Депутаты жалуются на некачественные законопроекты

31.05.2019 в 12:56, просмотров: 1421

Стране нужны полноценные и эффективные законы, однако тексты документов, которые поступают в стены парламента, нельзя назвать таковыми. Понятно, что законодатели вносят в них свои поправки и дополнения, но это не должно сводиться к “работе над ошибками”. А ошибки правительство совершает уже на стадии планирования законопроектной работы.

Депутат сената Дулат Куставлетов ежегодно проводит анализ законопроектной работы правительства и каждый раз указывает на недоработки, которые так и не решаются. Вот и на этот раз он обратился с запросом к премьер-министру страны Аскару Мамину, где подробно изложил существующие недостатки законотворческой деятельности. Как и прежде, сроки по законопроектам часто переносят на второе полугодие и нередко в конце года вовсе исключают из плана. “По состоянию на май текущего года план законопроектных работ правительства на 2019 год корректировали три раза. А это только начало года. К концу года эта цифра может увеличиться”, - констатировал сенатор. В итоге такое слабое планирование со стороны Кабмина в последующем негативно отражается на прохождении законопроектов в палатах парламента и приводит к неравномерной нагрузке на депутатский корпус в течение всей сессии. Как правило, ноябрь-декабрь и май-июнь являются самыми загруженными для парламентариев периодами, когда они вынуждены в спешке принимать жизненно важные и необходимые законодательные акты, порой даже не успевая их тщательно и скрупулезно проработать.

Введение института правового мониторинга должно было поднять законопроектную работу на качественно новый уровень. Однако, по словам Дулата Куставлетова, “депутаты не видят ни одного законопроекта, разработанного правительством по итогам проведенного правового мониторинга”. “На протяжении шести лет этот правовой институт остается в законсервированном виде, превратившись в формализованную и бесполезную нагрузку для всех государственных органов, в том числе для Министерства юстиции”, - констатировал сенатор. В доказательство он привел факт, что из 27 законопроектов, включенных в план законопроектных работ правительства на 2019 год, только пять самостоятельных законопроектов, а остальные - это внесение изменений и дополнений в уже действующие законы, зачастую спорные.

Не развиваются и научные фундаментальные исследования, на основе которых каждые десять лет готовился проект концепции правовой политики и вносился на утверждение главе государства. В основу действующей Концепции правовой политики на 2010 - 2020 годы также легли научные исследования ведущих ученых. Сегодня такая работа со стороны правительства не проводится.

В итоге такие упущения в совокупности с низким уровнем подготовки специалистов, занимающихся нормотворчеством, порождают злободневную проблему - низкое качество законопроектов. Для начала сенатор предлагает решить вопрос с кадрами. Состояние юридических служб в государственных органах плачевное. Квалифицированных юристов не хватает, а проводимая реформа системы оплаты труда госслужащих в госорганах дала обратный эффект. В результате структурные подразделения госорганов разделили на основные и вспомогательные. Юридические службы попали в разряд вспомогательных, и, как следствие, заработную плату урезали.

Еще одна большая проблема, как считает парламентарий, - игнорирование госорганами основополагающих принципов Конституции и других законов, затрагивающих права граждан. “Зачастую нормы Конституции интерпретируются и трактуются госорганами так, как им удобно. Это находит отражение в законопроектах, где разработчики и заинтересованные госорганы во имя практической целесообразности или своих интересов игнорируют принцип законности и наши замечания, касающиеся конституционных прав граждан”, - отметил Куставлетов. В качестве примера он привел законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства”, где исключили гарантии отсутствующих наследников на получение причитающейся им доли в наследстве. Хотя, согласно Конституции, право наследования ни в каких случаях не подлежит ограничению. Только наложенное Елбасы вето на эту норму закона восстановило нарушенное конституционное право граждан.

Госорганы не хотят слушать депутатов, и это потом выходит боком. Так, в ходе работы по законопроекту “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищных отношений” неоднократно давались замечания относительно необходимости прямого указания в законе на положения о регистрации граждан по месту жительства для обеспечения жильем. Однако это предложение проигнорировали. В результате появились попытки организовать митинги недовольных во время проведения Астанинского экономического форума в г. Нур-Султане.

К разработке законов госорганы подходят формально. Заявляя об исполнении поручений руководства страны, они представляют депутатам законопроекты, которые не реализуют в полной мере поставленные задачи и не решают проблем развития в своей отрасли. Примером служит Закон “О кинематографии”. Он не регулирует новые важнейшие общественные отношения, которые могли бы дать толчок развитию отечественной киноиндустрии.

Никто не занимается в стране прогнозированием последствий законопроектов. Эта работа сводится лишь к фразе “Законопроект не приведет к неблагоприятным социально-экономическим и другим последствиям”. Также формально ведут разъяснительную работу. “Заученные фразы и топорные пояснения новелл принимаемых законов уполномоченными должностными лицами совсем не притягивают внимание граждан, а больше вызывают обоснованную критику и сарказм”, - считает сенатор и, учитывая многолетний опыт, констатирует, что “даже самые правильные и полезные законодательные инициативы можно признать неэффективными, если просто нормально не объяснить населению цель и принципы их работы”. В итоге многие принятые законы остаются непонятыми и не находят поддержки у населения.

Обращая внимание премьер-министра страны на эти проблемы, Дулат Куставлетов заметил: “Все вышеперечисленные вопросы так или иначе поднимаются практически в каждом депутатском запросе моих коллег, но остаются без внимания. Практически на каждый депутатский запрос мы получаем только отписки с сомнительными статистическими данными и планируемыми мероприятиями”. Чтобы не быть голословным, он предложил правительству провести ревизию депутатских запросов, направленных в адрес премьер-министра и руководителей государственных органов, за последние шесть лет, систематизировать актуальные и дельные предложения депутатов и приступить, наконец, к их реализации.