В Казахстане набирает тенденцию новая мода - воровать не чтобы нажиться, а чтобы прославиться

Подростки, подхватившие «волну», не пытаются перепродать награбленное и даже не используют эти вещи по назначению, они размещают снимки «трофеев» на страничках социальных сетей. Вроде бы это круто. В чем суть нелепого тренда?

В Казахстане набирает тенденцию новая мода - воровать не чтобы нажиться, а чтобы прославиться

Закон милосердный

Ранее мы уже писали о серии краж, произошедших в Алматы, в которых преступники вели прицельную «охоту» — вытаскивали из машин исключительно видеорегистраторы. Причем проворачивали свои делишки не в темных переулках, а в освещенных гаражах и подземных паркингах жилых комплексов. Любопытной особенностью этих налетов стало стремление участников прославиться в определенной среде.

Несовершеннолетних преступников неоднократно ловили, при этом каждый раз полиция их отпускала на все четыре стороны. Число пострадавших от них машин перевалило за десяток, и на прошлой неделе их вновь задержали. На этот раз, вероятно, легко отделаться им не удастся. Возможно. Ведь отпускали воришек и не раз… Можно предположить, что дело в «мягкости» закона по отношению к несовершеннолетним нарушителям.

С одной стороны, согласно Уголовному кодексу Республики Казахстан, «В соответствии со ст. 80 УК РК за совершение уголовного правонарушения уголовная ответственность несовершеннолетних предусмотрена с 14 лет за такие преступления, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, хулиганство, кража…».

То есть можно получить не только «административку», но и уголовную статью. А именно, кража рассматривается УК РК, часть II, глава 6, ст. 175, согласно которой преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, наказывается «ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой».

А с другой — идет гуманизация УК РК, в ходе которой за последние несколько лет многие статьи «перекачивали» из Уголовного кодекса в Административный, а те, которые прописаны в Адмкодексе, получили более мягкое наказание. В частности, гуманизация коснулась главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения — беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, людей преклонного возраста. Другими словами, даже если подростка, совершившего кражу, поймают, то скорее всего он отделается легким испугом.

Благими намерениями…

Можно было предположить, что дети, ворующие и выставляющие в Сеть все награбленное, больны той же клептоманией — она уже давно известна человечеству, и впервые ее описали французские ученые еще в 1816 году. По одной из версий, это болезнь, психологическое расстройство, вызывающее непреодолимое влечение к совершению кражи вещей, которые человеку даже не нужны. Как правило, у клептомана нет каких-то предпочтений, ему лишь важно совершить это действие.

Но у нас же налицо совершенно другие признаки: холодный расчет, конкретная цель и чувство безнаказанности. А также жажда славы…

Согласно статистическим данным, в мире каждые пять секунд совершается одна кража в розничной торговой сети. Если говорить в абсолютных цифрах, то дороже всего магазинные воришки обходятся американцам — там в разные годы эти цифры колеблются в коридоре от 35 до 40 миллиардов долларов.

И, кстати, среди этих краж тоже есть кражи «модные». Причем крадут не только, как говорится, бедные студенты, но и богатые знаменитости, жены олигархов, при этом не допуская применения к своим действиям грубого слова «воровство», называя себя гламурно — шоплифтерами. Ранее внимание этих воришек с мелодичным названием было направлено исключительно на магазины — воровали то, что плохо лежит на прилавках гипермаркетов. А пришла эта «культура» магазинной «охоты» из той же Америки.

И, если в прошлом столетии (в США шоплифтинг получил развитие уже в 50-х годах) воровали лишь для того, чтобы не платить, то теперь у движения сформировалась даже собственная философия.

Его представители оправдывают свои действия тем, что берут лишь то, «что им принадлежит», и объясняют это следующим.

Как правило, в стоимость всех товаров, которые мы ежедневно видим на витринах супермаркетов и магазинов, включена наценка — примерно три процента. Эта сумма в теории покрывает убытки от порчи товара или его кражи. То есть, покупая бутылку вина за 2000 тенге, примерно 60 тенге приходится оплачивать за соседа по очереди, который стащил пачку презервативов. Должны ли мы платить? Покупателя никто не спрашивает, и эти траты уже заложены в тот ценник, который висит на товаре.

Как раз с этой постановкой вопроса шоплифтеры и не согласны. И, поскольку от этой наценки отказаться невозможно, они «выравнивают» сумму купленных и полученных на халяву товаров. Эту удобную для своего оправдания историю они используют для того, чтобы очистить свою совесть. И тащат все, что под руку попадется, а порой действуют исключительно прицельно…

В интернете можно найти множество сайтов и сообществ, где шоплифтеры со всего мира, включая страны СНГ, хвастаются своей «добычей», размещая фотографии награбленного. На этих же ресурсах можно найти не только, скажем так, отчеты о проделанной работе, но и множество практических советов.

Также всем желающим предоставляется возможность купить специальные технические средства, позволяющие упростить процесс воровства. Причем высокотехнологичные. Например, раньше, чтобы пронести товар через рамку и при этом не активировать звуковую сигнализацию, его заворачивали в пищевую фольгу. Сейчас же этот способ считается устаревшим и неэффективным. Вместо фольги начали использовать радиоткань из никель-ванадия — модно, стильно и практично.

Ею обшивают кокетку (внутренняя часть сумки), и после все, что в ней лежит, можно вынести без опасения, что сигнализация сработает. Все эти «инструменты» можно найти в открытой продаже!

Впрочем, в подавляющем большинстве случаев байка о борьбе с зажиревшими олигархами — это лишь красивые слова. Судя по сообщениям на тематических форумах, основная часть шоплифтеров промышляет для получения легкой наживы. Воровство в магазинах для них — это образ жизни, способ заработка или экономии собственных финансов.

Так, есть даже особая категория шоплифтеров, которые работают под заказ. На их аккаунтах даже можно найти объявление: «Вынесем за 50 процентов стоимости».

Доска «почета»

Что действительно настораживает, так это другая тенденция, перебравшаяся в Казахстан из России, — кража деталей автомобилей. Раньше казахстанские автоворы профилировались исключительно на боковых зеркалах заднего вида. Но со временем этот товар потерял ликвидность, поскольку на рынке появились дешевые китайские копии.

Сегодня в топе воруемых деталей фары. Понятно, что страдают от этих любителей легкой наживы не старые Pajero, а Porsche и Touareg. Вопрос не в презентабельности марки. Дело в том, что для того, чтобы снять фару с Pajero-II, нужно затратить от 20 до 40 минут и это при условии, что есть доступ в подкапотное пространство. А с Porsche можно стянуть головную оптику всего за полторы-две минуты, причем даже не открывая машину.

Дальше запчасти отправляются на авторазбор, и потом доказать происхождение оптики практически нереально. Как правило, у всех продавцов подержанных деталей одна легенда — запчасти из Европы или Японии, и точка. Передние фары двух немецких внедорожников Porsche Cayenne и Volkswagen Touareg сформировали отдельный сегмент черного рынка запчастей. Снимаются легко, стоят дорого: в Алматы цены варьируются от 150 до 300 тысяч тенге за одну фару — это «вторичка».

В последнее время большой популярностью пользуются различные аксессуары, те же видеорегистраторы, антирадары, зеркала заднего вида со встроенными в них мониторами. Все эти трофеи оказываются на страницах Казнета. Подростки, не осознавая всей глобальности проблемы, хвастаются украденным, называя себя гордо шоплифтерами, фактически являясь обычными ворами.

В некоторой степени именно чувство безнаказанности является сопричиной того, что ребенок решается ступить на скользкую дорожку. Возможно, имеет смысл обратить внимание на опыт других стран, в которых с воришками, что называется, не церемонятся.

Например, как в Исламской Республике Иран. Украл в первый раз, отрубают несколько пальцев на правой руке, так чтобы нетронутыми остались большой палец и ладонь. Украл во второй раз — отрубят половину ступни левой ноги. Конечно, такие методы идут вразрез концепции гуманизма, однако они работают, причем эффективно.

Но можно пойти от обратного. Ведь, если посмотреть в корень проблемы и отсечь тех воров, которые промышляют исключительно ради наживы, то всему причина — мнимая слава в социальных сетях. Ведь именно там они выставляют напоказ все добытое богатство. Что же, хотите славы, получите, пусть страна знает своих героев в лицо. Можно ввести норму, которая позволяла бы тиражировать фотографии шоплифтеров с надписью «вор» — вешать такие портреты в школах, где учится ребенок, на территории района, где он проживает. Зная, что вследствии все будут тыкать пальцем в новомодного воришку, вряд ли кто-то захочет лезть в чужую машину за видеорегистратором.

Возможно, в этом случае мышление подростков поменяется в другую сторону и они с большим удовольствием и азартом будут искать способ прославиться другим, теперь уже законным способом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру