Дюсен Мусабеков: «Жизнь прожить — не поле перейти»

Заслуженный деятель РК, кавалер ордена «Курмет», обладатель почетной грамоты Президента Казахстана и медали «Ветеран труда», которой он был награжден совсем недавно, Дюсен Мусабеков отдал становлению культуры на родной Акмолинской земле почти 40 лет. Ныне он заместитель директора столичного театра «Астана Балет», человек с огромным опытом работы, любезно согласившийся поделиться своими мыслями с журналистом «МК» в эксклюзивном интервью.

Дюсен Мусабеков: «Жизнь прожить — не поле перейти»

— Дюсен Нуркенович, что изменилось в вашей творческой жизни с тех пор, как Управление культуры города Целинограда превратилось в вашей жизни в управление столичным театром имени Куляш Байсеитовой, потом — театром «Астана Опера» и вот, наконец, привело в театр «Астана Балет»?

— Знаете, жизнь вообще в моем представлении изменилась с 2000 года. С того времени, когда город Кокшетау стал областным центром и всему областному руководству пришлось туда переехать. И хотя до этого меня пригласили поработать заместителем начальника Управления культуры Астаны, мне пришлось стать жителем Синегорья, поднимая культуру этого края. До сих пор при встрече с бывшими коллегами мы с восторгом вспоминаем былые времена, тот пласт культурных мероприятий, которые за несколько лет на посту начальника управления культуры этой области мне довелось в буквальном смысле во множестве поднять и провести. Оставив свой творческий почерк в культуре этого города и этой области.

— Кстати, 2000 год был объявлен Годом культуры в Казахстане...

— Да, а для меня тот год ознаменовался новым приглашением поработать в Национальном театре оперы и балета имени Куляш Байсеитовой в Астане в качестве первого заместителя директора. Я согласился — меня тянуло домой, в столицу, да и творческий путь, не прерываясь, продолжался дальше. Я был истинным акмолинцем, целиноградцем, и очень гордо несу эти два звания до сих пор. Хотя некоторые не понимали этого моего решения, а вот я стал на многое смотреть по-другому, вернувшись. Но театр надо было открывать, надо было искать кадры, наполнять содержанием, и я двинулся вперед — благо был знаком со многими биографиями, со многими местными культурными особенностями. И потом, в общей сложности я отдал театру имени Куляш Байсеитовой, который занял серьезное место в моей творческой биографии, 13 лет. А еще он был новым по тем временам — с новым почерком, новым видением.

Кстати, сегодня, оглядываясь назад, кроме упоминания этого учреждения, хочу заметить, что по большому счету я стоял у истоков открытия пяти театров Казахстана. И первым среди них стал Талдыкорганский областной музыкально-драматический театр, который я поехал открывать по окончании консерватории вместе с группой студентов. Там я проработал пять лет, сыграв более 20 ролей, надеюсь, запоминающихся героев, на сцене.

— Что было дальше?

— Я вообще стараюсь делать так, чтобы у меня многое получалось в жизни лучше, чем у других — этакий перфекционист, если хотите. Но именно это качество, эта жизненная позиция во многом мне порой помогают добиваться «степеней известных», когда все остальные ресурсы, казалось бы, давно исчерпаны. Так я воспитываю и своих детей — если ты что-то не умеешь делать хорошо, не надо за это дело браться. Но самое главное — надо любить свою профессию. Конечно, бывает порой разочарование в ней, в жизненных каких-то установках, но именно любовь к своему делу помогает идти дальше, не опускать руки. Так что я горжусь, что являюсь работником культуры и искусства.

Кстати, после театра имени Куляш Байсеитовой меня пригласили в очередной новый театр «Астана Опера», где директором на тот момент был Тулеген Мухамеджанов. Так что можно и даже, пожалуй, нужно сказать, что я снова стал одним из первых основоположников становления этого театра. Да, там были свои нюансы, были другие масштабы, постоянное общение с зарубежными коллегами. Мне пришлось будто заново все осваивать, работать над собой, постигая новое, но я был этому рад, пусть даже моя профессия уже имела под собой театральную основу. А еще потому, что, к сожалению, приходилось сталкиваться с множеством людей, работающих в сфере культуры, в театральном секторе, но не знающих основ и не понимающих элементарных вещей в нашей профессии. Например, встречались даже такие, кто не знал, что такое кулисы, что декорации делятся на два вида — мягкие и жесткие, не понимали, с какой стороны подойти к реквизиту. Но я надеюсь, что мы в нашем новом театре «Астана Опера» все это смогли постигнуть и выглядеть в этом отношении не хуже, чем итальянцы или россияне.

— А что же театр «Астана Балет»?

— В то время он размещался в помещении театра «Астана Опера». Оба театра по взаимной договоренности делили общую площадку для выступлений, и я видел спектакли обоих, наблюдал за артистами, отслеживал репертуары. Поэтому, вероятно, для меня не стало неожиданностью, когда меня снова пригласили на работу, и теперь уже в театр «Астана Балет». Это было в 2015 году, здание для нового театра только-только начали строить, соответственно накопилось множество организационных вопросов, много технических моментов, которые необходимо было решать, как говорится, здесь и сейчас.

Не упоминаю уже о художественной составляющей. Но мы снова справились, и сегодня я горжусь этим театром, он мне очень нравится, я люблю творческую атмосферу в нем, да и коллектив очень молод. Я бы сказал, что он «неиспорченный», чистый, который воспринимает все непосредственно, ярко и свежим взглядом. А мне импонирует это качество с тех самых времен, когда я занимал должность начальника Управления культуры Акмолинской области. До сих пор вспоминаю своего земляка и учителя Бориса Маевского. Он всегда шутил, что великая Атбасарская земля родила двух гениев — его и меня. Дело в том, что под нашим с ним руководством был открыт Казахский музыкально-драматический театр в Акмоле. Со временем он стал одним из ведущих учреждений культуры в Казахстане, кроме того, ему повезло и с директором — его возглавил Жакып Омаров, с которым я, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, был очень дружен и очень многое перенял от него в профессиональном плане.

Я прислушивался к его советам, он был очень деликатным и уважительным человеком. Да и вообще мне легко дались как общение с коллективом этого театра, так и его продвижение. У сотрудников, артистов, как мне потом говорили, и вовсе было впечатление, что я с ними работаю уже очень долгое время. Собственно, так же у меня сложилось и в театре «Астана Балет».

— Можно об этом подробнее?

— Возвращаясь к театру «Астана Балет», я должен сказать, что это самый молодой театр не только в Казахстане, но и в мире. У него очень много поездок и выступлений, а значит, за рубежом это одна из визитных карточек нашей республики. В театре есть как одноактные балеты, так и большие полотна, постановкой которых мы очень гордимся. А вообще наша основная цель — развитие казахского национального танцевального искусства и современной хореографии, то есть современного балетного искусства. Надеюсь, мы с этими задачами успешно справляемся.

Из других особенностей хочу отметить частую работу с новыми постановщиками, в том числе зарубежными. Всего у меня 11 цехов, которые я курирую, а также все то, что происходит и находится на сцене, начиная от реквизита, декораций, бутафории и заканчивая гримом, обувью для артистов, костюмами и даже всеми необходимыми техническими средствами — светом, видео, механикой сцены... Вот этими всеми вопросами я и занимаюсь.

— Из чего состоит ваш рабочий день, учитывая столь обширное поле деятельности и ответственности?

— Во-первых, я один раз в три дня провожу так называемую «пятиминутку», на которой мы подводим итоги трех дней и планируем работу на неделю вперед. Сейчас это время растянется до 1 апреля. Во-вторых, я стараюсь следовать советам своих педагогов по жизни. Например, один из них, Татьяна Наурызбаева, всегда говорила нам, тогда еще студентам: «Когда ты утром просыпаешься и если у тебя есть желание идти на любимую работу, вот это есть счастье». И так во всем. Кроме того, меня окружают коллеги, которых я хочу видеть. Согласитесь, это встречается не так уж часто. Плюс молодые сотрудники, с которыми я веду себя на одном уровне и которые, мне хотелось бы, чтобы чему-то от меня научились, что потом им могло бы пригодиться в их профессиональной деятельности. Кстати, еще я подумываю о том, чтобы снова вернуться в столичный университет искусств «Шабыт», где я одно время преподавал, и возобновить эту деятельность. Молодому поколению, я считаю, нужно оставить хорошее культурное наследство, чтобы они могли не только его использовать, но и гордиться нами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру