Как улучшилась государственная служба Казахстана за последние 20 лет

23.02.2018 в 16:30, просмотров: 4069

Правительство Казахстана одобрило Национальный доклад о состоянии государственной службы в республике. Как свидетельствует статистика, сегодня госаппарат по многим показателям отвечает международным стандартам, а по отдельным мы работаем даже лучше, чем они требуют. К примеру, за 20 лет Казахстан поднялся на 65 позиций в рейтинге Всемирного банка по показателю “эффективность правительства”.

Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции впервые подготовлен проект Национального доклада о состоянии государственной службы.

Он содержит анализ этапов развития госслужбы страны, текущего состояния системы, оценку международных экспертов, а также предложения по дальнейшему совершенствованию этой сферы. В целом за годы независимости провели три реформы государственной службы. В результате создали уникальную модель, которая основана на принципах меритократии, эффективности и подотчетности обществу.

При этом результаты социологических опросов свидетельствуют, что более 77% госслужащих верят в то, что нынешние принципы при принятии кадровых решений наиболее оптимальны, а в 2001 году этот показатель составлял всего лишь 39%. Идеология того, что продвижение по службе не зависит от стартовой ступеньки, подтверждается тем, что с 2015 года, когда в стране начали реализовывать План нации “100 конкретных шагов”, в четыре раза возросло число служащих, продвинувшихся по карьерной лестнице.

Возможно, это и потому, что в стране повысился качественный состав “слуг народа”: высшее образование имеют 92% “белых воротничков”, причем на центральном уровне выпускники вузов составляют сто процентов штатов министерств и ведомств, а на низовых должностях районного и сельского уровня работают со средним специальным образованием. Между тем в 1993 году в отдельных министерствах работало лишь 70% госслужащих с высшим образованием, на сельском уровне этот показатель составлял 50%. Казахстан может похвастать тем, что удалось избежать проблем со старением государственного аппарата и гендерным дисбалансом: в республике средний возраст госслужащего составляет 39 лет, тогда как в 1991 году был 44 года, что соответствует нынешнему показателю стран ОЭСР, где идет старение кадров. Сегодня на госслужбе работают 55% женщин, при этом в Италии, Бельгии, Испании их количество составляет 50%. Также в последние годы наблюдается стабильность государственного аппарата: в прошлом году сменилось всего лишь шесть процентов госслужащих, тогда как в 1993 году отток кадров с государственной службы составлял 36%.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, есть и ряд проблем. В частности, практика переработок на госслужбе. В отдельных регионах руководителей больше, чем исполнителей. Такая ситуация сложилась ввиду того, что руководители были заинтересованы в удержании квалифицированных кадров. Соответственно, они шли на увеличение уровня отдельных категорий должностей с установлением более высокой зарплаты. Сейчас в среднем нагрузка на одного служащего на местах составляет до 408 человек, обращающихся за госуслугами. Причем максимальная загруженность наблюдается в городах Алматы и Астане. Сейчас устраняют дисбаланс в распределении штатной численности регионов.

В дальнейшем пересмотрят заработную плату и улучшат соцгарантии для госслужащих. Новую систему оплаты труда ввели с этого года в пилотном режиме на базе четырех госорганов. Также для повышения привлекательности государственной службы на селе на госслужащих распространят проект “С дипломом в село”, что позволит предоставлять социальные льготы на приобретение и строительство жилья.

Кроме того, планируется изменить организационную культуру государственного аппарата путем перехода от контроля за процессом к оценке конечного результата. Одной из составляющих эффективного государственного аппарата станет масштабная автоматизация бизнес-процессов и интеграция информационных систем в сфере оказания госуслуг и централизация отчетных данных.