Исповедь сельского детоубийцы

После задержания несовершеннолетнего преступника жители села хотели устроить над ним самосуд

Убийство пятилетнего мальчика в собственном доме повергло в шок жителей небольшого поселка Бурыл Жамбылской области. Но еще больший шок они испытали, когда выяснилось, что преступником оказался несовершеннолетний подросток, живший у своих родственников на той же улице.

После задержания несовершеннолетнего преступника жители села хотели устроить над ним самосуд

Беда

Для семьи Макишевых 15 февраля 2016 года был просто будним днем. Неделя началась в обычном режиме. Сразу после завтрака супруги стали собираться на работу.

— Отец семейства занимался ремонтом и строительными работами. Его супруга работала учителем в одной из средних школ села Бурыл, — рассказывает в то время председатель суда по уголовным делам Жамбылской области Азамат Тлепов. — Сказать, что у семьи был большой достаток... Нет.

В тот день маленький Алмас, как обычно, проводил родителей до дверей. Ближе к обеду в школу засобирался и его старший брат.

— Каждый день во второй половине дня мальчик оставался дома один, — рассказывает в то время следователь следственного управления ДВД Жамбылской области Асхат Бакбергенов. — Сам закрывал двери, сам открывал, по соседям ходил. В общем, мальчик был самостоятельный.

Жители поселка Бурыл знали друг друга в лицо. Жизнь здесь протекала размеренно и спокойно. О громких преступлениях тут и не слышали. Но каждый день, уходя на работу, родители все равно говорили маленькому Алмасу, что нельзя разговаривать с посторонними и пускать в дом незнакомых людей.

— К пяти часам вечера пришла домой мать, — вспоминает Азамат Тлепов. — Телевизор перевернут и лежит на полу. Подставка для него тоже перевернута. Она сына позвала, но мальчик не ответил. Женщина подумала, что он разыгрался, перевернул все и спрятался. А когда зашла в спальню, то увидела, что он лежит весь в крови. Она начала кричать, звать на помощь.

Приехавшие медики помочь мальчику уже не могли. Он был мертв. Немногим позже эксперты констатировали, что телесные повреждения, обнаруженные на теле ребенка, были несовместимы с жизнью. Преступник нанес ему 11 ножевых ранений в шею, спину, ноги и руки. Четыре из них стали смертельными.

Во время осмотра места происшествия стало ясно, что мальчик хорошо знал своего убийцу: замочная скважина не повреждена, а значит, преступника в дом Алмас впустил сам. Из дома пропали 28 тысяч тенге. Эти скромные сбережения хранились в платяном шкафу, который стоял в комнате, где обнаружили труп ребенка.

В поисках изверга

Страшная новость о зверском убийстве в считанные часы облетела весь поселок. До смерти перепуганные сельчане требовали от полиции в кратчайшие сроки раскрыть преступление.

По тревоге подняли весь личный состав ДВД области. Сыщики отрабатывали все возможные версии и провели подворовой обход. Именно это и дало им пусть небольшую, но важную зацепку. Под подозрение попал соседский паренек.

На вопросы следователей он отвечал, что несколько дней не приходил в дом потерпевших. Однако нашлись свидетели, которые опровергли эти показания. Даже этой маленькой лжи хватило для того, чтобы начать досконально проверять молодого человека.

Дурсун Кавазоглы был юношей с неприметной внешностью, безупречной репутацией, но, как выяснилось, со сложной судьбой.

— Когда ему было четыре года, его мать скончалась, — рассказывает Азамат Тлепов. — Отец его человек необразованный. На рынке Тараза он зарабатывал тем, что толкал тачки с товаром. У Дурсуна есть еще младший брат. После смерти матери отец не смог содержать детей на свои скромные заработки. Из–за этого он отдал Дурсуна на воспитание своей младшей сестре. В ее семье не было сыновей. Только дочери.

О личной трагедии паренька знали практически все жители поселка. С сочувствием относился к нему и отец убитого мальчика Сакен Макишев. Он жалел Дурсуна, зная, что тот был приемным ребенком. Ни о каких неприязненных отношениях не могло быть и речи. Общались всегда по-доброму, по-соседски.

В 17 лет Дурсун Кавазоглы имел за спиной всего 9 классов образования. Учиться дальше молодой человек категорически отказался.

— Он — парень здоровый. На учете нигде не состоял. Ни к административной, ни к уголовной ответственности не привлекался, — рассказывает Асхат Бакбергенов. — По словам учителей и соседей, был спокойным парнем. Никогда ни с кем не конфликтовал.

Выйти на след убийцы следователям удалось благодаря показаниям брата погибшего мальчика. Школьник был последним, кто видел Алмаса живым. Вспоминая детали того злополучного дня, он вдруг обронил фразу, которая оказалась важной информацией. Ребенок рассказал, что утром к ним заходил сосед — тот самый 17-летний Дурсун Кавазоглы, и попросил на время столярный инструмент.

Сам Дурсун категорически отрицал, что был в доме Макишевых. Но, когда слова брата убитого Алмаса подтвердили свидетели, уверявшие, что видели парня у дома потерпевших в день трагедии, ему не оставалось ничего другого, как написать явку с повинной.

— Улик было так много, что его приемные родители поняли — убийство действительно совершил их сын, — рассказывает Асхат Бакбергенов. — На месте преступления после тщательной работы экспертовкриминалистов все же удалось найти несколько его отпечатков пальцев, а также следы обуви. Косвенной уликой стало и то, что вечером, после совершения убийства, Дурсун дал приемной матери две тысячи тенге. Как потом признался сам подросток, это была часть из той суммы, которую он забрал из дома потерпевших.

Нашлась и самая главная улика. Во время проверки показаний на месте преступления молодой человек показал, куда выкинул орудие убийства.

— В этот септик я выкинул нож. Им я убил мальчика, — рассказал Дурсун Кавазоглы.

Сливную яму осушили и со дна действительно достали кухонный нож. Следов крови и отпечатков пальцев на нем не было, но проведенная экспертиза подтвердила, что именно им нанесли смертельные раны Алмасу Макишеву.

Еще одним доказательством вины стала одежда, в которой подросток был в момент убийства. Даже несмотря на то, что он ее постирал, экспертам удалось найти частицы крови потерпевшего.

Ужасы в деталях

Полную картину произошедшей траге- дии эксперты установили по показаниям за- держанного. На допросах Дурсун Кавазоглы сообщил, что 15 февраля в дом потерпевших он пришел в первой половине дня и попросил на время пилу. После обеда юноша принес ее назад.

— По словам самого Кавазоглы, когда он пришел, Алмас пригласил его в дом, — рассказывает Азамат Тлепов. — Ему было скучно, и он предложил соседу посмотреть вместе телевизор. Кавазоглы согласился.

Тайник со скромными сбережениями хозяев Дурсун, по его признанию, увидел случайно. Алмас решил похвастаться своими вещами перед соседом и открыл шкаф.

— Я увидел в кармане платья деньги и взял их. После этого хотел быстро уйти, но Алмас заметил, — рассказал сам Кавазоглы. — Я сказал ему, что все верну. Он не поверил мне и попросил, чтобы я вернулся в дом. Но я все равно ушел.

Придя домой Дурсун понял, что мальчик все расскажет родителям. Тогда он вернулся и устроил ему настоящий допрос.

— Думая его запутать, я спросил: «Алмас, кто тебя обидел?». Он ответил: «Дурсун». Я спросил: «Какой Дурсун?». Он ответил: «Это ты. Ты живешь через два дома», — вспоминал Кавазоглы.

Испугавшись разоблачения, юноша стал душить мальчика подушкой. Но Алмасу удалось вырваться. Тогда нападавший бросил подушку и стал душить ребенка руками. Алмас, хоть и был маленьким, активно сопротивлялся. В этот момент Дурсун понял, что ему любой ценой нужно избавиться от свидетеля кражи. Он пошел на кухню и взял нож.

— Я зашел в комнату и воткнул ему нож в шею, — рассказывал на допросе Кавазоглы. — Потом ударил еще два раза, а перед тем, как уходить — еще раз.

Во время предварительного расследования выяснилась еще одна деталь. Только по счастливой случайности удалось избежать смерти еще одного ребенка. В момент, когда Алмас уже не мог сопротивляться, к нему в гости неожиданно пришел друг.

— Мальчику тоже было шесть лет, — вспоминает Асхат Бакбергенов. — Он подошел к дому и стал кричать, звать Алмаса. Тогда Кавазоглы не выходя из дома, подражая отцу мальчика, крикнул, что Алмас спит и не выйдет играть. Позже мы этого мальчика нашли, в присутствии родителей поговорили с ним. Он подтвердил, что так все и было.

С места происшествия Кавазоглы уходил, а затем возвращался несколько раз. Юноша всячески пытался замести следы, сымитировать картину ограбления, чтобы запутать следствие.

— Когда он рассказывал про имитацию ограбления, то сказал страшную вещь, — говорит Азамат Тлепов. — Показал, как повалил тумбу от телевизора, и рассказал, что на ней стояла плазма, а она дорогая. Поэтому он ее не столкнул, а аккуратно взял и положил на пол. То есть для этого человека телевизор представлял куда большую ценность, чем жизнь мальчика.

Часть награбленного, по утверждению Кавазоглы, он отдал приемной матери. Остальную сумму якобы сжег на заднем дворе. Сыщики изъяли часть золы в указанном им месте, но экспертиза не выявила никаких частиц сгоревших купюр. Подросток долго не раскрывал свой тайник, но потом не выдержал и все рассказал.

Деньги он прятал на чердаке. И действительно — в старом чемодане лежало портмоне с деньгами — 36 тысяч тенге. Из них 10 тысяч, как утверждал парень, он накопил. А 26 были частью похищенной суммы.

Максимальный срок

День трагедии разделил жизнь в поселке Бурыл на «до» и «после». Сельчане устроили массовый митинг с требованием жестко наказать убийцу. Люди боялись, что преступник уйдет от правосудия, и решили устроить самосуд.

— 17 февраля поступило сообщение о том, что у дома подозреваемого собрались люди — жители поселка, — вспоминает Асхат Бакбергенов. — Мы создали штаб, в который вошли сотрудники прокуратуры, ДКНБ, ДЧС, МВД, руководители областного акимата.

В считанные часы тихий поселок заполнила спецтехника, и прибыли люди в погонах. Чтобы не допустить массовых беспорядков, подключили и спецподразделения правоохранительных органов. Успокоить толпу пытались на местных сходах. К процессу подключились даже имамы. Спустя некоторое время людей удалось убедить в том, что нужно прекратить беспорядки, и они разошлись.

Но на следующий день все повторилось. По поселку поползли слухи о том, что Дурсун Кавазоглы имеет справку из психиатрической больницы и может избежать наказания. И снова представители власти весь день вели переговоры с людьми и убеждали, что виновный не уйдет от ответственности. Их четкая позиция помогла избежать серьезного конфликта и в этот раз.

Психолого-психиатрическая эксперза установила, что Дурсун Кавазоглы вменяем. У него не было никаких психических расстройств, и он полностью отдавал отчет своим действиям.

За резонансным процессом следила вся страна. 26 апреля 2016 года вынесли обвинительный вердикт. Дурсуна Кавазоглы приговорили к максимальному сроку заключения для несовершеннолетних — 12 годам лишения свободы. Его родные в суде даже не появились.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру