Astana Piano Passion: одно фортепиано на 50 стран

Конкурс молодых исполнителей в столице Казахстана завоевывает сердца и пространство

Сразу двух обладателей Гран-при объявили по результатам V международного конкурса-фестиваля Astana Piano Passion, который проходил в столице Казахстана в течение всей предыдущей недели. Петр Акулов и Адриан Ромофф получили каждый по одному миллиону тенге. Это приз, который учредило Министерство культуры и спорта РК.

Конкурс молодых исполнителей в столице Казахстана завоевывает сердца и пространство

Напомним, международный фестиваль классической музыки и конкурс юных пианистов Astana Piano Passion основали в 2013 годублагодарясовместной инициативенародного артиста России Дениса Мацуева и акима Астаны Имангали Тасмагамбетова при поддержке Министерства культуры и спорта РК, а также столичного акимата и общественного фонда Accordi di Astana. С тех пор Astana Piano Passion по праву занимает достойное место в ряду знаковых событий мирового классического искусства и имеет высокий рейтинг среди международных конкурсов. При этом основными целями фестиваля являются открытие новых звезд фортепианного искусства, поддержка талантливых юных музыкантов, развитие национальной фортепианной школы, укрепление творческих связей и традиций между фортепианными школами разных стран, популяризация казахской и мировой классической музыки.

География участников конкурса постоянно расширяется, и за историю существования Astana Piano Passion приняли более 600 заявок из 50 стран. С каждым годом желающих принять участие в конкурсе-фестивале становится все больше. В этом году организаторам фестиваля-конкурса одновременно поступило 114 заявок из 20 стран от юных пианистов, которые состязались в трех возрастных категориях — младшей (до 10 лет), средней (от 11 до 14 лет) и старшей (от 15 до 18 лет).

Что же касается проведения самого конкурса, который, с одной стороны, обернулся для кого-то радостью, а для кого-то неиз- бежным огорчением, а с другой — позволил пройти очень серьезный барьер туров, то он действительно выявил самых-самых, музыкантов высокого уровня. Кто не только отлично подготовился, но и у кого оказались наиболее крепкие нервы, и тех, кто сумел выявить, проявить и преподнести свой талант. К слову, на всем протяжении фестиваля-конкурса у участников были не только прослушивания, но и прекрасного качества мастер-классы, встречи с членами жюри, которые сами являлись и ценителями, и профессионалами в мире музыки и исполнительского искусства.

А еще хотелось бы заметить, что собравшиеся на этот конкурс, все без исключения, были объединены единым порывом — Музыкой. Стоило только окунуться в атмосферу происходящего, и сразу приходило ощущение, что музыкальное искусство, которому не нужны слова, всегда объединяло и будет объединять его поклонников.

Для того, чтобы как можно полнее показать, осознать и прочувствовать, как проходил конкурс, лучше всего услышать мнение народного артиста России музыканта Дениса Мацуева, который хорошо известен не только как изумительный пианист, но и как прекрасный педагог, как человек, который открывает миру новые таланты, давая в буквальном смысле путевку в жизнь юным музыкантам.

— Я очень счастлив быть снова в столице Казахстана, и для меня этот конкурс — одно из самых любимых моих детищ, потому что то, что появилось здесь в 2013 году и потом получило свое развитие, иначе как чудом или сказкой я не назову, — поделился Денис Мацуев с «МК». — Потому что это была идея потрясающего человека Имангали Тасмагамбетова, который мне предложил провести конкурс-фестиваль для открытия талантов молодых пианистов, что съезжались бы в Астану со всего мира. Я был немного ошарашен таким предложением, потому что, хоть я и проводил много фестивалей, но слово «конкурс» тогда было для меня в новинку, и я даже сомневался, как он будет проходить. Но вера Тасмагамбетова в эту идею произвела на меня огромное впечатление, и сегодня наш конкурс известен во всем мире, а ажиотаж не спадает во все время его проведения.

— Денис Леонидович, известно, что в этом, уже пятом по счету, конкурсе, было 114 заявок из 20 стран мира...

— Поверьте, это очень серьезные цифры, которые можно сравнить с конкурсом имени Чайковского, который стартует в июне, где я буду председателем жюри у пианистов. Для меня это большая честь, и еще я могу сказать, что многие лауреаты нашего конкурса будут там представлены тоже. Для них столица Казахстана — это тот город, где они начинали, который они всегда будут помнить, делая большие успехи в музыке и дальше, выигрывая со временем взрослые конкурсы, продолжая карьеру, в которой мы за ними наблюдаем. И, если посмотреть сегодня на музыкальные афиши в различных странах мира, видно, что на многих из них — наши лауреаты.

Также я хочу отметить яркое поступательное движение казахстанской фортепьянной школы. Потому что ясно видно, как она растет, в ней появляются новые «искорки», как мы их называем, так как слово «звездочки» — это не из нашего цеха. Начиная с Санжарали Копбаева, который появился на самом первом конкурсе, и который выступил на открытии нынешнего вечера уже как приглашенная звезда. Напомню, в прошлом году он вошел в финал и стал дипломантом конкурса Grand Piano Competition, что проходил в Москве на очень высоком уровне. Он замечательно там себя проявил, и видно, что до сих пор казахстанская школа представлена такими, очень мощными именами.

— Что дальше?

— Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, потому что видим, насколько велик интерес к проводимому нами конкурсу, но самое главное — к нам приходят замечательные дети. Я уже говорил, что мы каждый раз собираем команду потрясающих музыкантов, которые, несмотря на свой юный возраст, выдают такое мастерство, что под стать только взрослому музыканту. Они не по годам зрелые, они живут в другом темпоритме. Понятно, что советская фортепьянная школа имеет огромные традиции и глубокие корни, и мы держим эту планку. Но также замечательно развивается азиатская школа, представленная Китаем, Южной Кореей, Японией. Теперь и музыкальный Казахстан шагает вместе в этой команде, и мне очень приятно осознавать, что проводимый нами конкурс, повторюсь, дал действительно большой толчок к тому, чтобы дети ходили в музыкальные школы, чтобы им покупали новые музыкальные инструменты. А еще мне хотелось бы отметить всю нашу команду, потому что успех — это не только те лица, которые видны на экране или на сцене, а еще и та команда, которая невидима, но благодаря усилиям которой все создается. Например, это наши администраторы, водители и даже повара, которые кормят всех участников, а это для артистов немаловажно.

— Сколько конкурсов находится под вашим патронажем? Кто из ваших лауреатов стал мировой величиной в музыке?

— На самом деле отдаваться одновременно сцене и педагогике чрезвычайно сложно. Хотя бы потому, что мой график насчитывает 265 концертов в год. У меня, правда, было несколько мастер-классов, которые, на мой взгляд, кончились полным «провалом» — моими сольными концертами. Зачем? Тем более что у нас есть великолепная команда фантастических профессоров, которые посещают для этого мои проекты, а у меня их 15, причем самой разной направленности по всему миру — от США до Японии. Также, помимо больших фестивалей, я занимаюсь и региональными, что мне очень нравится.

Если же говорить о новичках, то нельзя не упомянуть о фонде «Новые имена», которому в этом году исполнилось 30 лет — его организовала Иветта Воронова, которая еще в СССР начала собирать таланты по всей стране, и вот уже на протяжении последних 10 лет его возглавляю я.

Это уникальная семья музыкантов. Все наши лауреаты, которые пришли через фестиваль в столице Казахстана плюс через фестиваль под названием «Крещендо» — это все питомцы «Новых имен». И главное, те, кто становится лауреатом конкурса в столице Казахстана, все автоматически являются потом стипендиатами этого фонда. Например, Александр Малофеев, который победил здесь, а сейчас является одним из самых востребованных музыкантов мира, или Иван Бессонов — лауреат прошлого года, он стал победителем на «Евровидении» прошлым же летом. Но список таких имен огромен.

— Что для вас олицетворяет казахская музыка?

— Я вообще считаю, что это было очень правильным нововведением в наш конкурс — исполнение произведений казахских композиторов, потому что они основаны на национальной музыке, которая отличается необычайной мелодичностью, колоритом, являет собой музыку, идущую от сердца. Музыку, идущую от души, которая своей напевностью, по моему мнению, очень близка русской народной музыке...

Возвращаясь к конкурсу, нам остается только добавить, что в соответствии с положением о конкурсе общий призовой фонд составил 60 тысяч долларов, который распределили между победителями и их преподавателями.

В младшей группе 1-ю премию присудили Шан-Ен Пай (Тайвань), 2-ю — Захару Внутских (Россия) и Ли Цихань (КНР), 3-ю — Агафье Корзун (Россия). В средней группе 1-е место заняли Адриан Ромофф (США) и Петр Акулов (Россия), 2-е — Федор Орлов (Россия), 3-е — Кэвин Чен (Ка- нада), Юнсео Ю (Корея) и Анна Небаба (Украина). Дипломом отметили Генри Алан Кеппеля (Казахстан). В старшей группе первое место не присуждали, 2-ю премию получили Синчен Уан (КНР) и Даниил Не- мов (Россия), на 3-м месте — Дарья Подорожнова (Россия).

А Гран-при единодушно присудили сразу двум участникам, которые заслуженно получили каждый по миллиону тенге от МКС РК. Это россиянин Петр Акулов и пианист Адриан Ромофф из США.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру