Со времен Чавеса
По заявлению представителя российского МИДа, приведение к присяге оппозиционного «врио президента Венесуэлы» и незамедлительное признание его в этом качестве со стороны США указывают на стремление «провернуть в Венесуэле апробированные сценарии смены неугодных правительств».
О военном вмешательстве России в ситуацию, видимо, речи не идет. Это крайне нерационально — вести военную кампанию по спасению очередного дружественного режима, тем более в другом полушарии. Так что подобное предостережение — не более чем упреждение на ухудшение: «Разве мы не говорили?».
Россия поддерживает правительство Венесуэлы с 2002 года, со времен правления Уго Чавеса. По расчетам агентства Reuters, с 2006 года Россия предоставила Венесуэлле кредиты или кредитные линии на общую сумму не менее 17 миллиардов долларов.
В декабре 2018 года Николас Мадуро приезжал в Россию, чтобы встретиться с президентом России Владимиром Путиным. По итогам разговора венесуэльский президент объявил о подписании контрактов с российскими партнерами, гарантирующих инвестиции на пять миллиардов долларов в нефтедобычу в Венесуэле и на один миллиард долларов — в добычу золота. Правда, со стороны российских властей эту информацию не прокомментировали и подтверждения не сделали. Мадуро же не предоставил никаких деталей относительно сроков инвестиций и доли в них российских компаний.
Зато известно, что в декабре 2011 года Россия предоставила Каракасу госкредит на сумму до четырех миллиардов долларов для финансирования поставок в Венесуэлу российской продукции военного назначения. Венесуэла использовала минимум 3,6 миллиарда долларов из этого кредита для закупки российских вооружений. Но республика не смогла регулярно обслуживать этот кредит, допустив в 2016-2017 годах, по меньшей мере, две просрочки платежей по процентам.
В ноябре 2017 года Россия в третий раз реструктурировала этот кредит: общий долг Венесуэлы зафиксировали на уровне 3,15 миллиарда долларов, а срок окончательного погашения сместили на 2027 год. При этом, как проинформировали в российском Минфине, в 2018-2023 годах объем платежей по кредиту будет минимальным, не раскрыв при этом деталей соглашения.
И вот теперь угроза переворота и высокий риск изменения порядка и сроков возврата задолженности стоят перед правительством России, о чем в интервью РБК рассказал эксперт-юрист Сергей Водолагин.
Учитывая тяжелую экономическую обстановку в стране, нельзя исключать, что Венесуэла попросит о новой реструктуризации долга. Причем эта инициатива может последовать как со стороны действующего режима Мадуро, так и со стороны нового правительства в случае смены власти.
«Венесуэла попросит о новой реструктуризации с вероятностью 100 процентов», — не сомневается другой эксперт РБК, партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners Илья Рачков.
В случае смены режима переговоры будут проходить в рамках Парижского клуба кредиторов, указывает Рачков. По данным Парижского клуба, на конец 2017 года Венесуэла была должна 5,77 миллиарда долларов членам клуба в рамках займов, не являющихся официальной помощью в целях развития.
Это как раз могли быть российские или китайские двусторонние кредиты. За 2017 год сумма таких займов для Венесуэлы увеличилась почти в два раза.
Ранее России уже пришлось столкнуться с ситуацией, когда смена дружественного режима на недружественный в стране-клиенте приводила к попытке отказаться платить по старым долгам. В 2013 году Россия одолжила три миллиарда долларов украинскому правительству в период президент ства Виктора Януковича, а вскоре в стране произошел государственный переворот. В результате кредит, выданный через покупку еврооблигаций правительства Украины, остается невозвращенным. Москва и Киев судятся из-за него в английском суде.
В Киеве считают, что этот долг носит коммерческий характер, то есть Россия является таким же держателем евробондов, как и любой другой коммерческий кредитор. В ноябре 2015 года Украина провела реструктуризацию задолженности по всем выпускам еврооблигаций со списанием части долга, а РФ единственная отказалась принять в ней участие, настаивая на межгосударственной форме кредита и необходимости выплатить всю сумму. Только после этого Киев отказался возвращать три миллиарда долларов, а на суде стал утверждать, что Россия фактически заставила его взять этот кредит.
В случае с Венесуэлой ситуация иная, поскольку Каракас сам просил Россию о кредитах.
СССР в миниатюре
Пока все свидетельствует о том, что большая часть вооруженных сил Венесуэлы сохраняет верность действующему президенту. Об этом заявил и министр обороны страны Владимир Падрино Лопес. Он играет одну из важнейших ролей в современном управлении Венесуэлой. Назначение на пост министра обороны генерал-майор Владимир Падрино Лопес получил в 2014 году.
Во время попытки государственного переворота в 2002 году, Падрино Лопес первый раз доказал свою верность Уго Чавесу и Лопес и его батальон остались верными Чавесу и участвовали в подавлении путча. С 2012 года Лопес возглавлял генеральный штаб Боливарианских вооруженных сил Венесуэлы. Он — проверенный и надежный человек, который вряд ли повернет против Мадуро. Тем более что и его собственная судьба очень тесно переплетена с будущим действующего венесуэльского режима.
Доверие Мадуро к Лопесу столь велико, что в июле 2016 года министр обороны получил контроль над экономическим блоком правительства. Не остается в стороне Лопес и от оценки американской политики в отношении Венесуэлы, рассматривая ее в крайне негативном ключе. Естественно, что против Падрино Лопеса США и ряд других государств ввели персональные санкции.
Теперь в ходе попытки переворота Соединенные Штаты пытаются подкупить военных Венесуэлы. За поддержку лидера оппозиции Хуана Гуайдо Вашингтон пообещал вывести офицеров из-под санкций. Об этом сообщил помощник президента США по нацбезопасности Джон Болтон.
Против любого вмешательства во внутренние дела Венесуэлы выступил Китай и поддерживает правительство страны в усилиях по поддержанию стабильности, сохранению суверенитета и независимости, заявила на брифинге в четверг официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин.
«Мы внимательно следим за ситуацией в Венесуэле и призываем все стороны к сдержанности. Китай поддерживает правительство Венесуэлы в их усилиях по поддержанию стабильности, сохранению суверенитета и независимости, мы всегда придерживаемся принципа невмешательства во внутренние дела других стан, выступаем против любого вмешательства во внутренние дела Венесуэлы», — заявила дипломат.
Отток капиталов из Венесуэлы начался в конце 2001 года. Центральный банк отказался в феврале 2002 года от политики валютного коридора и ввел плавающий курс боливара. В феврале 2003 года в связи с падением золотовалютных резервов и обесценением национальной валюты ввели фиксированный курс боливара и валютный контроль. Общий объем портфеля кредитов коммерческих и универсальных банков уменьшился в 2002 году на 2,7 процента, в то же время их вложения в ценные бумаги (преимущественно в правительственные) увеличились на 72,2 процента.
23 процента населения тратят менее одного доллара в день на потребительские цели. В структуре потребления отдельно взятой семьи в 2001 году 38,5 процента приходилось на продукты питания, одежду и обувь; 22,0 процента — на оплату жилья, электроэнергии, воды, транспорта и связи.
Индекс развития человеческого потенциала составил в 2000 году 0,77 (69-е место в мире).
Сегодня в Боливарианской Республике царят нищета и гиперинфляция, жители миллионами эмигрируют. Многие экономисты сходятся во мнении, что ключом и к процветанию, и к нищете Венесуэлы стала нефть. Страна обладает богатейшими нефтяными запасами в мире. И когда в 1970-е из-за арабо-израильской войны цены на энергоносители взлетели в несколько раз, деньги в страну текли рекой и из нефтяного ручья позволяли так или иначе черпать многим.
Как и в любом латиноамериканском государстве, процветала коррупция, складывалось неравенство. Политическая нестабильность — особая черта региона. Но среди соседей по Южноамериканскому континенту Венесуэла оставалась наиболее благополучной и даже вошла в двадцатку богатейших стран мира с ВВП на душу населения выше, чем у Испании, Греции и Израиля.
Падение Венесуэлы началось задолго до прихода в власти социалиста Уго Чавеса. Восьмидесятые принесли снижение цен на нефть и, как следствие, стагнацию экономики, рост бедности и безработицы. Удар пришелся по малоимущим, но пошатнул и средний класс.
Власти страны не смогли приспособиться к жизни в условиях подешевевшей нефти. Когда цены были на подъеме, главную нефтяную компанию PDVSA национализировали, и в целом доля государства в экономике была довольно высока. Рыночные реформы провалились, потому что опирались на политику бюджетной экономии.