Насколько надежно хранить сбережения в иностранной валюте?

Так сложилось, что в независимом Казахстане иностранная валюта стала крепкой денежной единицей, в которой хранить свои сбережения по меньшей мере удобно – занимает меньше места, а вместе с тем дарит уверенность и определенную защиту от девальвации. Но, пытаясь сохранить кровно нажитые, можно все потерять даже в инвалюте.

Насколько надежно хранить сбережения в иностранной валюте?

Лихие 90-е

Храните деньги в банке — заверяют эксперты. Это надежно. Но у населения нет стопроцентной уверенности, а значит, и доверия к этим учреждениям, чему виной опыт прошлых лет. Судите сами. Если в 1997 году число официально зарегистрированных банков в Казахстане переваливало за отметку 80, то сейчас их число едва ли наберет три десятка. Ключевой причиной лишения лицензий в большинстве случаев было несоблюдение требований банковского законодательства.

По большому счету, простым гражданам нет никакого дела до тонкостей банковского дела. Им бы сохранить то, что нажито, а не бегать по инстанциям, доказывая, что они были вкладчиками и пострадали от банкротства. Вот и сложилась традиция хранить деньги не в сейфовой ячейке или на счете, а «под подушкой». Естественно, чтобы они не занимали много места и не обесценивались, основные сбережения переводят в иностранную валюту. Это есть то самое слабое звено, когда можно потерять все сбережения в одночасье. Мы не будем рассматривать эпизоды с кражей, а возьмем за основу примеры, когда люди отдают деньги сами, добровольно.

В 90-х активно процветал теневой рынок обменных операций. На каждом базаре, в универмагах и прочих денежных местах без особых затруднений можно было найти «менял». Да, курс у них был значительно выше, чем официальный, но в банках валюты не было практически никогда, а если и была, то нужно было отстаивать длинные очереди, которые давали лишь надежду на обменную операцию, но никак не гарантировали ее.

Теневой рынок, где за непыльную работу можно было получать солидную прибыль, всегда притягивал представителей криминальных элементов. И сейчас речь даже не о «крыше», без которой ни один «меняла» не смог бы проработать и полдня. В среде, где сам процесс происходил практически молниеносно, а никаких детекторов валют не было, процветало фальшивомонетничество.

Наиболее примитивный способ производства подделки — печать на цветном принтере или ксероксе. Это сейчас МФУ стоят практически в каждом офисе, в 90-х же о цветной печати и лазерных принтерах многие даже и не знали. Конечно, такую купюру легко было отличить по качеству бумаги и отсутствию тиснения, но неопытные граждане, которые, скажем, приобретали валюту впервые, легко попадались на удочку, скупая фальшивки по привлекательной цене.

Более продвинутые мошенники использовали настоящие доллары. Скажем, за исходник брали банкноту номиналом один доллар, а по углам, где пропечатаны цифры, вместо единички приклеивали «100». Сколько ни щупай такой доллар, он настоящий: и водяные знаки, и объем. А то, что в центральной части банкноты был изображен Джордж Вашингтон вместо «стодолларового» Бенджамина Франклина, замечали не все. Да и читать по-английски умели тогда не многие.

В наши дни этот теневой рынок практически исчез, и все операции по обмену валют проходят, как правило, в обменных пунктах или филиалах различных банков. Но дает ли это уверенность и защиту от приобретения подделки?! Как показывают последние новости — нет.

Кому верить?

В конце сентября председатель Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК Жанат Элиманов сообщил, что в Шымкенте сотрудники службы экономических расследований выявили факт сбыта фальшивых денежных купюр номиналом 500 евро (249 тысяч тенге). По его словам, сбытом фальшивых денег занимались сотрудники (внимание) одного из банков (!) города.

«В Шымкенте выявлен факт сбыта в филиале одного из банков поддельных денежных купюр номиналом 500 евро. Общая сумма составила четыре тысячи евро. Что примечательно, данное преступление совершено пятью сотрудниками этого же банка. Уголовное дело находится на стадии завершения», — заявил Элиманов. Помимо этого сотрудники СЭР пресекли деятельность двух цехов по производству фальшивых денег. Перекрыт международный канал поставки поддельных банкнот в 500 евро.

То, что спецслужбы отлично отработали, несомненно, радует. Пугает другое — что даже та финорганизация, в стенах которой априори не может быть фальшивых денег, теперь не является гарантом безопасности.

Да, преступников выявили. Но сколько людей пострадало от их рук и сколько еще таких бравых ребят работает в банковском секторе?

Соль вопроса в том, что подобные аферы имеют очень затяжной эффект. Как правило, купленная валюта достаточно продолжительный срок хранится «под подушкой». Никто не побежит тут же разменивать купленные вчера 100 долларов, они будут припасены для использования, скажем, во время отпуска на каком-нибудь из курортов Средиземноморья. И, понятно, что отпуск за рубежом, во время которого вас может задержать, скажем, турецкая жандармерия за попытку сбыта фальшивых купюр, будет полностью испорчен.

При этом в турецком УК говорится: «Лицо, сознательно расходующее или иным образом вводящее в обращение поддельные или фальшивые деньги, которые оно приобрело, не будучи осведомленным об их подделке или фальсификации, наказывается заключением на срок до шести месяцев...». А если человек знал, что они поддельные, то срок заключения может быть увеличен до 10 лет тюрьмы. Согласитесь, не самая радужная перспектива «продления» отпуска.

Даже если вы не планируете отпуск и какие-то траты, которые могут потребовать обмена валюты, риск получения фальшивки сохраняется. Ввиду нестабильного курса валют и постоянно слабеющего тенге люди предпочитают некоторые операции проводить в долларах и евро. Да, официально покупать/продавать за «баксы» в Казахстане запрещено. Но вы нисколько не нарушите закон, если одолжите деньги своему другу.

По понятным причинам, все займы такого рода производят в валюте, ведь никто не хочет, помогая товарищу, самому потерять на очередном курсовом скачке. А так, занял 100 долларов и обратно получишь 100, независимо от того, какая цифра красуется на табло exchange. Другое дело, что давали то вы деньги настоящие, а обратно получить можете уже фальшивку. Причем ваш товарищ и сам может не знать, что стал частью преступной схемы, ведь приобретет стодолларовую купюру он в обменнике или, скажем, банке, где можно «нарваться» на таких вот аферистов, как шымкентские «банкиры».

Деньги фальшивые, срок — настоящий

Как известно, большая часть фальшивых денег гуляет в Алматы и Нур-Султане, но производство и сбыт зачастую приходятся именно на юг страны. Еще в 2016 году в Шымкенте поймали фальшивомонетчиков из Нигерии. Фальшивые доллары изготавливали два африканца: 39-летний Нвоке Экендеричукву и 30-летний Оба Жозефат. На юг Казахстана граждане Нигерии приехали из столицы, сняли квартиру и собирались учить шымкентцев английскому языку. Но вместо этого развернули в своем жилище цех по производству фальшивых долларов. При обыске у нигерийцев нашли всего две стодолларовые купюры, но в результате следствия выяснилось, что фальшивомонетчики успели сбыть более 16 тысяч долларов.

Что любопытно, в обвинительном заключении был указан способ, как иностранцы изготавливали купюры, но детали оказались скрыты от широкой огласки. По всей видимости, они нашли простой способ печатать высококачественные подделки, что в век цифровых технологий неудивительно.

Еще более запутанным и, пожалуй, самим громким делом за последнее десятилетие можно назвать судебное разбирательство по делу о четырех мужчинах, пытавшихся сбыть 300 тысяч долларов. И, как ни странно, вновь Шымкент. Само действие и задержание провели еще в 2018 году.

Тогда гражданин «М» узнал, что некая дама одной из стран кавказского региона ищет в Астане (Нур-Султан) партнера для продажи крупной партии долларов старого образца. Якобы у себя в стране эти купюры она пустить в оборот не может — никто не соглашается там иметь дело с «устаревшей валютой». «М» связался с женщиной, договорился о встрече. На каких условиях он получил американскую валюту, следствие не разглашает. Но факт того, что дама прилетала в Казахстан по дипломатической линии, подтвержден. Получается, афера международного уровня?

Гражданин «М» сразу же проверил доллары в пункте обмена валюты. Там подтвердили, что валюта подлинная. Но менять, естественно, их никто не захотел — мол, доллары старого образца уже никто не берет.

Далее для поиска покупателей «М» решил привлечь родственников: брата из полиции, а также двух племянников из Шымкента, один из которых был военнослужащим, а другой — безработным. Все они активно искали пути продажи денег в Актау и Шымкенте. «Предприниматели» были согласны на любые варианты: обменять старые на новые с большой скидкой, просто продать. Причем «цена» доходила до смешной — по 18 тенге за доллар! И это в 2018 году... В конце концов, в Шымкенте одному из парней удалось договориться о выгодной, как они считали, сделке: за 140 тысяч долларов предложили купить две иномарки. На этом история и закончилась, поскольку в роли продавцов иномарок выступали сотрудники ДКНБ. Самое интересное, что после изъятия денег все 140 тысяч долларов оказались фальшивыми. Были ли оставшиеся деньги такого же качества — останется загадкой, поскольку гражданин «М», узнав, что его «помощников» арестовали, сжег все оставшееся «богатство» — 160 тысяч долларов.

Куда делись настоящие и были ли они вообще? Что с дипдамой, и как такое вообще возможно? На самом деле для предприимчивых южан уже не важно, поскольку всех четверых признали виновными по статье 231, и они получили срок заключения от пяти до шести лет с отбыванием в учреждении средней безопасности.

В целом же, согласно статистике, ситуация с оборотом фальшивых денег в стране идет на спад.

«В Казахстане за семь месяцев 2020 года выявлена 381 поддельная банкнота на 1,2 миллиона тенге. Фальшивых монет за этот период не обнаружено», — сообщил начальник управления экспертизы банкнот и монет департамента наличного денежного обращения Национального банка Асхат Абишев. По словам представителя Нацбанка, с начала года количество поддельных денежных знаков снизилось на 46,9 процента в сравнении с аналогичным периодом 2019 года (в прошлом году — 718 банкнот и шесть монет). Остается надеяться, что последний инцидент в шымкентском банке послужит ярким примером и компетентные органы наведут порядок в банковском секторе. Ведь если нет уверенности в банках, то кому тогда верить?

Мы же напомним, что изготовление или хранение в целях сбыта, сбыт поддельных банкнот и монет Национального банка РК наказываются лишением свободы на срок от пяти до 15 лет с конфискацией имущества или без таковой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру