В Казахстане форматируют систему государственных закупок

Чтобы отсечь от процесса “несерьезных”, с нового года единый портал госзакупок стал платным для участников. Кроме того, отныне для победы будет важна не столько меньшая цена, сколько сумма выплаченных ранее налогов.

Правда, всех “угомонить” Минфин пока не решается, и начнут со строителей, установив лимиты снижения цены. Теперь демпинговать в процессе тендера можно будет не более чем на 10 процентов от суммы лота. То есть исключается правило, когда победителем признают потенциального поставщика с наименьшей ценой. Среди всех уменьшивших свою цену на максимально возможные 10 процентов будут проходить еще два этапа отбора: сначала заказчик оценит опыт работы компаний, а затем, если и по опыту работы бизнесмены будут одинаковыми, - размеры выплаченных в бюджет налогов. И победителем конкурса будут признавать участника, имеющего больший показатель по сумме уплаченных налогов. То есть чем законопослушнее компания, чем больше она работает “вчистую”, тем предпочтительнее государству с ней сотрудничать. “Если, устанавливая демпинг, мы можем видеть ту ситуацию, что все спустились на эти 10 процентов, и мы не сможем определить победителя, соответственно, здесь определяющим фактором будет оплата налогов. Наша идеология такова, что кто платит налоги, тот и должен участвовать в государственных закупках, и, соответственно, кто платит больше, тот должен выигрывать, потому зачастую мы видим, что компании, которые не имеют опыта и не платят налоги, спускают цены и выигрывают. А потом не могли достроить объект, что приводило к неосвоению либо к некачественному выполнению своих задач”, - заявил вице-министр финансов Бекетаев.

Но пока, напомню, таких “чистых партнеров” будут отбирать только в конкурсах-госзакупках на строительство.

Теперь что касается платы за участие в тендерах. Система государственных закупок - механизм тяжелый и запутанный. Сидеть на шее госбюджета хочется многим, однако силенок на выполнение всех запросов заказчиков хватает далеко не у всех. Открытость и доступность участия в закупках (с переходом их в электронный формат) привела к росту количества сорванных контрактов.

Так, например, госорган объявляет лот о покупке трех компьютеров общей стоимостью миллион тенге. Предприниматели подают заявки, и выигрывает тот, кто пообещает выполнить пожелания заказчика за наименьшую цену. Подобный демпинг зачастую хоть и дает возможность победить, но отнюдь не гарантирует выполнение контракта. Выиграет, например, бизнесмен, установивший цену в 100 тысяч, но купить и поставить те самые компьютеры он не сможет. В результате предпринимателя-победителя объявляют недобросовестным поставщиком, а госорган-заказчик получает выговор за несвоевременное освоение средств.

Или есть еще одна неприятность: проигравший обидится и напишет на портале жалобу, что якобы победитель-то победил неправильно. И остановится процесс закупок: проверяющие из комитета госаудита Минфина должны рассмотреть такую жалобу и вынести решение. И все это затягивает процесс порой до бесконечности.

Госорганы не раз жаловались, что подобные открытость и вседоступность портят им статистику и мешают реализации поставленных планов. Они пытаются “выкручиваться”, усложняя техспецификацию закупок и требования к поставщикам. Но те же аудиторы Минфина обвиняют их в лоббировании интересов отдельных компаний и подгонку заявки под исключительный товар и определенного поставщика.

В общем, в правительстве думали-думали и решили отсечь компании “вась пупкиных” деньгами - установили плату за услуги сайта государственных закупок. Как сообщил вице-министр финансов Руслан Бекетаев, стоимость участия начинается от одного МРП для тех компаний, которые будут заниматься закупками, до миллиона тенге и будет расти дифференцированно - 10, 20, 60 МРП. Соответственно, сумма в тех закупках, в которых могут участвовать компании, будет тоже увеличиваться.

“Когда бизнес имел возможность бесплатно участвовать в закупках, мы видели, что у нас на портале зарегистрировано до 225 тысяч организаций, которые по факту не занимались поставками, а просто для каких-то непонятных целей участвовали в конкурсах, потом писали, соответственно, жалобы, - пояснил вице-министр финансов Руслан Бекетаев. - Сегодня с введением платы мы видим, что в закупках участвует около 25 тысяч компаний. Качество потенциальных участников сейчас стало гораздо выше, и эти участники, оплачивая за сервис портала, уже требуют соответствующего качества сервиса. Мы видим за этим возможность развития и портальных решений”.

Одновременно с этим Минфин решил немного упростить процедуры госзакупок, увеличив пороговую сумму закупки из одного источника со 100 до 500 МРП (с 252 500 до 1 262 500 тенге). При этом для сельских акиматов этот порог увеличили до трех тысяч МРП (7 575 000 тенге.). Заодно заказчикам по госзакупкам способом запроса ценовых предложений предоставили теперь право указывать в технической спецификации фирменные наименования и модели товаров, широко представленных и доступных на рынке, стоимость которых не превышает 1000 МРП.

Интересно, что отныне такие правила закупок будут распространяться не только на госорганы, но и на квазигосударственный сектор. А он намного опережает суммы закупа государственными органами. Так, если в прошлом году размеры гозакупок составили 3,6 триллиона тенге (с увеличением на 5,9 процента к уровню 2017 года), то ФНБ “Самрук-Казына” заказал товаров и услуг почти на пять триллионов, а остальные нацкомпании - на 597 миллиардов. В целом в прошлом году размеры закупок государственных органов и квазисектора составили 9,2 триллиона тенге.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру