С душком марихуаны: что продавали в ресторанах Алматы

Незаконная торговля наркотиками является самым прибыльным бизнесом криминального мира, в который люди окунаются, не оглядываясь на Уголовный кодекс и вероятность получения реального срока. А зря! Даже самая идеальная схема сбыта рано или поздно прекращает свое существование в мгновенье.

С душком марихуаны: что продавали в ресторанах Алматы

Веселая начинка

Борьба полиции с наркоторговцами чем-то схожа с противостоянием на грядке дачника и сорняков — как бы чисто ни выпалывал, через определенный промежуток времени сорняк все равно пробьется и начнет захватывать территорию. Так и здесь, когда отдел по борьбе с наркотиками отчитывается о череде громких задержаний, нельзя говорить об искоренении наркомафии. Это лишь небольшая победа в сражении, но не в войне. Конечно, это не означает, что следует бездействовать. Врага нужно держать под прицелом и вести регулярную «прополку», в противном случае губительные сети распространятся до таких масштабов, что поглотят все в своем окружении, так как это произошло в Колумбии и других странах Латинской Америки. Колумбийский наркокороль Пабло Эскобар до сих пор для одних является самым страшным человеком на земле, для других — меценатом и борцом за свободу. Действительно, он, разбогатев на поставках кокаина в США, не только построил свою империю, но и помог десяткам, а может, и сотням тысяч людей, живущих за гранью нищеты.

В наши дни таких ярких персонажей уже нет. Но это не означает, что наркотиков в мире стало меньше. Они изменились как по составу, так и по назначению, и по способу распространения. Современным полицейским в разы сложнее выявлять людей, занимающихся продажей наркотиков (барыг), поскольку все большее число наркоторговцев использует для коммуникации социальные сети, а распространение ведет путем закладок. Если в 90-е и даже в начале нулевых в большинстве своем о местонахождении так называемых «ям» (адрес, где можно купить травку или более сильные наркотики) знали практически все дворовые хулиганы, не говоря уже о полиции, то сейчас координаты мест, где спрятаны наркотики, попадают к покупателям уже после того, как курьер сделает свою работу. Не поймав его с поличным случайно, вычислить закладчика и тем более организатора крайне сложно. Технологии позволяют развивать наркобизнес, находясь при этом в другой части света. Но вместе с тем растет и социальное сопротивление — все больше неравнодушных людей объединяется в инициативные группы и ведет свою борьбу против наркотиков.

На прошлой неделе стало известно, что наркосеть по сбыту организовали повара (!) крупных ресторанов Алматы. Что примечательно, на барыг-кулинаров удалось выйти благодаря трудам городских борцов с наркопреступностью, о чем сообщил заместитель начальника департамента полиции Алматы Рустам Абдрахманов.

«Повар одного из элитных ресторанов — гражданин М., 1973 года рождения, был задержан на рабочем месте после того, как нами был произведен оперативный закуп наркотического средства гашиш. При обыске по месту жительства подозреваемого также обнаружили наркотическое средство гашиш в двух спичечных коробках и круглый сверток со спрессованным гашишем. Во втором случае наркосбытом промышляла повар-женщина — гражданка Д., 1980 года рождения. У нее в Карасайском районе Алматинской области обнаружен пакет с порошкообразным веществом, которое проверяет судебно-химическая экспертиза. По обоим фактам зарегистрированы уголовные дела по части 1 статьи 297», — рассказал Абдрахманов.

Сбыт через рестораны — это что-то новенькое. Прежде в криминальных новостях фигурировали ночные клубы, где распространяли такие наркотики, как кокаин, амфетамины, экстази, ЛСД и прочие. Но в случае с ночными клубами хотя бы прослеживается логика, наркотики применяли по назначению, не отходя от кассы: купил таблетку, закинул — и отрывайся до утра без устали. Кстати, мнение о том, что зачастую именно клубы являются распространителями наркотиков, достаточно спорное, и вот почему...

Тонкости клубной жизни

В том, что ночные клубы являются лучшим местом для реализации наркотиков, не поспоришь. Ведь основное «достоинство» психотропных препаратов заключается в том, что они приглушают чувство голода и усталости, давая человеку возможность танцевать до самого утра. Это в буквальном смысле допинг, дающий на относительно небольшой промежуток времени сверхвозможности.

Есть ли прямая выгода у клубов приторговывать запрещенными препаратами? Не секрет, что основной доход ночных заведений образуется за счет реализации барной продукции: алкоголь, коктейли, закуски, возможно, какие-то блюда. И все это по очень высоким ценам. Отсюда, собственно говоря, и выработанная тактика постояльцев ночных клубов «заряжаться» перед посещением клуба. То есть молодые люди сначала выпивают и только потом заходят внутрь. Здесь главное — поймать золотую середину, поскольку можно не пройти фейсконтроль. Опытные охранники на глаз могут вычислить как изрядно выпившего человека, так и того, кто употребил наркотики. Такие клиенты клубу не интересны. Ведь перепивший гость уже вряд ли подойдет к барной стойке, а если и решит «догнаться», то там же и уснет — это в лучшем случае. В худшем может вывернуть наружу все содержимое желудка или устроить драку. Другое дело — подвыпивший гость. Для него двери всегда открыты нараспашку. После часа-другого танцев алкоголь выветривается, и тогда организм потребует новой порции спиртного, то есть бар начинает работать по полной.

Но вот что примечательно. С появлением в клубе наркотиков выручка в баре резко падает, что сильно бьет по выручке клуба. Употребив экстази, человеку не нужны ни еда, ни выпивка. Дело в том, что метамфетамин снижает степень алкогольного опьянения или нейтрализует ее полностью. На клубном сленге «мешать кайфы» бессмысленно. Зато из-за обильного потоотделения появляется обезвоживание и резко возрастает потребность в жидкости. И здесь лучше всего спасают не натуральные соки или газированные напитки, а обычный чай. Кстати, резкий скачек спроса на чай также является маркером для владельцев клуба о том, что на танцевальной площадке появились наркотики.

Еще один интересный момент из клубно-наркотической истории — холодные отношения между клубами и представителями власти. В теории, если руководство борется за чистое имя ночного клуба, то в случае выявления эпизодов продажи наркотических веществ охранники тут же должны вызывать полицейских и сдавать преступников. Но! На деле выходит совершенно иначе, поскольку, проявляя ответственность, клуб сам себе наносит репутационный вред.

Пофантазируем и представим, что каждого выявленного наркомана охранники сдают в полицию. Там, естественно, благодарят за сотрудничество. А дальше эти самые полицейские рапортуют перед своим начальством об успешно выполненной работе по выявлению точек сбыта наркотиков. Подкрепляется все это статистикой по числу эпизодов в конкретных клубах. Дальше информация распространяется через СМИ, после чего до конечных потребителей контента доходит искаженная информация: в тех клубах, где охрана закрывала глаза на присутствие наркотиков, статистика нулевая, то есть вроде бы как клуб можно считать чистым. В свою очередь в другом, где наркоторговлю искореняли и всех наркоманов отправляли в полицию, число эпизодов зашкаливает — а ля наркопритон. Прочитав такую сводку новостного агентства, куда потом отправится нормальный человек? Естественно, не в тот клуб, где за месяц выявили 10-15 барыг.

Поэтому в тех клубах, где о репутации заботятся, охрана все делает без привлечения полиции. Возможно, где-то даже переступая черту закона. Понятно, что такая эталонная картина далеко не во всех клубах. В каждом городе существуют как цивильные клубы, так и низкосортные, но если говорить о развитии клубного бизнеса, то наркотики в нем — лишнее.

160 миллионов в месяц

Вся эта концепция клубной наркоты рушится, если речь идет о распространении в сети ресторанов. Вряд ли кто-то из посетителей после приобретения травки тут же в зале ресторана ее раскурит. О применении ЛСД и прочих клубных наркотиков речи также идти не может — не потусишь, не оторвешься под релаксирующие композиции.

По всей видимости, этот пример несет эпизодический характер и основной акцент авторов задумки лежит в большой проходимости ресторанов. И по факту накрыта целая структура, в которой повара-барыги были лишь небольшими звеньями в цепи. Не исключено, что сюда окажутся втянуты и бармены, и официанты, а может, и администраторы общепита. Ведь повара во время смены появляются в залах крайне редко, и только в особых случаях. Как им наладить связь между клиентами? Только через тех, кто постоянно курсирует между кухней и залом, кто находится в контакте с посетителями. Детали следствия пока не раскрывают, но с большой долей вероятности можно говорить о наличии сложной многоступенчатой схемы.

Статья 297 УК РК подразумевает лишение свободы на срок от пяти до 10 лет. Зачем люди идут на такой риск? Однозначного ответа здесь нет. Одни идут по наклонной, поскольку сами являются наркозависимыми и, не имея денег на очередную дозу, готовы согласиться с любыми условиями барыг, лишь бы получить заветную дозу. Другие хотят получить легкие деньги. Ведь это не мешки с углем разгружать, товар стоимостью сотни тысяч тенге может легко уместиться в кармане куртки. Это подтверждает не только общая статистика, но и вполне конкретные цифры: накануне силовики Казахстана и Киргизии пресекли трафик, оцененный в 820 миллионов тенге. Подчеркнем, это всего один наркоканал.

«Спецслужба Казахстана совместно со Службой по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (СБНОН) МВД КР ликвидировала сеть устойчивых каналов транспортировки и сбыта через сеть интернет синтетических наркотиков в Среднюю Азию. Для чего ведомствами было организовано тесное взаимодействие с коллегами из приграничных государств. (...) Стоит отметить, что примерная прибыль от реализации наркотиков составила 155,545 миллиона сом (более 820 миллионов тенге), что составило около 1,8 миллиона долларов», — говорится в сообщении КазТАГ.

Как отмечают, совместную спецоперацию по ликвидации деятельности транснациональной наркогруппы проводили в течение полугода на территории двух стран. В ходе проведения совместных международных операций установлены и ликвидированы две нарколаборатории по производству синтетических наркотиков.

«Из незаконного оборота наркотиков изъято 31 265 килограммов наркотиков, в частности «Альфа PVP» — 19,5 килограмма, «Мефедрона» — шесть килограмм, гашиша — пять килограммов, марихуаны — 765 килограммов, задержаны пособники и организаторы наркоканала», — сказано сообщении МВД КР.

Не исключено, что одними из «реализаторов» ликвидированного наркоканала были те самые повара, которые теперь находятся за решеткой. Силовые структуры продолжают работу по выявлению иных каналов поставок, а это говорит о том, что число «веселых булочников», отправленных за решетку, будет только расти.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру