Интуристы на авто стали настоящей проблемой на дорогах Казахстана

В каждой стране есть свои особенности вождения автотранспорта. Это связано как с особенностью ПДД, так и с культурой в целом. Если же говорить о Казахстане, то здесь ситуация не однозначна, а специфика дорожного трафика меняется не только в зависимости от региона, но и от города, в котором «закалялся» водитель. Однако главной напастью казахстанских водителей сегодня остаются «интуристы» — автомобили с иностранной регистрацией.

Интуристы на авто стали настоящей проблемой на дорогах Казахстана

Миллиардный «висяк»

И если на Западе страны, скажем, в городе Рудном, движение размеренное и неторопливое, то в южных областях, например, в Шымкенте, оно излишне хаотично. Алматы как экономический центр Казахстана, всегда притягивал людей со всех уголков нашей необъятной страны, и это не могло не отразиться на рисунке городского трафика.

Откровенно говоря, до недавнего времени и в Алматы движение было диким. Кардинальные перемены пришли примерно десять лет назад, когда руководство южной столицы взялось за дорожную реформу: на городских дорогах исчезли ямы и выбоины, а главное — появилась внятная дорожная разметка. Этот шаг действительно позволил в сравнительно короткий срок дисциплинировать водителей. После того, как городской трафик стал упорядоченным, при этом сохранив свою динамичность, в нем яркими вкраплениями начали выделятся иногородние. Особенно водители, прибывшие на заработки из южных областей. Люди «Х» — каждый казахстанец поймет, что речь идет не о голливудских Росомахе, Мистик или Логане, а о вполне реальных водителях, которые грубо и часто нарушают ПДД. В каком регионе они получали права и первые навыки — догадаться несложно. Ситуация начала меняться в лучшую сторону и с «Х-ами» после того, как улицы и перекрестки обросли системами фотофиксации и контроля. Теперь «заступ» за стоп-линию не позволяют себе даже горячие южане.

Упорядоченное движение вновь начало раскалываться с появлением большого количества машин с иностранными номерами. Первая волна дорожных хулиганов нахлынула с появлением «киргизских» машин. Причина заполнения казахстанского рынка машинами, растаможенными в Кыргызстане, понятна, ведь у нас в стране ввоз праворульных автомобилей запретили еще в 2007 году, а в КР их свободно «растаможивали» вплоть до 2015 года.

Довольно быстро выяснилось, что казахстанские системы видеонаблюдения и фиксации не умеют распознавать «иностранцев», и чувство безнаказанности начало поощрять некоторых водителей на еще более вольное поведение.

Следующие волны злостных нарушителей нахлынули с ввозом автомашин с российской и армянской «пропиской». По данным МВД, в прошлом году с участием указанных автомобилей зафиксировали свыше 41 тысячи нарушений ПДД, а в 2019 году ситуация усугубилась еще больше. Только за шесть месяцев этого года число нарушений превысило 42 тысячи, а к осени показатель перешагнул отметку в 60 тысяч. На лихачей оформили штрафы на общую сумму 817 миллионов тенге, однако удалось взыскать лишь 6,5 процента. 765 миллионов тенге так и остаются неуплаченными. Самое страшное, что в числе этих нарушений не только «игры в шашки», заезд за стоп-линии и движение по полосам общественного транспорта, но и серьезные ДТП со смертельным исходом. Всего с начала года с машинами с иностранными номерами произошли 923 аварии, в которых погибли 58 человек, а 314 были ранены.

Слишком вкусное предложение

Прискорбно наблюдать за тем, что основные нарушители — соотечественники. Автомобиль с иностранным номером, где за рулем сидит тот же россиянин или армянин, двигается аккуратно. Такие водители стараются не нарушать ПДД, чтобы не омрачить свой отпуск или деловую поездку. Злоупотребляют ситуацией именно резиденты страны, купившие машину в указанных странах ЕАЭС. Почему хулиганят — понятно, от чувства безнаказанности. Но почему купленные машины не ставят на казахстанский учет? Чтобы избегать уплаты штрафов?

Ответ на вопрос носит исключительно экономический характер. В рамках действующего законодательства для ввозимых в РК из-за рубежа машин главными требованиями являются соответствие стандарту «Евро- 4» и расположение руля слева. Для постановки машин на учет необходимо уплатить утилизационный сбор, а также сбор за первичную регистрацию. Это делает ввоз авто в Казахстан достаточно затратным. Часто автовладельцы пригоняют «старые» машины, которые не соответствуют принятым в нашей стране стандартам, что называется, по страховке (страховому полису).

На авторынке даже укрепился новый сегмент — «авто по страховке», то есть машину продают здесь, в Казахстане, но при покупке техпаспорт не переоформляют на нового владельца, а лишь вписывают его данные в страховку.

Так ли выгоден на самом деле этот условный формат сделки? Вкусная цена — бесспорно. Лучшее техническое состояние — возможно. Гарантии — а вот с этим пунктом не все так просто, как хотелось бы.

Здесь стоит вспомнить, что сравнительно недавно упразднили такой документ, как «доверенность на вождение», необходимый когда-то для управления автомобилем. Это позволило продавцам вписывать покупателей в страховку, и ву-а-ля — можно катить на «своей» машине куда угодно. С позиции закона тут никаких нарушений нет, это касается как автомобилей, стоящих на учете в РК, так и в остальных стран ЕАЭС. Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» это позволяет (п.3 ст.13). Примечательно, что при оформлении нового договора ОГПО покупателю даже не обязательно вписывать в электронный документ хозяина авто. Водитель делает страховку на себя — и все. Но! Нужно понимать, что юридически автомобиль по-прежнему принадлежит человеку, который указан в техпаспорте. То есть, решаясь на сделку, покупатель берет все риски на себя.

При этом продать машину, купленную по страховке, можно лишь аналогичным способом — вписав в договор о страховании нового человека. Либо второй вариант — искать того самого Петрова/Васечкина и договариваться, чтобы он вновь выписал доверенность. Нужно ли это прежнему хозяину, который уже и забыл о существовании авто, проданного им пять лет назад?!

Но подводные камни кроются в другом. Пока автомобиль числится на киргизском/ российском/армянском учете, налоги на него начисляют в стране «прописки». Новому владельцу повезет, если предшественники платили налоги за владельца, благо, зная ИНН или УИН, это можно делать онлайн. Но, если прежние хозяева оказались не столь сознательными, то... истинный владелец (на кого оформлена машина) наверняка уже давно снял машину с учета, чтобы не оплачивать «чужие» налоги и пени за транспортное средство. В таком случае номера и техпаспорт признают недействительными со всеми вытекающими последствиями.

Конечно, до поры до времени здесь проблем не возникнет, но ситуация аукнется после введения электронных ПТС и объединения баз данных обоих государств. Также автомобиль без документов всплывет при первой же полицейской проверке или попытке пересечения границы, за которыми последуют неминуемый арест машины и дальнейшие судебные разбирательства.

Есть целый ряд вопросов и сложностей, возникающих при выплате компенсации при ДТП. Не вдаваясь в детали, скажем, что страховые выплаты может получить лишь истинный владелец автомашины — тот самый Петров/Васечкин, но никак не вторичный водитель, указанный в страховом полисе. Стоят ли все эти риски выбранного авто — должен решить каждый для себя сам. Другое дело, что, судя по насыщению дорожного трафика авто с иностранной пропиской, таких смельчаков становится все больше.

Не только по счету, но и по адресу

И если риски лишиться как денег, так и машины — дело личное, то дерзкое вождение — общественное. Согласитесь, приятнее передвигаться в потоке адекватных водителей, а не уворачиваться от дрифта «армян» и «россиян». И вот тут чиновники, кажется, придумали, как найти управу на эту особую касту водителей.

Впредь штрафы на автомобили с иностранными номерами будут приходить по данным из страховки — то есть на человека, который по факту управляет машиной, а не Петрова/Васечкина. Сведения о лицах, управляющих иностранным авто, прокуроры начали брать из базы данных страховых полисов. Для этого Единый реестр административных производств Генпрокуратуры РК интегрировали с базами данных КАП МВД РК, Нацбанка, Государственного кредитного бюро.

«Мы обсуждаем вопрос о признании нарушений казахстанцев на территории ЕАЭС. Например, с Россией разрабатываем проект международного соглашения, в рамках которого все штрафы, выписанные в Казахстане, будут признаваться и исполняться на территории России. Аналогичные штрафы, выписанные в России в отношении граждан Казахстана, тоже будут признаваться и исполняться на нашей территории. Таким образом, обеспечим взаимодействие исполнения штрафов по лицам, которые покинули Казахстан», — сообщил заместитель председателя комитета административной полиции МВД Алибек Кенисбаев.

Новый алгоритм работы системы в тестовом режиме запустили еще 17 октября, а с 21 октября он заработал в Нур-Султане, Шымкенте, Костанае, Усть-Каменогорске, Актобе, Павлодаре, Атырау, Караганде и Таразе. В начале ноября «чужие» ГРНЗ начнут собирать штрафы и в Алматы.

То есть казахстанцы, ездящие на машинах с зарубежными номерами, станут получать предписания в обычном порядке — по адресу, указанному при оформлении страхового полиса. Согласитесь, отличный инструмент, который позволит не только упорядочить дорожное движение, но и вернуть зависшие в воздухе более 700 миллионов тенге.

Что касается «интуристов», то согласно концепции, они смогут оплатить штраф при пересечении границы. Насколько это правильно — вопрос открытый. Несмотря на то, что их процент невелик, в идеале и эта группа людей должна уплачивать штраф за нарушение, совершенное на территории Казахстана, в бюджет страны, а не увозить его «с собой». Ведь не выпускают же казахстанцев пограничники в аэропортах, если на пассажире числится неуплата алиментов или налогов... Что мешает применить эту практику и к автовладельцам?! Погасил долги перед страной — проезжай через погранзаставу, нет — проследуй в кассу, заплати по счету, и шлагбаум поднимется.

Можно ли считать такие меры слишком жестокими? Думаем, что нет. Ведь достаточно просто ездить, соблюдая ПДД, и никаких сложностей ни с полицией, ни с таможенными службами не возникнет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру