивилизованные способы получить доступ к технологическим секретам ушли в прошлое, участники глобального противостояния установили непроходимые барьеры на этом пути. Остались возможности, предоставляемые локальными конфликтами, как тогда говорили, «горячими точками».

Академик Евгений Федосов рассказал, как к нам попала американская ракета класса «воздух-воздух» «Сайдуиндер»: «Ракету эту создали для самолетов ВМФ и продали Тайваню вместе с самолетами F-105, которые поступили на вооружение этой страны. Когда возник конфликт между Китаем и Тайванем в Тонкинском проливе из-за лежащих в нем островов, он перерос в военные столкновения F-105 с китайскими истребителями — нашими МиГ-17, стоявшими на вооружении Китая. И вот в этих столкновениях впервые в истории была применена ракета класса «воздух-воздух», сбито несколько китайских истребителей, но некоторые ракеты не взорвались и упали на территорию Китая. Так «Сайдуиндер» попал в НИИ-2, в мой отдел. Для нас эта ракета стала хорошей школой, которая позволила понять философию и технологию американской техники».

F-5 Tiger

Война во Вьетнаме принесла нашим разработчикам новую пищу для ума. Советским военным удалось получить вертолеты «Кобра» и «Ирокез». Вершиной гонки за трофеями стал американский истребитель F-5 Tiger. В 1976 году истребитель доставили на летную базу под Ахтубинском (Астраханская область). Тестовые полеты потрясли участников. Летчик-испытатель Владимир Кондауров, которому поручили проверить американца, вспоминает: «После определения основных летно-технических характеристик мы приступили к сравнительным воздушным боям. Я воевал на своем «родном» МиГ-21, а Николай Стогов — на F-5. Ближний маневренный «бой» начинался в равных условиях на встречных курсах. Все полеты заканчивались с одним результатом — МиГ-21 проигрывал, хотя и имел значительно большую тяговооруженность. Честно говоря, я и сам был в некоторой растерянности, хотя, полетав на F-5, понял, что это «курочка с яйцом».

Стало ясно, что подобные испытания имеют огромное значение для выявления реальных характеристик техники, стоящей на вооружении НАТО, и выработки методов противодействия им. Важно было добыть технические новинки вероятного противника. Впрочем, иногда везло, и секретные образцы сваливались прямо на голову. В 1969 году поблизости от космодрома Байконур рухнул беспилотный разведчик США Lockheed D-21B. Выполняя полет нал Китаем, аппарат пролетел над ядерным полигоном Лобнор, затем потерял управление и летел до выработки топлива.

Во время конфликта на Балканах, в 1999 году, сербская ПВО с помощью зенитно-ракетного комплекса С-125 смогла сбить бомбардировщик-невидимку F-117. Большая часть остатков сбитого бомбардировщика хранится в музее авиации недалеко от белградского аэропорта. Что касается электронного оборудования, то неофициально считается, что его большую часть продали России и Китаю для тестирования своих прототипов самолетов с пониженной заметностью.

Совсем скоро, в апреле 2001 года, Китай получил собственную возможность ознакомиться с секретами американцев. Самолет радиоразведки EP-3E Arries-2 ВМС США совершал маневры в непосредственной близости от китайского острова Хайнань. Вылетевшая на перехват пара истребителей J-8 пыталась вытеснить американца, в итоге произошло столкновение, один из истребителей упал в море, летчик погиб, а разведчик совершил вынужденную посадку на Хайнань. Экипажу удалось лишь частично уничтожить секретные материалы, остальное попало в руки китайцев, включая криптографические ключи, руководство по радиоэлектронной разведке и имена сотрудников Агентства национальной безопасности. Некоторые из захваченных компьютеров содержали подробную информацию из Северной Кореи, России, Вьетнама, и других стран. Самолет также нес информацию о параметрах локаторов радарных систем Штатов и их союзников. Через десять суток экипаж отпустили, а самолет подвергли детальной разборке и тщательному изучению. Его компоненты двумя самолетами «Руслан» 3 июля 2001 года возвратили в США.

ЗРК Панцирь

Операции века

Советская военная техника представляла для наших оппонентов не меньший интерес. В историю вошли две масштабные операции, целью которых изначально было получение образцов боевой техники и систем, обеспечивающих ее функционирование.

Первая из них — «Пенициллин», угон истребителя МиГ-21, осуществленная израильскими спецслужбами. С 1961 года Москва начала поставлять МиГ-21 арабским странам. К 1963-му истребители этого типа входили в состав Воздушных сил Сирии, Египта и Ирака. Командующий израильскими ВВС генерал Эзер Вейцман обратился к шефу разведки «Моссад» Меиру Амиту с просьбой рассмотреть возможность угона этого новейшего по тем временам самолета. Израильтяне сделали ставку на иракского пилота МиГ-21 ассирийского происхождения. В то время начались гонения на ассирийское население Ирака.

Условием сделки были гарантии по вывозу семьи пилота. Убедившись в том, что семья в безопасности, пилот по имени Мунир Редфа 15 августа 1966 года, взлетев на МиГе, покинул воздушное пространство Ирака и приземлился в Израиле. За это он получил полмиллиона британских фунтов. Самолет изучили в Израиле, а затем направили в США для ознакомления. Впоследствии возвратили Израилю, где он сейчас выставлен в музее ВВС страны. Знакомство с летно-тактическими характеристиками самолета оказало Израилю большую помощь в ходе боевых действий Шестидневной войны.

В 1976 году советский летчик Виктор Беленко угнал свой МиГ-25П в Японию, заставив срочно менять систему опознавания «свой-чужой» на всей боевой авиации СССР. В сети много информации об этом инциденте, желающие могут ознакомиться.

Azorian — кодовое название секретной операции, проведенной в 1974 году американцами по подъему советской атомной подводной лодки К-129, погибшей в марте 1968 года в срединной части Тихого океана. Причина гибели подлодки до сих пор не ясна. Проведя поисковые работы, командование советского ВМС засекретило судьбу лодки. Американцы построили специальное судно «Гломар Эксплорер», способное точно позиционироваться и проводить сверхглубокие работы на глубинах свыше пяти тысяч метров. О результатах операции мы можем судить лишь частично, по ограниченной информации, обнародованной американскими властями в феврале 1975 года. Говорили, что подняли носовую секцию лодки, две торпеды с ядерными боевыми частями, другое оборудование. Баллистические ракеты, кодовые книги и шифры якобы остались на дне. Где здесь истина, неизвестно. По заявлениям представителей ВМС США, тела шести советских моряков, обнаруженных в поднятых отсеках, с воинскими почестями погребены в море. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал бывшему тогда президентом России Борису Ельцину видеопленку с записью церемонии похорон, во время которой исполняли гимн СССР. В 2011 году Главное управление глубоководных исследований Mинoбoрoны РФ проводило исследования на месте гибели подлодки. Информации о содержании и результатах этих работ нет.

Подлодка К-129

Что же происходит сегодня?

Из свежего. Это сообщение о похищении в Ливии российского зенитно-ракетного комплекса «Панцирь» и доставке его в США. Также непроверенной является информация о пропаже в Израиле высокотехнологичного летного шлема с дополненной реальностью, предназначенного для пилота истребителя F-35. Кому он понадобился — вопрос. Продолжается процесс обновления навигационной системы «Глонасс», других группировок, а значит, интерес России к передовым компонентам для спутников, производимых сейчас только на Западе, растет.

Будем следить за новостями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру