Фестивалю авторской песни «Астана» исполняется 20 лет

Фестивали авторской песни проходят сегодня по всему земному шару от Калифорнии до Австралии. Это стало поистине широким явлением, как шутят, для узкого круга апологетов бардовской песни. Впрочем, как оказалось, не такого уж и узкого. В Казахстане это явление — и как жанр, и как культурный феномен — также имеет приличный срок, насчитывающий уже более 40, а то и 50 лет. И присутствует, и активно развивается практически во всех регионах. Страна-то немаленькая! Можно назвать несколько центров со своими самобытными традициями, именами, событиями — Алматы, Усть-Каменогорск, Караганда, Рудный, Петропавловск, Актобе, Байконур... И, конечно — ранее Целиноград, Астана, нынче Нур-Султан. Как и подобает столице, главный фестиваль республики сейчас именно там. И так уже 20 лет.

В гостях у «МК в Казахстане» — Максат Сарсенбеков, один из основателей и бессменный директор фестиваля «Астана».

Фестивалю авторской песни «Астана» исполняется 20 лет
Максат Сарсенбеков

— Максат, что такое авторская песня в самом общем понимании? Не только с точки зрения музыкальной, поэтической, социальной...

— Мир велик и разнообразен. И мы в нем тоже непросты. Поэтому в части потребления радости невозможно остановиться на чем-нибудь одном, даже на предельно всеобъемлющем. Как фантастическая комбинация дивана, телевизора и пива, например.

А речь в этом случае идет именно о радости. Не об удовольствии и веселье, которые довольно близки к радости своим эффектом. Они различаются как плясовая музыка и возвышенный гимн. Авторская песня, о которой мы говорим, — ровесница человечества, поскольку в отличие от более продвинутых аналогов вроде симфонической музыки или джаза она не нуждалась в особом инструментарии.

Первый автор песни наверняка был непрофессионалом, что и сейчас является главным видовым отличием нашего жанра.

И существовать она (песня) будет всегда, поскольку является потребностью души. Органа, функции, программы, которая не фиксируется, но эффективно руководит нашими действиями. Душу свою человек будет радовать всегда в любых условиях. Она будет присутствовать и расти, невзирая на соседство каменных топоров или телепортации через нуль-пространства.

— То есть главное, как и везде — творчество?

— Безусловно. Способность творить невозможно переоценить. И музыка, соединенная с поэзией, — это чудесная возможность воспарить и летать.

Несмотря на изначальную внешнюю простоту — человек с гитарой, авторская песня сейчас многогранна и разнообразна. Официально (в нашем понимании), будучи ровесницей рок-н-ролла, она, как и ее веселый собрат, разделилась на множество стилей и непохожих друг на друга направлений. От корневых трехаккордников до невероятно сложных и затруднительных к повторению произведений. От простых дорожных песен до вершин нашей общей большой поэзии. Это в первую очередь говорит о том, что авторская песня интересна многим разным людям. И в песнях Окуджавы, Высоцкого, Кима найдется то, что заинтересует любого. От стропальщика до академика. И любой, независимо от уровня профессионализма и начитанности, может сочинить песню.

По сути своей и устройству авторская песня сейчас является фольклором горожан, а городская жизнь со временем становится все сложнее и отображается соответственно. Хотя, надо отметить, что определение не вполне корректно. Живой пример — в этом году гостями детско-юношеского фестиваля «Струнная капель-2019» был ансамбль школьников из Туркестана, где традиции жанра не так глубоки, как в других городах. Так вот, окрыленные столичным успехом, они поехали посмотреть Грушинский фестиваль. И вернулись лауреатами. Это не только показатель взаимопроникновения, но и доказательство того, что «скрипач нужен» и место его не на крыше.

— Как все начиналось здесь?

— В нашем городе авторская песня существовала давно, но проявилась явственно в 1979 году, когда во Дворце молодежи организовали первый фестиваль туристской песни. Почетным гостем тогда был карагандинец Виктор Баранов, а душой и мотором — глава клуба туристов-водников Константин Миляев.

В 1982 году в этом же дворце организовали клуб самодеятельной песни (КСП) «Фламинго», и начались регулярные фестивали с конкурсом. Фестиваль же, о котором мы говорим сейчас, проводят ежегодно с 1999 года, и он является ровесником новой столицы.

Жанр наш не стадионный, а скорее камерный, и такое мероприятие, как фестиваль, есть крайняя и необычная форма проявления его. Дело всегда предельно осложняется конкурсом. В поэзии, частью которой является авторская песня, трудно представить табель о рангах. Поэт 5-го разряда — правда, смешно? Однако конкурсы проводят, и молодым авторам, готовым к тому, что их оценят, нужно предоставить условия для этого и мудрых судей их творчества. Возможно, это стремление к совершенству. Главное, что мы смогли сделать в этих условиях, — это «чистый» конкурс. Все последние 20 лет никаких поблажек своим, никаких любимчиков.

— Что, неужели совсем не было?!

— Увы, грешен... А кто не грешен?! Как организатор, да и немолодой уже человек я должен признаться в трех своих самоуправствах. Юрия Анастасьяна и Свету Ножкину я сам привел к жюри на этапе обсуждения второго тура. И они заслуженно стали лауреатами. И пусть хоть кто-нибудь попробует оспорить, что незаслуженно... Это настоящие авторы, которые не пошли в конкурс. И группа «Цитрус-ФМ» получила отдельный приз щедрого спонсора, который помог всему фестивалю, но имел слабость к этой группе. Уф-ф-ф, камень с плеч...

— О чем сам хотел бы вспомнить, рассказать? Чем запомнились прошедшие 20 лет?

— За последние 20 лет мы показали горожанам и гостям города почти всех лучших авторов и исполнителей жанра, проводили концерты, растили новое поколение ребят с гитарой. Гостями и членами жюри были самые яркие имена, включая отцов-основателей: Александр Дулов, Юрий Кукин, Александр Городницкий, Юлий Ким, Вадим Егоров, вместе с ними — следующее поколение авторов, также уже ставших классиками — братья Мищуки, Андрей Козловский, Раиса Нур, Владимир Васильев… Всех долго перечислять. Участники фестиваля — это представители десятков городов и областей со всего Казахстана, из России, других стран СНГ и самого дальнего зарубежья. Опять же, перечислять всех не хватит места, да и не нужно...

А наш клуб «Фламинго» стал народным коллективом, принял участие в культурной программе Олимпиады в Сочи. Наши замечательные Галина Корнилова, Гульзада Бейсембаева, Инна Урсалова и Дана Барменова стали лауреатами Грушинского фестиваля в составе квартета «Фламинго» («МК в Казахстане», №26, «Гульзада Бейсембаева: Я свои считаю звезды»). Они съездили и выступили в Таллинне, Тбилиси и Баку. Гульзада руководит клубом «Творческая среда» и проводит фестиваль «Струнная капель». Есть еще детская школа авторской песни, которой руководит наш «фламинговец» Тагир Айтбагинов. Благодаря этой активной и заинтересованной работе наш город вполне может считаться одним из важных центров развития жанра. Что и проявилось на суперфестивале «Астана. Гран-при», проведенном два года назад. Мы пригласили победителей из 11 стран и провели конкурс уже между ними.

Но это просто этапы жизни и верстовые столбы. Потому что каждый отдельный участник этих событий помнит другое, свое. Это радость встреч с дальними друзьями, знакомства с новыми людьми и песнями и возможность спеть то, что дорого сердцу. Свое или не свое — не так важно. Жанр накопил столько славных и добрых песен, что без должной мотивации можно и не писать, просто исполнять.

— Что нового в организации фестиваля? Что ожидает гостей и участников в этот раз?

— В этом году мы снова пригласили Ольгу Качанову и Вадима Козлова из Алматы. Их фантастический творческий тандем мощно растягивает границы жанра и в поэтике, и в музыкальной части, которая просто удивительна.

Еще одна гостья приедет из Екатеринбурга. Это Раиса Абельская. Она изучает поэтическое творчество Булата Окуджавы и привезет свою книгу как раз по этому поводу, именно о поэзии Булата Шалвовича. Раиса исполнит свои песни, которые я сам люблю с начала 80-х.

Наш постоянный гость и друг, томич Роман Ланкин, приедет в этот раз из Актобе с фестиваля «Степной аккорд» наших друзей и соседей из бард-клуба «Рюкзак», а московским гостем будет наш земляк карагандинец Женис Искаков, лауреат Грушинского фестиваля и наш лауреат.

26 июля в 20.00 мы откроем фестиваль и двое суток будем защищать гостей от комаров, хулиганов, жажды, отсутствия дров, неожиданных хворей и потери плавучести. Предоставим тень, электричество и места для палаток, возможность попробовать свои силы в пении, стрельбе из лука и приготовлении пищи на костре.

А песни у костров, концерты гостей и конкурсантов будут звучать почти непрерывно, и у вас, дорогие друзья, будет замечательная возможность еще раз окунуться в замечательную и душевную атмосферу песни, поэзии и музыки. Атмосферу радости.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру