Миф о достойной старости на Западе

В Германии работающим все труднее накопить на высокую пенсию

От сумы да от тюрьмы не зарекайся — так гласит русская пословица. Чем дольше я работаю на благо Германии, тем чаще задумываюсь над этой народной мудростью...

В Германии работающим все труднее накопить на высокую пенсию

О личном...

Вообще-то, я хотела написать материал о том, какие изменения в законодательной системе происходят в Германии по «вине» партии «зеленых», о том, что немцы обожают сортировать мусор, что не все довольны отказом от атомной энергетики, и о том, что «ветряки» — спорная альтернатива уходящим в прошлое АЭС, так как земля около них подвержена коррозии, а из-за изменений траектории полета гибнут тысячи птиц.

Но тут в почтовом ящике обнаружилось письмо из пенсионного ведомства — такую почту каждый гражданин Германии получает раз в год. Мой стаж в благополучной неметчине сегодня составляет 22 года, из 17 лет стажа на территории Казахстана доброе немецкое законодательство засчитало мне три. Итого — 25 лет. До пенсии мне еще 13 лет. То есть никто не отказывает мне в удовольствии почти до 70 ухаживать за умирающими в хосписе, где я пока работаю. И если последующие 13 лет я буду платить такие же налоги, как последние пять, то размер моей пенсии составит 1077 евро и 59 центов. В общем, за 35 лет работы (дай Бог до них дотянуть) и исправной выплаты налогов — чуть больше тысячи евро. Ну вы понимаете арифметику: за год работы пенсия, заработанная мной, равна 30 евро. Понятно, что в случае невозможности пахать до 67 лет размер пенсии значительно сократится.

Картофельный суп и сливовый пирог

Это любимые блюда госпожи Меркель, которая отправилась на заслуженный отдых. Я нисколько не иронизирую, она действительно его заслужила. Как и пенсию в размере около 15 000 евро. Для тех, кто не в курсе: право на пенсию и порядок ее назначения регулируются в Германии законодательно. При назначении пенсии госпоже Меркель учитывают ее трудовой стаж в должности канцлера, а также министра и депутата бундестага. Пятнадцати тысяч на картофельный суп и сливовый пирог хватит с избытком. Беспокоиться не о чем. Чего не скажешь о других пенсионерах страны, которые, разумеется, в период своей трудовой деятельности не сделали столь много для развития «дойчланд», но все же исправно платили налоги и старательно ходили на службу. Итог? Плачевный.

Принято считать, что бедных стариков в Германии не так уж и много. Вопрос, конечно, спорный, так как, если тебе едва хватает пенсии на жизнь, вряд ли можно назвать это не бедностью. Сегодня в стране много людей, проработавших более 35 лет, а их пенсионное пособие нисколько не выше, чем у тех, кто ничего не платил в пенсионную кассу и жил на социальные выплаты. Таких тоже пруд пруди. Такую вопиющую несправедливость правящие коалиции Германии пытаются устранить уже более десятка лет, но ничего у них не выходит.

Что значит минимум?

Как таковой минимальной пенсии в стране не существует, все зависит от стажа и выплат, которые ты делал. Если ты вообще не работал или работал мало, то тебе положено так называемое базовое обеспечение — другими словами, с голоду умереть не дадут.

Сегодня в стране проживает более полумиллиона пожилых людей, которые вынуждены просить помощи у государства, так как их финансовое положение относится к разряду «нуждающиеся». Когда же в Германии заходит речь о нужде?

Арифметика такова: если ежемесячный доход в виде пенсии на человека составляет менее 925 евро, то это дает ему право обратиться в социальные службы с просьбой о дополнительных выплатах. Заявление на эти допвыплаты подают каждый месяц. Да здравствует немецкая бумажная волокита!

Личный доход и размер помощи-пособия должны покрывать расходы на аренду жилья, электричество, отопление, одежду, продукты питания и медицинские страховки. Гипотетически. Поскольку в Германии аренда жилья — очень дорогое удовольствие, а 200 евро на продукты питания в месяц исключают деликатесы в виде котлет, сыров, колбасы и большое количество овощей и фруктов.

Нам хлеба не надо, работу давай

В стране все чаще муссируют вопрос о том, что для тех, у кого маленькая заработанная пенсия, нужно ввести так называемую среднестатистическую. Не всем это нравится, так как введение такой пенсии повысит нагрузку на молодых и работающих, которых в стране становится все меньше. Ставка на беженцев из других стран пока с треском провалилась — большая часть людей, попросивших у Германии убежища, не работает и живет на социальное пособие годами.

Последние два года в правительстве обсуждают вопрос об очередном увеличении возраста выхода на пенсию — 69 лет. Немцы печально шутят: государство надеется выжать из нас все соки, надеется на то, что мы до пенсии не дотянем.

Есть и другие грустные нюансы: пенсия, которую вы заработали, облагается налогом. Да-да, не удивляйтесь. Ну и что, что вы всю жизнь платили налог с заработанного и делали отчисления в пенсионное ведомство... Закон есть закон.

Но тем не менее государство наше с утра до вечера ломает голову над тем, как же сделать старость достойной. Ведь, например, парикмахер, средняя заработная плата которого составляет около 1300 евро, даже после 45 лет работы не заработает себе приличной пенсии. От силы — 600 евро.

Как было сказано выше, пока единственный вариант, который смогли придумать власть имущие, — это доплаты-вспомоществования к пенсии.

Сумма дополнительных расходов на эту христианскую реформу составляет примерно два миллиарда евро ежегодно. Министр финансов уже не раз намекал, что с деньгами туго. И нужно искать другие пути решения проблемы.

Сценарий «крупно не повезло», или За чей счет банкет

Лично я, да и многие другие, считаем вполне вероятным сценарием провести последние дни, которые могут сложиться в годы, в доме для престарелых. Структура эта в стране, бесспорно, развита отлично, и за место в доме престарелых не нужно давать взятку или обеспечивать его каждый месяц мукой либо бинтами, но стоит очень, очень дорого.

Как финансируется это «удовольствие»?

Несколько лет назад — это последние данные, которые мне удалось найти в сети, — почти 930 тысяч жителей проживали в домах престарелых. Все те же несколько лет назад в Германии было около 17 000 подобного рода учреждений, но наблюдается рост и так называемого частного сегмента, то есть около 40 процентов стариков остаются дома, а родные так или иначе решают вопрос по уходу за ними. Частично присматривают сами, частично нанимают сиделок в основном из Польши.

Средняя цена за месяц пребывания в альтенхайме — общежитии для стариков — примерно 2000 евро. Самое дорогое пребывание — в земле Северный Рейн-Вестфалия, здесь сумма доходит до 3000 евро, а самые недорогие и бюджетные дома престарелых в земле Передняя Померания.

За чей счет банкет? За счет самого пенсионера. Если его пенсии не хватает, то проверяют доходы детей, а также на покрытие расходов уходят имеющиеся у стариков и деньги по инвалидности и старости – если повезло и удалось получить такое. Ну, понятно, есть и другие сценарии: например, дети не могут или не хотят ухаживать за стариками дома, а у тех есть недвижимость. Значит, недвижимость будет продана, и с этих денег станет оплачиваться житие в альтенхайме.

С дружеским приветом, ваша пенсионная страховка

Немецкое общество катастрофически стареет. Увы, наблюдается печальная тенденция: многие молодые люди сознательно отказываются рожать детей. Они считают, что подарить жизнь ребенку в таком нестабильном мире — сомнительный подарок. Через 30 лет средний возраст каждого третьего жителя Германии будет составлять 60 лет. Поэтому профессия геронтолога сегодня становится самой популярной в стране. В качестве информации для тех, кто не в курсе: геронтология как наука возникла около ста лет назад, она занимается изучением биологических, социальных и психологических аспектов старения человека.

Поможет ли эта наука старикам Германии — вопрос риторический. Но скорее всего нет, и перспективы у будущих пенсионеров весьма мрачные. Гораздо мрачнее, чем у тех, кто уже сейчас ушел на заслуженный отдых. Все меньшему числу работающих придется содержать все большее количество пожилых. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы представить все печальные сценарии.

Германия была первой страной в мире, которая ввела государственную систему социального страхования. Все это придумал в конце XIX века Бисмарк. Основной принцип той «придумки» сохранился до сих пор: работающие содержат вышедших на пенсию, отчисляя определенный процент своей зарплаты в государственный пенсионный фонд. Но сегодня эта прекрасная задумка постепенно становится утопией, а пенсионный фонд Германии — самой большой финансовой пирамидой: платят все, воспользуются немногие.

Несколько лет назад представители организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предупредили немцев об опасности роста бедности среди пенсионеров ФРГ. Уже тогда среди 30 стран Германия находилась на последнем месте по пенсиям для работников с низким заработком. Даже немцы с высоким заработком и их перспективные пенсии были по прогнозам ниже среднего уровня по странам — членам ОЭСР. У организации никаких предложений, кроме как заключать частные пенсионные страховки, не было. Других предложений нет и у властей Германии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру