Как ситуация с бензином в России сказывается на Казахстане

Стоимость топлива в Казахстане может подняться на 5-8 тенге. Причина - торговые войны в России и все еще не преодоленная импортозависимость отечественного рынка от поставок с российских НПЗ. Попытаемся разобраться: что происходит у соседей и когда это аукнется казахстанцам?

Начало года выдалось не самым удачным для российских ГСМ-трейдеров. На фоне волны роста цен на нефть (впервые за три года она преодолела психологический барьер в $65) повысилась и цена продуктов переработки. Оптовые цены на бензин на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже выросли с начала года более чем на 10%. В начале апреля стоимость тонны АИ-92 составляла 46,5 тысячи рублей, а АИ-95 - 47,4 тысячи рублей. Это максимальные цены за всю историю торгов на ТСБ.

Как отмечают российские эксперты, последний подобный “скачок” наблюдался осенью прошлого года, когда поставки сократились как из-за плановой остановки на ремонт Московского НПЗ, так и из-за сокращения поставок ГСМ на внутренний рынок по причине роста цен на нефть и перенаправления бензина на экспорт.

Нефтяники считают, что неконтролируемый рост цен на бензин и дизтопливо стал реакцией рынка на повышение акцизов на ГСМ с начала этого года (ставка повышена на 50 копеек за литр). Как следствие, привлекательность экспорта снизила объемы, отгружаемые НПЗ на внутренний рынок, почти в три раза по сравнению с декабрьским уровнем.

Как говорится в письме “Совета по товарным рынкам” (СПТР), объединяющего независимых ГСМ-трейдеров, на имя российского премьера, уже в самое ближайшее время стоит ожидать роста цен на бензин для конечных покупателей на 20-50 копеек за литр в неделю с доведением итогового повышения в некоторых регионах до пяти рублей.

Взаимозависимость российской и казахстанской экономик в вопросах ГСМ наиболее тесно проглядывается, особенно если учесть, что, несмотря на все ранее сделанные заявления, что модернизация отечественных заводов приведет к стопроцентному покрытию внутренней потребности в топливе, пока этого не наблюдается. Сейчас обеспеченность казахстанского внутреннего рынка отечественными бензинами и дизтопливом составляет около 90%, по авиакеросину – 70%. Закуп недостающих объемов осуществляется в России.

Повышение стоимости топлива на российском рынке при положительной динамике мировых цен на нефть даже при укреплении казахстанского тенге приведет к сценарию, который мы не раз наблюдали на протяжении нескольких последних лет: оттоку казахстанского ГСМ на российскую территорию. В этих условиях правительство Казахстана вынуждено будет пойти на непопулярный шаг и одобрить повышение предельной стоимости продажи АИ-92 (остальные сорта топлива вне регулирования антимонопольным ведомством).

Если судить по результатам прошлого года, то наша страна уже сделала шаг навстречу “мировым стандартам” по ценам: бензин в прошлом году вырос в стоимости на 13,3% (и уже на 2,5% с начала года), дизтопливо прибавило в цене более 28%.

Есть один риск ближайшего подорожания на АЗС: казахстанские НПЗ вновь встанут на очередной плановый ремонт (Шымкентский уже закрыт до 1 мая). А это значит, что дефицит на рынке увеличится, усиливая зависимость казахстанского рынка от импорта.

Основной вопрос: насколько подорожает бензин для потребителя? Некоторые казахстанские эксперты уже подсчитали, что повышение цены на российских АЗС на пять рублей приведет к автоматическому росту казахстанского бензина на 25-30 тенге (исходя из валютного паритета рубль-тенге: 1 к 5). Однако в своих расчетах они не учитывают, что импорт в Казахстан составит лишь до четверти потребности (до конца капремонта НПЗ в Шымкенте), а также имеющиеся запасы. Кроме того, следует учитывать биржевые расчеты, не закладывающие маржу российских АЗС. А это значит, что если ориентироваться на российский уровень цен, то цена закупа импортного ГСМ возрастет в среднем на 10%. С учетом лишь частичного импортозамещения для казахстанских потребителей стоимость литра АИ-92 может подняться на 3-5%

Пока в Минэнерго никак не комментируют ситуацию, происходящую в России, и перспективы ее инкорпорирования в ценообразование на рынке ГЧМ Казахстана. Вместо этого в Астане предпочитают переключать внимание на строительство четвертого НПЗ. Если судить по опыту предыдущих лет, в очередном повышении цен на ГСМ можно не сомневаться. Вопрос лишь в том, как это произойдет. Есть два пути: короткий и чуть подлиннее.

Раньше Казахстан всегда выбирал второй способ. После поднятия цены в соседней России чиновники сначала заявляли, что в Казахстане ничего подобного не предвидится. Затем, когда из-за прозрачных границ и более выгодной конъюнктуры российский экспорт прекращался и более того - на север утекала часть нашего бензина, наступал закономерный дефицит топлива. А через месяц-другой перебоев и ажиотажа на заправках поднятие цены (и последующая ликвидация дефицита) воспринималось людьми уже чуть ли не как избавление.

Не исключено, сценарий этот повторится и сейчас.

Хотя можно пойти и по другому пути, о целесообразности которого мы говорим уже не раз. Топливо - пусть и стратегический, но все-таки товар, а значит, цена на него должна регулироваться рынком. Однако в Казахстане это далеко не так.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру