До 20% овощей и фруктов портятся на складах по всему Казахстану

Казахстан собирается перейти к новому этапу обеспечения продовольственной безопасности и контроля цен путем создания национальной товаропроводящей сети - комплекса оптово-распределительных центров. Цена вопроса - свыше 237 млрд тенге ($551 млн).

Об этом в ходе очередного заседания правительства заявил Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов. По его словам, это необходимо для нормализации продовольственной безопасности, которая сегодня характеризуется недостатком качественной инфраструктуры для долгосрочного хранения, что увеличивает издержки сельхозпроизводителя. Отсутствие координации объектов торгово-логистической инфраструктуры между собой усложняет путь товара к потребителю.

Но главное - необходимость создания системы хранения и реализации продуктов, производимых в стране, связана с большими затратами производителей. В то время как по данным МСХ РК дефицит по стране овощехранилищ составляет почти 70%, а в некоторых регионах эта цифра и вовсе достигает 90%. Это, естественно, не может не привести к большим потерям продукции и уж тем более невозможности ее хранения в течение длительного периода. При этом потери овощей и фруктов составляют 19%, мяса и молочной продукции – 5%. А это означает, что все расходы, понесенные предпринимателем из-за потерь, отражаются на конечной стоимости продукции.

И, для того чтобы одним махом решить все накопившиеся в отрасли проблемы, ведомство решило предложить создание национальной товаропроводящей сети, которая будет состоять из единого комплекса оптово-распределительных центров (ОРЦ). Они смогут предлагать специализированные услуги начиная от хранения и переработки до распределения и сбыта продукции. Но осуществится ли задуманное, да еще в столь короткие сроки - до 2022 года по республике должны быть возведены 24 пункта ОРЦ, как это наметило МТИ РК?

Сама идея далеко не новая. Так, дискуссии по ней вели давно, а в середине 2018 года разработку концепции и строительство таких центров наконец утвердили в правительстве. Предполагалось, что такие ОРЦ должны будут обеспечить связь между селами, которые производят мясо, молоко, бахчевые, овощи, фрукты, и торговыми объектами, крупными потребителями, для того чтобы фермеры могли по справедливой цене продавать им свою продукцию. Это, в свою очередь, помогло бы обеспечить прозрачность ценообразования и гарантированный сбыт продукции.

Порядка 200 тысяч фермеров сегодня производят в селах ту или иную сельскохозпродукцию в Казахстане. Но поскольку у многих из них маленькие объемы и им невыгодно нанимать даже транспорт, чтобы отвозить товар на рынок или куда-то еще, так как транспортные расходы съедают часть прибыли, сегодня в сфере поставок сельхозпродукции работают физлица - посредники. Они скупают весь товар по заниженным расценкам, а затем перепродают его магазинам, на рынки с накрученными во много раз наценками.

Появление ОРЦ предполагает: производители официально и напрямую со всеми чеками и сопроводительными документами должны будут поставлять свою продукцию на массовый рынок через заинтересованные логистические компании, что, в свою очередь, позволит снизить существующие сегодня цены на продовольственные товары минимум на 15-20%. Однако насколько это действительно станет возможным? Ведь ОРЦ должны будут работать не только как часть оптового и розничного рынка, но и как торгово-логистические центры. А это уже не просто большие склады, где картофель и морковь хранятся в ожидании, когда за ними приедет покупатель. Это сложные с технической точки зрения логистические комплексы, имеющие помимо обязательных для них складских помещений лаборатории, камеры с разными климатическими режимами, железнодорожные тупики и много дорогой техники. И для того, чтобы прогнозы министерства в отношении снижения цен на продукцию сбылись хотя бы частично, минимум необходимы серьезные инвестиции плюс внесение изменений в закон о торговых отношениях. Законопоправки при этом должны будут регулировать не только внутренние отношения между ОРЦ и фермерами, но и инвестиционную политику в отношении возводимых центров. А в первую очередь в закон должно быть внесено само понятие “оптово-распределительные центры”, которого сегодня там попросту нет, а также приняты требования к ним.

Однако, как полагают в ведомстве, если все сложится успешно, такая инфраструктура позволит выстроить в Казахстане эффективные транспортно-логистические каналы не только внутри страны, но и для экспортно-импортных операций в страны ЕАЭС, Центральной Азии и Китая, что расширит рынки сбыта. При этом сеть оптово-распределительных центров может стать тем связующим звеном между основными участниками товаропроводящей системы, которое объединит в один кластер производителей, ретейлеров и поставщиков. И, возможно, наконец-то позволит избавиться от цепочки многочисленных посредников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру