Казахстан отмечает 29 лет независимости

За эти годы казахстанский барс сделал весьма существенный прыжок из советского быта в мир рыночных взаимоотношений. Попытаемся отметить основные вехи экономической истории независимости Республики Казахстан.

Казахстан отмечает 29 лет независимости

Начало 90-х годов для всего постсоветского пространства было временем “поиска собственного пути”. Перестройка конца СССР заложила основу трансформации экономического облика всех республик, дав начало рыночным отношениям.

В Казахстане переход к рынку был крайне болезненным. Республика в 1991 году последней официально вышла из СССР, а в 1993-м одной из последних ввела свою валюту. И к моменту рождения тенге экономика страны уже трещала по швам: в Казахстан сливались советские рубли со всех “овалюченных” республик. В результате инфляция в 1992 году составила почти 3000 процентов, а в 1993-м - 2169,8 процента.

Впрочем, введение тенге тоже не остановило рост цен: в 1994 году инфляция скакнула на 1009 процентов, но уже в 1995-м она составила 59,93 процента, а в 1996-м - 28,76. Вот так мало-помалу валютная ситуация стабилизировалась, Казахстан получил возможность формировать собственные финансовую и банковскую системы и получил доступ к международным финансовым организациям.

В 1997 году в стране появилась первая долгосрочная стратегия развития “Казахстан 2030”.

Собственно, в ней сформулированы основные принципы, на которых зиждется экономическая и социальная политика Казахстана до сих пор: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

Собственно, четких индикаторов в первой стратегии государства не устанавливалось. Больше формулировались потребности (и описывались причины именно этих потребностей). Например, в части экономического роста говорилось следующее: “Можем ли мы считать себя сильным государством, если нам не удается сполна получать налоги и пошлины, если мы своевременно не выплачиваем заработные платы и пенсии, если законы и указы зачастую не соблюдаются? Из-за этого постоянно терпят убытки сознательные налогоплательщики и честные владельцы предприятий, а также наиболее уязвимые слои населения. Что же касается бессовестных руководителей предприятий и лиц, не платящих налоги, то они процветают. Стратегия решения этих проблем известна. Мы должны: устранить еще имеющееся административное вмешательство правительства в торговлю и производство; завершить процесс приватизации, включая недвижимость, оставшиеся мелкие и средние предприятия и агропромышленный комплекс; разумно организовать и упростить центральное правительство и местные органы власти, серьезно переосмыслив их роль, полномочия и ответственность; энергично продолжить реформу судебной власти и правоохранительных органов; установить абсолютное верховенство закона и защитить законопослушных граждан от преступности. Напротив, применить всю силу власти и закона к тем, кто обеспечивает себе безбедное существование противозаконным путем”.

Многое из того, что “мы должны”, еще не закончено. Хотя основная масса все же уже стала нашей реальностью. Это и национальная стабильность, безопасность и откладывание доходов от нефти “про запас”. Реформы образования и здравоохранения (обе, впрочем, весьма спорные). Но экономический рост государства тем не менее обеспечен.

Семнадцать лет назад, в 2003 году, дали старт новой индустриализации страны - утвердили первую Стратегию индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, что стало, по существу, началом нового этапа экономических преобразований. В 2009 году она трансформировалась в первую форсированную пятилетнюю Госпрограмму индустриально-инновационного развития Казахстана, затем остались просто пятилетки ГПИИР.

Еще одним важным макроэкономическим событием современной истории Казахстана является принятие в 2012 году стратегии “Казахстан 2050”. Экономической политикой страны на ближайшие десятилетия объявили “всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности”, поддержку предпринимательства и развитие сферы образования и подготовки кадров. При этом государство продолжит укреплять национальную безопасность как внешне, так и внутренне, развивать “казахстанскую демократию”.

Когда-то давно, в 1994 году, в книге “Рынок и социально-экономическое развитие” Нурсултан Назарбаев написал: “Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество. Людей, живущих без осознанного идеала, высокой мечты, неизбежно захватывает стихия мелких обывательских интересов, сиюминутной материальной выгоды. И, как следствие, наступает общественная деградация. Вот почему столь необходима сегодня четкая, конкретная концепция экономического и социального развития, дающая каждому возможность увидеть азимуты нашего движения, обрести уверенность в предсказуемости событий, в достижении конечного результата”. Наверное, поэтому страна и ставит всегда новый, кажущийся недостижимым и очень далеким результат.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру