— Максат, что такое авторская песня в самом общем понимании? Не только с точки зрения музыкальной, поэтической, социальной...
— Мир велик и разнообразен. И мы в нем тоже непросты. Поэтому в части потребления радости невозможно остановиться на чем-нибудь одном, даже на предельно всеобъемлющем. Как фантастическая комбинация дивана, телевизора и пива, например.
А речь в этом случае идет именно о радости. Не об удовольствии и веселье, которые довольно близки к радости своим эффектом. Они различаются как плясовая музыка и возвышенный гимн. Авторская песня, о которой мы говорим, — ровесница человечества, поскольку в отличие от более продвинутых аналогов вроде симфонической музыки или джаза она не нуждалась в особом инструментарии.
Первый автор песни наверняка был непрофессионалом, что и сейчас является главным видовым отличием нашего жанра.
И существовать она (песня) будет всегда, поскольку является потребностью души. Органа, функции, программы, которая не фиксируется, но эффективно руководит нашими действиями. Душу свою человек будет радовать всегда в любых условиях. Она будет присутствовать и расти, невзирая на соседство каменных топоров или телепортации через нуль-пространства.
— То есть главное, как и везде — творчество?
— Безусловно. Способность творить невозможно переоценить. И музыка, соединенная с поэзией, — это чудесная возможность воспарить и летать.
Несмотря на изначальную внешнюю простоту — человек с гитарой, авторская песня сейчас многогранна и разнообразна. Официально (в нашем понимании), будучи ровесницей рок-н-ролла, она, как и ее веселый собрат, разделилась на множество стилей и непохожих друг на друга направлений. От корневых трехаккордников до невероятно сложных и затруднительных к повторению произведений. От простых дорожных песен до вершин нашей общей большой поэзии. Это в первую очередь говорит о том, что авторская песня интересна многим разным людям. И в песнях Окуджавы, Высоцкого, Кима найдется то, что заинтересует любого. От стропальщика до академика. И любой, независимо от уровня профессионализма и начитанности, может сочинить песню.
По сути своей и устройству авторская песня сейчас является фольклором горожан, а городская жизнь со временем становится все сложнее и отображается соответственно. Хотя, надо отметить, что определение не вполне корректно. Живой пример — в этом году гостями детско-юношеского фестиваля «Струнная капель-2019» был ансамбль школьников из Туркестана, где традиции жанра не так глубоки, как в других городах. Так вот, окрыленные столичным успехом, они поехали посмотреть Грушинский фестиваль. И вернулись лауреатами. Это не только показатель взаимопроникновения, но и доказательство того, что «скрипач нужен» и место его не на крыше.
— Как все начиналось здесь?
— В нашем городе авторская песня существовала давно, но проявилась явственно в 1979 году, когда во Дворце молодежи организовали первый фестиваль туристской песни. Почетным гостем тогда был карагандинец Виктор Баранов, а душой и мотором — глава клуба туристов-водников Константин Миляев.
В 1982 году в этом же дворце организовали клуб самодеятельной песни (КСП) «Фламинго», и начались регулярные фестивали с конкурсом. Фестиваль же, о котором мы говорим сейчас, проводят ежегодно с 1999 года, и он является ровесником новой столицы.
Жанр наш не стадионный, а скорее камерный, и такое мероприятие, как фестиваль, есть крайняя и необычная форма проявления его. Дело всегда предельно осложняется конкурсом. В поэзии, частью которой является авторская песня, трудно представить табель о рангах. Поэт 5-го разряда — правда, смешно? Однако конкурсы проводят, и молодым авторам, готовым к тому, что их оценят, нужно предоставить условия для этого и мудрых судей их творчества. Возможно, это стремление к совершенству. Главное, что мы смогли сделать в этих условиях, — это «чистый» конкурс. Все последние 20 лет никаких поблажек своим, никаких любимчиков.
— Что, неужели совсем не было?!
— Увы, грешен... А кто не грешен?! Как организатор, да и немолодой уже человек я должен признаться в трех своих самоуправствах. Юрия Анастасьяна и Свету Ножкину я сам привел к жюри на этапе обсуждения второго тура. И они заслуженно стали лауреатами. И пусть хоть кто-нибудь попробует оспорить, что незаслуженно... Это настоящие авторы, которые не пошли в конкурс. И группа «Цитрус-ФМ» получила отдельный приз щедрого спонсора, который помог всему фестивалю, но имел слабость к этой группе. Уф-ф-ф, камень с плеч...
— О чем сам хотел бы вспомнить, рассказать? Чем запомнились прошедшие 20 лет?
— За последние 20 лет мы показали горожанам и гостям города почти всех лучших авторов и исполнителей жанра, проводили концерты, растили новое поколение ребят с гитарой. Гостями и членами жюри были самые яркие имена, включая отцов-основателей: Александр Дулов, Юрий Кукин, Александр Городницкий, Юлий Ким, Вадим Егоров, вместе с ними — следующее поколение авторов, также уже ставших классиками — братья Мищуки, Андрей Козловский, Раиса Нур, Владимир Васильев… Всех долго перечислять. Участники фестиваля — это представители десятков городов и областей со всего Казахстана, из России, других стран СНГ и самого дальнего зарубежья. Опять же, перечислять всех не хватит места, да и не нужно...
А наш клуб «Фламинго» стал народным коллективом, принял участие в культурной программе Олимпиады в Сочи. Наши замечательные Галина Корнилова, Гульзада Бейсембаева, Инна Урсалова и Дана Барменова стали лауреатами Грушинского фестиваля в составе квартета «Фламинго» («МК в Казахстане», №26, «Гульзада Бейсембаева: Я свои считаю звезды»). Они съездили и выступили в Таллинне, Тбилиси и Баку. Гульзада руководит клубом «Творческая среда» и проводит фестиваль «Струнная капель». Есть еще детская школа авторской песни, которой руководит наш «фламинговец» Тагир Айтбагинов. Благодаря этой активной и заинтересованной работе наш город вполне может считаться одним из важных центров развития жанра. Что и проявилось на суперфестивале «Астана. Гран-при», проведенном два года назад. Мы пригласили победителей из 11 стран и провели конкурс уже между ними.
Но это просто этапы жизни и верстовые столбы. Потому что каждый отдельный участник этих событий помнит другое, свое. Это радость встреч с дальними друзьями, знакомства с новыми людьми и песнями и возможность спеть то, что дорого сердцу. Свое или не свое — не так важно. Жанр накопил столько славных и добрых песен, что без должной мотивации можно и не писать, просто исполнять.
— Что нового в организации фестиваля? Что ожидает гостей и участников в этот раз?
— В этом году мы снова пригласили Ольгу Качанову и Вадима Козлова из Алматы. Их фантастический творческий тандем мощно растягивает границы жанра и в поэтике, и в музыкальной части, которая просто удивительна.
Еще одна гостья приедет из Екатеринбурга. Это Раиса Абельская. Она изучает поэтическое творчество Булата Окуджавы и привезет свою книгу как раз по этому поводу, именно о поэзии Булата Шалвовича. Раиса исполнит свои песни, которые я сам люблю с начала 80-х.
Наш постоянный гость и друг, томич Роман Ланкин, приедет в этот раз из Актобе с фестиваля «Степной аккорд» наших друзей и соседей из бард-клуба «Рюкзак», а московским гостем будет наш земляк карагандинец Женис Искаков, лауреат Грушинского фестиваля и наш лауреат.
26 июля в 20.00 мы откроем фестиваль и двое суток будем защищать гостей от комаров, хулиганов, жажды, отсутствия дров, неожиданных хворей и потери плавучести. Предоставим тень, электричество и места для палаток, возможность попробовать свои силы в пении, стрельбе из лука и приготовлении пищи на костре.
А песни у костров, концерты гостей и конкурсантов будут звучать почти непрерывно, и у вас, дорогие друзья, будет замечательная возможность еще раз окунуться в замечательную и душевную атмосферу песни, поэзии и музыки. Атмосферу радости.