Закон «О кино» пытается поставить на ноги отечественный кинематограф

06.02.2019 в 07:57, просмотров: 294

В этом году нас ждут не только налоговые реформы, но и изменения в казахстанском кино, которые скажутся на финансовом обороте. Мнения по поводу нового закона «О кино» у граждан расходятся. Но многие считают, что отечественных фильмов слишком мало и нужно вытеснять зарубежный контент.

Закон «О кино» пытается поставить на ноги отечественный кинематограф

Известно, что в страну ввозят около 300 фильмов. И почти все в прокат поступают без версии на казахском языке. Причин тому много. Одна из них — затраты для правообладателя. Потому что профессиональный дубляж может превосходить доходы от проката. Наблюдая за опытом Китая и США, можно заметить, что большинство тиражируемых фильмов легко обеспечивают субтитрами и переводят на язык аудитории. Наша страна тоже не отстает, и, так как число носителей государственного языка увеличивается, все фильмы, которые выйдут в прокат, должны быть дублированы, субтитрированы или обеспечены закадровым переводом на казахский язык. Исключение — ленты ограниченного проката.

Далее из нового постановления видим, что работники киноиндустрии, которым оказали финансовую господдержку на производство социально-значимых фильмов до 100 процентов, обязаны отчислять в Фонд поддержки кино 20 процентов от суммы проката. Другие спонсированные лица будут вынуждены возвращать долг в полном объеме. То, что вернется, фонд направит на производство новых проектов. И это позволит снимать большее количество картин, и это будут координировать подзаконным пунктом, который пока в разработке. (Кстати, на фильмы совместного производства и копродукции будут расходовать финансы в границах, очерченных соглашениями с зарубежными кинокомпаниями.)

Конечно, и сегодня многие картины государство финансирует в полном объеме, включая их прокат. Однако, поскольку все это делается без соответствующей законодательной базы, ограничено число выпускаемых картин. «А также их коммерческое продвижение на рынке, так как производитель, продюсер, творческая группа в ходе производства уже получили все свои гонорары», — объяснил министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы, представляя законопроект «О кинематографии» на пленарном заседании в мажилисе.

По его словам, это сложный и непростой закон, который кардинально изменит процесс вложения и возврата денег в тот или иной кинопроект.

Ведь все остальные, так называемые массовые, коммерческие фильмы планируют финансировать частично от 10 до 70 процентов. Финансовую систему теперь будут строить на привлечении инвесторов и частных капиталов. Финансовая обеспеченность со стороны производителя будет играть роль в выборе проектов.

И все это впишут в закон «О кино». Вместе с тем на заседании депутаты приняли сопровождающий закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии». В нем разъяснят порядок отношений между физлицами, юрлицами, органами госвласти и местными исполнительными органами. Эти изменения внесут поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают льготы для производства и проката национальных фильмов.

Глядя на Россию

Если не хватает опыта в тех или иных вопросах, то его можно позаимствовать. Министр культуры и спорта признается, что в принятии нужной концепции им во многом помогает опыт других стран. В особенности — России. Что не всегда оправданно. Поскольку при наличии богатой истории советского кинематографа, талантливых режиссеров и актеров Россия, мягко говоря, не реализует свой потенциал. Повсеместная халтура привела к тому, что зрители стали скептически относиться ко всем российским фильмам. Современные ленты из соседней страны не критикует только ленивый. Если Голливуд успешно правляется с производством на массовом поприще ужастиков, приключений и комедий, то в РФ это выглядит несколько вторично.

Да и наши отечественные режиссеры, по привычке ориентируясь на северного соседа, зачастую тоже пытаются выдавать не лучшие копии западного развлекательного кино. При этом никто не расстраивается, что челлендж Голливуду устраивают на государственные деньги Фонда кино и Министерства культуры.

Глядя на Европу

Кино, как известно — одно из мощных орудий влияния и один из самых успешных приемов общения с публикой. Оно формирует представление о стране и ее идеологии. Это своего рода визитная карточка. Потенциал этого вида искусства давно осознали в странах с многовековыми культурными традициями, где пытаются хотя бы чуть-чуть сдерживать мощнейший пропагандистский поток из Голливуда.

Так, например, система поддержки французской киноиндустрии пишет историю с 1948 года и не стоит на месте. Она появилась в виде специального госучреждения, подотчетного Министерству культуры и Министерству финансов страны. Этот центр кинематографии и анимации помогает производителям приходить на помощь дистрибьюторам, владельцам кинотеатров, молодым режиссерам. Одним словом — всем, кто подталкивает к успеху французское кино. Если говорить о масштабе, то государство требуют от телеканалов показа минимум 60 процентов европейских фильмов. И только не менее 40 процентов из них должны быть французскими.

Британия тоже находит интересные способы помочь учреждениям культуры. Они отличны от алгоритма, принятого в Европе. Специальные агентства заняты там распределением не только бюджетных денег, но и средств от национальной лотереи. Пример тому — компания BBC. Ей удается выпускать до десяти фильмов в год.

Глядя на Германию, можно заметить ее трепетное отношение к арт-хаусу. На этот жанр отводят средства из многочисленных фондов. При этом, чтобы получить деньги немецких налогоплательщиков, гражданство страны иметь вовсе не обязательно. Но минимум 25 процентов производственной сметы фильма должно быть направлено на отечественный кинематограф.

Пожалуй, положение закона «О кино» интереснее всего развивается в Китае. Многочисленность китайского населения превращает страну в империю международных прокатчиков. Все потому, что идеологические каноны в КНР важнее экономической выгоды. Отчего иностранный ко нтент не выходит за границу 30 процентов. Хотя голливудские продюсеры, предвкушая прибыль и пытаясь всеми путями попасть в репертуар, согласны на любую цензуру.

Идет строгий контроль выхода зарубежного кино в прокат. Для национальных фильмов залы искусственно очищают, а вот голливудские картины часто выходят в одну дату, конкурируя между собой.

Патриотический Голливуд: что поддерживают Штаты

Все же самая мощная киноиндустрия в мире находится в Америке. Связана ли она с правительством? Обычному зрителю Голливуд кажется результатом работы свободного рынка. Однако известно, что многие штаты дают разные финансовые и налоговые льготы, чтобы кинокомпании снимали фильмы о них. Так стимулируют экономику штата. Каков результат? Мичиган не назвать самым богатым штатом, но он открыто говорит о некоторых показателях. Его субсидии на фильмы, снятые в штате, составляют до 1/3 стоимости этого кино. Вообще же, за последние десять лет кинокомпании получили 3,5 миллиарда долларов из разных штатов. Помимо денежных вложений штат также открывает доступ к военному флоту, авиации и прочей технике (если это нужно для кино). Этим занимается специальный отдел FilmReleaserOffice, который существует для взаимодействия с киноиндустрией. Это вроде бы обычая пиар-фирма, но в погонах. В их полномочиях открывать доступ и ресурсы фильмам, которые освещают США в выгодном свете.

Так что даже в Штатах кино — это, конечно, бизнес, но государство не может оставаться в стороне, если речь идет о торговле таким стратегическим товаром, как идеология.