Формировать вкус и фиксировать время

Когда в стране издают журналы о культуре и искусстве, выпускают книги и серьезные аналитические печатные издания, значит, в ней не все потеряно и сохраняется надежда на духовный ренессанс государства и общества.

Формировать вкус и фиксировать время

«Деликатесы от прессы» — специальная рубрика «МК» о знаковых представителях казахстанской журналистики, чье мышление, принципиальные позиции и разносторонние пристрастия соединились в одно бесценное монисто из раритетных хобби, увлечений, занятий и серьезных проектов. Надеемся, эти истории, интервью, очерки, беседы будут любопытны не только судьбами и характерами, но повлияют и на понимание миссии профессиональной журналистики, заключающейся не только в информировании, аналитике, решении многих проблем государства и общества, но и умении поддерживать, удивлять и вдохновлять человека.

Анастасия Таукелова — вдохновитель креативных проектов издательской компании RUAN, коллекционер произведений искусства казахстанских художников, поддерживающая и пропагандирующая их творчество. Основываясь на своем опыте многолетнего изучения теории и практики издательского дела, ведет обучающий курс «Создание книги: от истории до тиража».

Издательский визуал

Издательскую компанию RUAN в 2003 году в Алматы основали два творческих человека — супруги Анастасия и Рустем Таукеловы. Отсюда и название: RU — Рустем, AN — Анастасия. Издательство выпустило более 50 солидных книг деятелей культуры и о людях культуры и искусства Казахстана. В течение 12 лет издавали журнал NomadKazakhstan, переместившийся сегодня в интернет-пространство. А больше года RUAN выпускает и новое глянцевое издание о культуре журнал Altyn Art. Каким целям следует компания, как расшифровывает тайный код печатных изданий, размышляем с Анастасией Таукеловой.

— Настя, у вас с супругом серьезное художественное образование, но создаете не творческие мастерские и галерейные залы, а издательство. Почему?

— Мы открывали издательство специально, чтобы выпускать периодический журнал о культуре и искусстве в Казахстане. Целину не пахали в этом отношении, но хотелось чего-то своего. В качестве издателей, дизайнеров, полиграфистов освоили практически всю печатную полиграфию, но главное, что мы научились делать, — это книги. Книга — царица полиграфии, вызывающая трепет и уважение, несмотря на мнение, что печатная продукция становится невостребованным не то что товаром, а источником информации. Книга прекрасна не только как родник знаний, но и как та вещь, которую держишь в руках, и если она сделана хорошо и эстетично, то сама по себе начинает образовывать тебя, даже пока не открыта.

Мы осознаем, что в печатных книгах, журналах, газетах есть что-то не только визуально привлекательное, но и тактильное, обладающее еще и звуком, запахом. Это то, что пробуешь, примеряешь на свои эмоции и вкус помимо содержательности. Кроме того, печатная продукция формирует вкус...

Они материальны — да, тактильны, визуальны. А еще книга, к примеру, может быть бархатной, глянцевой, шелковой. И это тоже эстетизирует пространство, потому что красота и есть красота. Моя задача дизайнера в книгоиздании или журнальной продукции состоит в том, чтобы относиться к процессу как художник. Я больше отвечаю за визуальность, которая и формирует вкус. В первую очередь все должно быть красиво и эстетично. Глаз учится смотреть через привычки. То, что сегодня творится в Алматы с визуальной информацией, наглядной агитацией, — это не совсем искусство и эстетика. Если человек хотя бы раз в день будет проходить мимо чего-то красивого, баннера того же, постера, мурала, у него будет создаваться правильное восприятие красоты. И воспитание культуры начинается с визуальных образов вокруг. Если кто-то, к примеру, видит мою красивую книгу, это будет гораздо лучше, чем видеть некрасивую. И все-таки печатная продукция — это еще и грамотность. То, что мы сегодня видим в социальных сетях, вызывает ужас. Книга, компетентный журнал или газета подразумевают и развитие грамотной речи.

С наставником Баян Барманкуловой

Fast-news — не факт

— Знаешь, какую мысль хочется озвучить и сформулировать — почему и кому важно это искусство, эти книги? Насколько необходимо оставаться независимым от IT-мейнстрима и эту линию прочтения информации на бумажном носителе поддерживать?

— Важна сама фиксация. В казахстанском искусстве период с начала 90-х годов и до начала 2000-х практически не фиксировался. Нет ни каталогов, ни информации о многочисленных галереях и выставках, которые очень активно проводили. И только по памяти тех событий сегодня собираются книги об искусстве. А время ушло, не сохранилось точных фактов, дат, нет никакой планомерной хроники событий. Два десятилетия развития актуального искусства, находившегося на пике своего развития, канули в Лету. Сейчас мы надеемся на интернет и быстрые новости, но это как фаст-фуд, только фаст-news — ежедневные новости, проходящие потоком через наше сознание. Но вычленить из него самое важное, чтобы сохранить и зафиксировать, — это сейчас самое сложное. И я считаю, что печатные издания — и спасибо тем людям, которые поддерживают их — позволяют закрепить на бумаге определенный срез, в нашем случае казахстанской культуры, за установленный период времени.

Я сама по натуре архивист и очень люблю архивировать, регистрировать информацию, издавать каталоги. Будь моя воля, я бы каждый год выпускала альманах по казахстанскому искусству. Через десять лет мы уже не найдем интернет-новостей, релизов или еще чего-то, а книга останется навсегда, журналы и газеты — тоже. Даже если они будут не на бумаге вдруг, а в электронном виде, потому что сегодня мы не можем представить, с каких носителей будут читать наши дети или внуки, но обязательно нужна фиксация. Причем в таком виде, который вызывает доверие. Важны достоверность информации, ее качество, но интернет этого не дает. Правдивость и профессионализм сегодня сохраняются только в печатных изданиях, потому что никто не станет публиковать непроверенную информацию — что написано пером, не вырубить топором. Она сохраняется на века, и люди, занимающиеся печатным словом, подходят к обращению с ним наиболее ответственно. И первое, что дает печатная продукция, — выборочность уже проверенного профессионалами материала, отсев ненужного, лишнего, его достоверность.

— Получается, что все издатели поддерживают сегодня на плаву хоть какуюто планку культуры, образованности?

— Пытаемся. И в первую очередь сохранить, потом популяризовать все это. Не знаю, сколько у нас сегодня читающих людей, но если кто-то прочтет умную книгу, и она у кого-то зародит какую-то мысль, я считаю, что уже и это немаловажная задача. И чем больше будет таких людей, в данном случае читающих, с хорошим глазом, а красота — в глазах смотрящего, тогда будем считать, что не зря проходит наша деятельность. И чем больше ареал воздействия этой красоты, и чем больше в него вливается людей, тем компактнее будет происходить наполнение нашего прекрасного города культурой, затем — страны и мира. Это, конечно, сегодня уже подвижничество, но кто-то должен им заниматься.

Герольд Бельгер с книгой «Избранное»

Раритеты издательства

— Какие книги, изданные вами, особенно запомнились?

— «Мамлюк» Ермека Турсунова с иллюстрациями Ассоль Сас за последние десять лет произвела на меня самые благоприятные впечатления — как вещь, как смысл, как полноценное издание. Это также «Избранное» Герольда Бельгера, «Казахская инструментальная музыка: от кюя к симфонии» Юрия Аравина, «Айша Галымбаева» автора и составителя Баян Барманкуловой, «Ер-Тостик» по заказу Мадины Касымбаевой.

— RUAN выпускает и художественные издания?

— Безусловно. У нас с супругом высшее художественное образование, и с теми, кто сегодня считается казахстанскими корифеями в мире искусства, начиная от Андрея Ноды и Эдуарда Казаряна, мы учились вместе и остаемся друзьями. Когда мы начали издавать журнал, посвященный искусству, то, естественно, прежде всего собирали на его страницах всех своих друзей, делая своеобразную выставку их работ под одной обложкой. А они наблюдали за тем, что мы создаем, и, поверив в нас как в дизайнеров, редакторов, издателей, стали заказывать свои каталоги, книги о своей деятельности. Это большая удача — делать такие вещи. И так получилось, что мы стали специализироваться на литературе о художниках. Государственных заказов у нас не так много, а частные не настолько стабильны и регулярны, но когда у художников предстоят знаковые или юбилейные выставки, они стараются зафиксировать это событие или определенный период своего творчества в каталоге. Не побоюсь сказать, что мы представляем одну из ведущих компаний по производству изданий по творчеству лучших художников Казахстана.

С Юрием Аравиным

— Вам не хватает работ художников в изданиях?

— Получаю огромное удовольствие и наслаждение от разных вещей в жизни — от красивого издания, когда оно удалось, до новой работы в своей коллекции, которая стала появляться благодаря журналу и искусствоведу, моему наставнику Баян Барманкуловой. А поскольку и папа мой был художником-графиком, то я с детства люблю графику. Считаю себя скрытым дальтоником, потому что обожаю четкие линии и черно-белое. К живописи отношусь с огромным уважением, керамике, но когда вижу хорошую графику, меня начинает потряхивать, и я ничего не могу с собой поделать. Когда с основанием журнала у меня появились какие-то ресурсы и свободный доступ в некие мастерские, я начала собирать произведения искусства и пропала в них — семейный бюджет порушен, муж хихикает надо мной, но поддерживает. Остановить этот артвирус невозможно, так как прекрасное уже внедрено в организм. И в моей коллекции есть любимый мой Андрей Нода, я его считаю живым классиком, выдающимся мастером. Многие наши современники-художники прекрасны! Эдуард Казарян, Марат Бекеев, Вячеслов Люйко, Георгий Макаров, Елена и Владимир Григорьяны, Александр Осипов, Сева Демидов, Решат Кожахметов, Ассоль Сас. Как не любить их! Слушайте, я могу десятками их называть и не смогу остановиться. По мере возможностей буду стараться что-то у них и дальше приобретать и издавать каталоги с их впечатляющими творениями.

И это все на века, господа мыслящие и живые душой. Пока так будет, есть смысл жить и любить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру