В Казахстане открыта экспозиция произведений европейской печатной графики XVI-XVII веков

И снова нас угощает искусством Государственный музей искусств РК имени А. Кастеева. Правда, теперь в связи с введением санитарно-ограничительных мер и очередного локдауна не прямым взаимодействием, а онлайн-экспозицией произведений европейской печатной графики XVI-XVII веков.

В Казахстане открыта экспозиция произведений европейской печатной графики XVI-XVII веков

Выставка гравюры и офортов «Европейская графика XVI-XVII веков» в ГМИ РК имени А. Кастеева масштабна по ценности своего содержания, серьезному возрасту экспонатов и включает более 100 работ художников Германии, Франции и Голландии. Среди них имена самых ярких известных мастеров. Это Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт Ван Рейн, Антони Ватерло, Ян Ливенс. Кураторы выставки — А. Джадайбаев, М. Сальникова.

Сразу скажем, что это не те всем известные картины, что знакомы нам по Эрмитажу и другим крупнейшим музеям мира. Это образцы печатной графики, но самые оригинальные, сохранившиеся до нашего времени с тех времен и эпох. Они представляли в свое время удобное и недорогое средство распространения или, скажем, тиражирования художественных изображений, несущих культурное, духовное, эстетическое, познавательное, научное и религиозное содержание.

Понятно, что в XVI-XVII веках не существовало возможности делать фотокопии и репродукции живописных полотен и художники использовали для этих целей сложные технические и творческие способы фиксации своих работ, чем мастера, на век которых выпали более совершенные и простые технологии.

И без французского происхождения техника гравюры на металле не обошлась. В самом слове «офорт» есть французские корни, то есть это eau-forte, или «крепкая вода», а точнее, азотная, позволяющая получать оттиски с печатных форм в процессе создания изображения. Офорт известен с начала XVI века, когда его первыми применили Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и другие художники. Дюрер, к примеру, создал шесть своих первых офортов на стальных досках, в числе которых и его знаменитая «Большая пушка». Следом технику офорта усовершенствовал французский художник Жак Калло, научившийся применять многократное травление «художественной рельефной доски» кислотами для передачи пространственных планов. В Голландии непревзойденным офортистом стал Рембрандт, в Испании — Гойя. Пользовались этой техникой впоследствии Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар. В России в конце XVII века к офортам обращались С. Ушаков, Л. Бунин, Л. Тарасевич, В. Томилов, О. Кипренский, Т. Шевченко.

Таким образом, период XVI-XVII веков стал одним из важных этапов в мировой истории искусства, когда обозначение получил такой вид печатной графики, как офорт. Благодаря этой технологии и у нас появилась возможность увидеть офорты этих мастеров, не выезжая за пределы Казахстана. В ГМИ РК имени А. Кастеева они хранятся в архивных собраниях, откуда и вынесены в эти дни на рассмотрение зрителям. И среди самых блистательных экспонатов мы можем увидеть офорты с таких легендарных полотен Рембрандта, как «Даная», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына», а также гравюры и офорты знаменитых полотен других европейских художников.

Это стало возможным благодаря тому, что в 70-х годах прошлого века из фондов Пушкинского музея России в Государственный музей искусств РК имени А. Кастеева передали эти нетленные исторические экспонаты, некогда принадлежавшие московскому коллекционеру конца XIX века Николаю Мосолову. Он сам был академиком гравирования и действительным членом Императорской академии художеств. Есть мнение, что в погоне за лучшими экземплярами для своей галереи он соревновался с французским бароном Ротшильдом, имевшим одну из самых богатейших в мире коллекций произведений искусства. Эдмон Ротшильд даже выстроил шикарный особняк, предназначавшийся исключительно для хранения собственного собрания гобеленов, резного дерева и драгоценной мебели. А главными драгоценностями его коллекции были полотна и гравюры Рембрандта, Рубенса, Буше, Веласкеса, Фрагонара и Гойи. То есть стоит понимать уровень величайшей возможности соприкоснуться с произведениями европейского искусства прошлых веков вот так близко. Еще бы скорее вновь открылись двери в наши музеи.

А пока в ближайшее время в ГМИ РК имени А. Кастеева кураторы выставки проведут специальную онлайн-экскурсию, в которой расскажут зрителю не только о каждом экспонате, но и о старинных книгах, сопровождающих эту виртуальную встречу с миром культуры и высокого искусства.

Следите за миром искусства, не выходя из дома.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру