В столице Казахстана состоится открытие XV Международного кинофестиваля «Евразия»

Кино для Казахстана вновь становится важнейшим из искусств

Уже в нынешнее воскресенье, 30 июня, под патронажем Государственного центра поддержки национального кино и Союза кинематографистов по заказу Минкультуры и спорта РК в столице Казахстана состоится открытие XV Международного кинофестиваля «Евразия». О конкурсной программе, о традиционной концепции фестиваля, о том, как проходит установление кинематографического моста между Востоком и Западом, в эксклюзивном интервью журналисту «МК» рассказал председатель правления госцентра Андрей Хазбулатов.

Кино для Казахстана вновь становится важнейшим из искусств

— Андрей Равильевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о предстоящем событии.

— Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что «Евразия» — единственный казахстанский кинофестиваль, работающий в соответствии с регламентом FIAPF (Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров). В этом году официальная программа кинофестиваля состоит из семи секций: международный конкурс, конкурс короткого метра, «Из сердца Евразии», «Объектив», «Особое событие», «Выбор НЕТПАК» и другие.

Участников и гостей фестиваля ждут также мастер-классы ведущих кинематографистов, которые пройдут в отеле Rixos President Astana. В рамках проведения кинофестиваля «Евразия» наш Центр поддержки национального кино объявляет прием заявок на совместное производство кинофильмов. Если после защиты каждого они окажутся интересными для казахстанского зрителя, то в будущем могут быть воссозданы на экране.

Церемония закрытия фестиваля пройдет в субботу, 6 июля, в ЦКЗ «Казахстан», финальным аккордом станет показ фильма-победителя фестиваля. Содержательную часть фестиваля дополняет запланированный нашим центром грандиозный FAM-тур, на который прилетают представители таких компаний, как LIONSGATE, NBC Universal, Warner Brothers, Universal Pictures, The Discovery. Это крупнейшие кинокомпании Голливуда, которые будут представлены продюсерами-production, то есть переговоры будут вестись на уровне вице-президентов. Они осмотрят казахстанские локации, оценят наши пейзажи и архитектуру. Их вниманию мы также представим окрестности Алматы и Алматинской области и Западный Казахстан, Мангыстау. В течение шести дней эта команда будет находиться в Казахстане.

— Какая выгода Казахстану от этого FAM-тура?

— Это прежде всего инвестиции в отрасль кино. Благодаря Закону РК «О кинематографии» мы получили не только правовую основу для развития отечественного кинематографа, но и платформу в виде введения системы рибейта в размере 30% — как инструмент для привлечения иностранных инвестиций. Дополнительно кинопроизводитель освобождается от налога на добавленную стоимость, который составляет 12%. Участники FAM-тура уже знакомы с последними нововведениями и теперь заинтересованы в сотрудничестве по этой схеме. Для Казахстана выгода будет иметь мультипликативный эффект: во-первых, это инвестиции, во-вторых, обмен опытом, повышение квалификации отечественных специалистов и пополнение базы съемочных локаций, в-третьих, развитие туризма.

— Кстати, не так давно в Алматы прошел питчинг кинопроектов. Можно ли говорить о первых результатах?

— Безусловно. Это первый проект, реализованный Государственным центром поддержки национального кино с момента его образования. Напомню, что постановление о создании центра вышло 15 марта текущего года. За сравнительно короткий срок нам удалось сформировать сильнейшую творческую команду, которая успешно провела сбор кинопроектов, претендующих на признание их национальными и, соответственно, на государственную поддержку в виде финансирования. Однако не все они, естественно, смогут претендовать на господдержку. Заключение экспертного совета, а в его составе такие мэтры казахстанского кинематографа, как Асанали Ашимов и Сатыбалды Нарымбетов, продюсеры и заслуженные актеры, будет направлено на рассмотрение межведомственной комиссии по вопросам государственной финансовой поддержки национальных фильмов, которая и будет утверждать окончательный перечень.

Добавлю лишь, что питчинг перед экспертным советом — это первый шаг, на котором определяется социальное значение будущего фильма, соответствует ли он нормам национального кино. Второй шаг — это утверждение межведомственной комиссии, оценка целесообразности и необходимости финансирования проектов, которые способствуют выполнению задач, поставленных в принятом Законе «О кинематографии».

— Какова роль в этом вашего государственного центра?

— Мы являемся единым оператором государственной политики в сфере кино. Но кино — это, в первую очередь, искусство, и поэтому мы не имеем права ограничивать авторов в их творчестве, мы, наоборот, поддерживаем разные форматы, жанры и тематики. В короткие сроки нам надо решить масштабную задачу — индустриализацию кинематографа, создание новой отрасли экономики. У нас есть кинематограф, но нет киноиндустрии, как и в большинстве европейских государств, несмотря на многолетнюю поддержку национального кинематографа в этих странах. Залог успеха, по моему мнению, кроется в эффективном партнерстве с казахстанскими кинокомпаниями. А целенаправленным инвестированием в перспективные кинофильмы и инсталляцией современных моделей кинопроизводства мы планируем вырастить национальных мейджоров, которые в ближайшем будущем будут способны интегрироваться в международную киноиндустрию.

— На что, в первую очередь, центр будет делать акцент — на пропаганду национальных ценностей и бренда страны или же на потенциал в плане коммерческого успеха?

— Чем больше зрителей увидит фильм, тем более коммерчески успешным он будет, а значит, до большего количество зрителей мы донесем посылы фильма, и потому лучше сработает наша цель. Соответственно, в каждом отдельном случае мы будем стремиться находить баланс и поддерживать разные проекты для разных аудиторий. Как известно, один из самых эффективных способов актуализировать и интегрировать нашу историю и культуру в мировое пространство лежит в области развития искусства кино и киноиндустрии, привлечения к сотрудничеству ведущих кинокомпаний мира.

Потому что сегодняшняя проблема отечественного кино заключается в том, как от разовых успешных проектов перейти к проектированию и созданию киноиндустрии, промышленности, способной воспроизводить успешные проекты, то есть, собственно, и стать казахстанской киноиндустрией. Для ее становления нужна помощь со стороны государства. Частные студии не в силах финансово осилить крупномасштабные проекты, они не заинтересованы снимать авторское кино или не готовы профинансировать режиссера-дебютанта. Если учесть, что спонсорская помощь в нашей стране не развита, как в США, то, кроме государства, никто этим заниматься не будет. И в этой связи стоит отметить, что многие проекты, например, Эмира Байгазина, Ерлана Нурмухамбетова, Фархата Шарипова или Адильхана Ержанова, были профинансированы государством, а их имена сейчас на слуху у мирового киносообщества.

— Не отразится ли такая практика на качестве кино?

— Прежде всего, мы рассчитываем на рост качества отечественной кинопродукции за счет заинтересованности центра в конечном результате — доведения продукта до аудитории, на которую он рассчитан. Мы надеемся, что это будет синергия центра и авторов фильма, направленная на извлечение максимального результата, так как в нашем законе о кино прописаны мотивационные инструменты для создателей фильма и для центра. То есть, если ты хочешь, чтобы государство оказало тебе поддержку, ты должен понимать, что на создание «безжизненных фильмов» выделять деньги не будут. Другими словами, прогрессивность Закона «О кинематографии» как раз и заключается в том, что нет понятия «безвозвратная поддержка», а предусмотрен действенный финансовый инструмент в виде инвестирования в кинофильмы, что является фундаментом экономической модели функционирования центра. Например, в утвержденных постановлением правительства заявках на поддержку фильма заявитель должен указать бюджет фильма, затраты на его прокат и ожидаемые доходы от проката и продажи прав. Понимая, что максимальный доход от проката фильма на внутреннем рынке составит не более 500 миллионов тенге, половина из которых остается кинотеатрам, заявитель будет вынужден внимательно подойти к бюджету фильма и затратам на его рекламу. Что касается нашего центра, то мы будем инвестировать в частные проекты, которые имеют художественную ценность, а часть из них и коммерческий потенциал. Реалии таковы, что подавляющее большинство отечественных фильмов при производственном бюджете более 400 миллионов тенге даже теоретически не имеют шанса окупиться на внутреннем рынке, а на мировой прокат почти никто не замахивается, так как попытки выхода на международный рынок проката отечественных фильмов пока не дали какого-либо ощутимого результата. В то же время мы открыты к партнерству с лидерами малобюджетного кино в надежде открыть им новые перспективы.

— Что вы думаете о фильме «Кочевники»? Насколько он оказался успешным в контексте сказанного вами выше? Существует ли гарантия, что фильмы, отобранные центром, будут успешны на мировых конкурсах или же коммерчески успешны в Казахстане? Что важнее — успех на конкурсах или же коммерческий успех? Авторское кино или коммерческое?

— Фильм «Кочевники» стал первым крупномасштабным проектом Казахстана, который был снят в ко-продукции с зарубежными кинематографистами. Я расцениваю его как обретение опыта партнерства с иностранными кинодеятелями, как производство крупнобюджетного костюмированного исторического фильма с дорогостоящими декорациями. Пожалуй, самое ценное в нем то, что был получен практический опыт в том, чтобы проекты, поддержанные центром, не оказались в подобной ситуации. Наша основная задача — не ограничиваться фильмами для внутренней аудитории и разовыми успешными показами на международных фестивалях. Нам важно продвигать наше кино для широкого мирового проката и привлекать в Казахстан крупнейших кинопроизводителей по примеру стран Западной и Восточной Европы, Канады, Новой Зеландии. Центр будет заниматься теми проектами, которые прошли конкурсный отбор и получили компетентное заключение по каждому кинопроекту от экспертного совета при центре. Нам важны все аспекты развития отечественного кинематографа.

— Назовите успешный опыт зарубежного кинематографа, где существуют подобные центры и где их кинопроекты получили признание.

— При разработке деятельности центра за основу был взят опыт таких стран, как Франция, Россия, США, Канада, Корея и других передовых стран-кинопроизводителей. Во всем мире этот вопрос решается через создание самостоятельного единого оператора, который помимо эффективного распределения средств между кинопроектами решает вопросы по их адекватному возврату. Сегодня российский Фонд кино и французский Центр кинематографии являются показательными структурами в этой сфере. К примеру, могу назвать кинопроекты, профинансированные Фондом кино Российской Федерации. Это «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Тряпич- ный союз» Михаила Местецкого, «Довлатов» Алексея Германа-младшего, «Движение вверх» Антона Мегердичева, «Он — дракон» Индара Джендубаева и «Сталинград» Федора Бондарчука. Если первые три были удостоены призов на престижных кинофестивалях, то остальные были успешны в российском и, что немаловажно, международном прокате. Также могу привести в пример проекты Центра кинематографии Франции. Это «Паразит» корейского режиссера Бонг Джун Хо, который получил Золотую пальмовую ветвь, и картина «Атлантика» режиссера-дебютанта Мати Диоп, удостоенная Гран-при на Каннском фестивале в этом году. Что касается нас, то, я полагаю, первый отбор даст определенные результаты. Из поступивших 109 заявок авторами защищено 99 проектов, среди которых 79 художественных, по семь документальных и анимационных, в том числе восемь дебютных фильмов. Как видите, только по одному отбору у нас огромный потенциал отрасли, которая просто нуждается в четком регулировании и реальной помощи государства.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру