В Южно-Казахстанской области родственники перестреляли друг друга во время буйного совместного торжества

Выяснение отношений между близкими по крови людьми часто поражает своей невероятной жестокостью

В октябре 2012 года пригород Шымкента охватили массовые беспорядки. На сельских улицах можно было найти гильзы и ножи. Местные жители боялись покидать свои дома. Мелкая ссора между родственными семьями переросла в кровавую бойню.

Выяснение отношений между близкими по крови людьми часто поражает своей невероятной жестокостью

Схватка насмерть

Первое столкновение произошло 29 октября 2012 года. Около 16.00 в дежурную часть полиции поступило сообщение о массовой драке в шымкентском пригородном поселке Забадам. Звонившие сообщали, что на улице даже слышны выстрелы.

На место происшествия выехали сразу несколько нарядов полиции и скорая помощь. Когда патрульные прибыли в поселок, в зоне конфликта оставались только раненые. Остальные участники разборок с места драки сбежали.

— С места происшествия изъяли оружие, оружейные гильзы, три ножа, обрезки труб и пять деревянных палок, — сообщил журналистам в то время начальник Аль-Фарабийского РОВД Шымкента Бауржан Селтанов.

Как удалось выяснить, групповая драка произошла между жителями двух пригородных поселков — Забадам и Откормсовхоз. Многие из их жителей находились в родственных связях. Несмотря на это очевидцы рассказывали, что бой был не на жизнь, а на смерть. Не щадили никого: ни пожилых, ни молодых, ни мужчин, ни женщин. В ходе драки различные ранения получили 15 человек.

Вместе с другими ранеными в больницу доставили и главного зачинщика драки 28-летнего Тофика Алидзе. Мужчине предъявили сразу несколько обвинений, и уже этот факт стал причиной нового недовольства.

Внутрисемейные разборки переместились уже к областной больнице. В противостояние вступили женщины конфликтующих семей. За представителями враждующих сторон пристально наблюдали полицейские. Под круглосуточный контроль полиции взяли и поселок Забадам.

У больницы обстановка накалялась каждую минуту. Родственники пострадавших приехали сюда, заранее вооружившись.

— Стали подъезжать машины. Толпы. Женщины с детьми стали заводить в больницу мужчин с какими-то ранениями, — вспоминает в то время судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Южно-Казахстанской области Абинур Карабаев. — В этот момент подъехали полицейские и стали обыскивать машины, на которых эти люди приехали. И нашли там огромные кинжалы, биты, палки, обрезки труб. В общем, холодное оружие.

Семейный разбор

Во время конфликта в поселке Забадам серьезное пулевое ранение получил Бакир Бегалиев. Так и не приходя в сознание, 20-летний парень скончался в больнице. А на следующий день, несмотря на все усилия врачей, умер и его брат Латиф. Их 58-летний дядя, раненый из обреза в живот, который пытался образумить молодежь, выжил. Мужчина несколько дней пролежал в реанимации.

— Бегалиевы пригласили родственников из соседнего поселка на кудайтамак (благотворительный обед. — Прим. ред.).

Собрались, и началось застолье, — рассказывает Абинур Карабаев. — А в один момент мужчины решили выпить. После того, как выпили, стали вспоминать старые обиды. Братья Бегалиевы вспомнили, что в свое время от передозировки наркотиками умер один из их родственников. И обвинили в этом Сулеймановых, что это якобы они торговали наркотиками и дали их ему.

Из материалов уголовного дела: «Находясь в гостях, из-за имевшихся ранее неприязненных отношений между Бегалиевым Бакиром и Бегалиевым Латифом с одной стороны и Сулеймановым Тахиром и Алидзе Тофиком с другой произошла ссора, переросшая в драку, в ходе которой братья Бегалиевы избили последних».

Подрались и вроде бы забыли. Но здесь взыграла горячая мужская кровь.

— На следующий день двое избитых и еще несколько их родственников, всего семь–восемь человек, вооружаются обрезом, винтовкой, кинжалами, кусками труб и палками и приезжают на разборки, — вспоминает в то время судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Южно-Казахстанской области Абсатар Шахидинов.

Встречу назначили на берегу речки Бадам. Старейшины пришли к выводу, что пора решить этот многолетний конфликт и выяснить, есть ли виновные в смерти младшего брата Бегалиевых. По данным следствия, с обеих сторон собралось около 40 человек.

— Фактов того, что Сулеймановы действительно продавали наркотики, или что Бегалиев умер от передозировки, нет. В деле это отсутствует. Это только показания самих потерпевших, ими признали родственников погибших парней, — говорит Абинур Карабаев. — Сначала должны были собраться мужчины. В итоге по 5-6 человек с каждой стороны мужчин пришли. Но и женщины не смогли усидеть и вместе с детьми тоже пошли на эту разборку.

Во время словесного спора родственники единогласно решают: Тофик Алидзе и его обидчик Латиф Бегалиев должны драться один на один. Молодые люди спустились к реке Бадам, и начался бой. В поединке преимущество было на стороне Тофика Алидзе.

Когда Бегалиев оказался на земле и перестал сопротивляться, его многочисленная родня тут же бросилась на защиту парня.

— Женщины со стороны Бегалиевых, видя эту картину, берут в руки камни, палки — все, что попадается, спускаются к реке и начинают бить Алидзе, — рассказывает Абинур Карабаев. — Тут же к драке подключаются родственники Алидзе. И начинается куча мала: женщины, дети, мужчины — все, кто там был. Били друг друга. Кто-то ножом бил, кто-то стрелял.

Очевидцы говорят, что стреляли даже женщины. Когда ситуация вышла из-под контроля, первый прицельный выстрел, согласно материалам следствия, произвел Тахир Сулейманов. Его заряд из обреза попал в голову Бакира Бегалиева. Молодой человек рухнул на землю.

Следующий выстрел из ружья сделал Тофик Алидзе. Выстрелом он тяжело ранил второго брата Бегалиева.

Разбежаться вооруженную толпу заставил лишь вой полицейских сирен. В дежурную часть позвонили соседи, когда поняли, что конфликт набирает обороты. Но взять убийц на месте полицейские не смогли. Их задержат позже.

— Кто, из чего и в кого конкретно стрелял, следствие установило точно, — говорит Абсатар Шахидинов. — Ружье, которое было у Алидзе, полицейские обнаружили у соседей его матери. Она сама отнесла им его после конфликта и попросила, чтобы они его сохранили.

Пока ближайшие родственники Тофика Алидзе скрывали улики, родня Бегалиевых штурмом брала больницу. Женщины требовали выдать им предполагаемого убийцу, который тоже получал медпомощь после драки.

Узнав на следующий день, что скончался второй брат Латиф Бегалиев, его родные стали пикетировать здание полицейского участка. Убитые горем люди требовали найти и наказать Тофика Алидзе, его брата Рафика и Тахира Сулейманова.

Невиновных нет

Братьев Бегалиевых хоронили всем селом.

И, только оплакав погибших, родственники трезво взглянули на события, которые привели к трагедии: две семьи остались без кормильцев, а еще четверо мужчин могли попасть за решетку. Тогда старейшины поняли, что убитых уже не вернуть, а вот задержанных надо как-то вызволять из тюрьмы.

Кроме Тофика Алидзе, его брата и Тахира Сулейманова, на скамье подсудимых оказался и родственник погибших в драке парней Анвар Бегалиев.

Судебный процесс начался в 2013 году. Параллельно рассматривали сразу два дела. На скамье подсудимых оказались 39-летний Тахир Сулейманов, 28-летний Тофик Алидзе и его 23-летний брат Рафик. Дело Анвара Бегалиева рассматривали отдельно.

Анвар Бегалиев узнал о конфликте уже тогда, когда все было в самом разгаре. Он прибежал к реке Бадам с обрезом и без предупреждения открыл огонь. Его мишенью были братья Алидзе.

— Когда он увидел, что происходит драка, и что его братьев добивают, стреляют в них, он целится в братьев Алидзе и Сулейманова и хочет выстрелить. В этот момент перед ним появляется их общий дядя Ибрагим

Мудур и с просьбой не стрелять становится перед ним, подняв руки. Но Анвар не успел среагировать, выстрелил и попал в своего дядю, — вспоминает Абинур Карабаев.

Мужчина получил тяжелое ранение, но, когда его доставили в больницу, был в сознании. Он успел произнести лишь одну фразу: «Я хотел их остановить», после чего впал в кому.

— Анвар попытался выстрелить второй раз в одного из братьев Алидзе, но в драке под пулю случайно угодил еще один родственник, в спину которого он и попал, — объясняет Абинур Карабаев. — Парню повезло. Основной заряд прошел мимо, и он получил только легкие ранения. После обращения в больницу и обработки он сразу сбежал.

«Во всем виноваты менты. А мы неграмотные»

На первом судебном заседании женщины снова устроили скандал. Семьи обвиняли друг друга в произошедшей трагедии, но позже изменили свою позицию.

— Картина полностью поменялась. Стали говорить, что друг к другу претензий не имеют, прощают друг друга, никто ни в чем не виноват. По их словам, стало получаться, что братья Бегалиевы, которые погибли, чуть ли ни сами друг друга перестреляли. Стали давать показания, что не видели, кто в кого стрелял. А на третьем заседании категорически отказались от того, что говорили на предварительном следствии. Уже тогда пошла информация о том, что семьи хотят договориться и спасти своих мужчин, которые проходили обвиняемыми хоть и по одному делу, но по двум разным процессам, — говорит Абинур Карабаев.

Семьи пошли на примирение, но не учли, что по закону виновные должны были понести наказание. Тогда подсудимые предприняли другую попытку уйти от уголовной ответственности. Их родственники обвинили во всем полицию. Они стали отказываться от своих первоначальных показаний и говорить, что не знали, что там написал следователь.

— Мы неграмотные, читать не умеем, поэтому подпись просто так поставили, — говорит Абинур Карабаев.

Участники процесса прибегали к излюбленной тактике и на каждом заседании устраивали скандал. Только теперь семьи объединились и требовали оправдать всех подсудимых.

— Следователь выезжал на место преступления и выяснял, составлял схему, кто и где находился, — говорит Абинур Карабаев. — Кто и откуда стрелял, выясняли до мелочей. Все детали сопоставили, все схемы посмотрели и пришли к выводу, что первоначально показания были правдивы.

Каждому по заслугам

31 мая 2013 года вынесли окончательный вердикт, но Забадамская история на этом не закончилась. Родственники осужденных с апелляционными жалобами дошли до Верховного суда. Но и там приговоры оставили без изменения.

Тахир Сулейманов проведет за решеткой 16 лет. Тофика Алидзе приговорили к 15 годам лишения свободы, а его брат Рафик получил шесть лет исправительной колонии общего режима. Такое же наказание вынесли и Анвару Бегалиеву.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру