Внедрение IT-технологий в казахстанскую медицину дало первые положительные плоды

Новые технологии позволяют сегодня оказывать медицинскую помощь быстрее, качественнее и надежнее

Казахстанские больницы постепенно переходят на качественно новый уровень обслуживания населения и оказания врачебной помощи пациентам. Применение информационных технологий в работе медиков позволяет существенно сократить время принятия решений и постановки диагнозов, а также контролировать действия медицинского персонала.

Новые технологии позволяют сегодня оказывать медицинскую помощь быстрее, качественнее и надежнее

Если лечить, то по-новому

Чего уж греха таить, много нареканий сейчас со стороны населения к отечественной медицине. По Конституции граждане Казахстана имеют право на бесплатное лечение. И теоретически, если ты уже попал в больницу, тебя должны лечить. Причем бесплатно. Или хотя бы бесплатно давать лекарства. Самые необходимые. Дают? Мягко говоря, не всегда и не везде. Нередко ссылаются на то, что их якобы нет. Поэтому, сетуют люди, любая реформа медицины должна быть направлена на то, чтобы людей начали лечить согласно Конституции. И не просто лечить, а делать это качественно. И доступно.

Но далеко не каждая больница может этим похвастать.

И все-таки ситуация меняется. Появляются у нас кое-где и положительные примеры. Надеемся, что это только начало. И в обозримом будущем так будет повсеместно.

Вопрос актуальности и полезности использования IT-технологий в здравоохранении уже давно ни у кого не вызывает сомнений. Их уже не первый десяток лет применяют в медицине всего цивилизованного мира, куда мы тоже не первый десяток лет стремимся.

Раньше ведь как оно было? (Да и сейчас еще есть.) Истории болезни, служебную документацию, различные справки, рецепты врачи писали от руки, переводя тонны бумаги и затрачивая на это уйму времени. И вот, пару лет назад наш Минздрав стимулировал разработку и внедрение в больницы компьютерных программ. При этом каждая из них вольна сама выбирать и устанавливать у себя ту программу, которая ей больше понравится. Лишь бы она соответствовала ряду обязательных критериев, в числе которых на особом месте информационная безопасность.

Надо сказать, что до этого информационные системы уже применяли. Но в основном в больничных бухгалтериях, кассах, отделах кадров. Однако основное предназначение любой больницы — лечение больных. А потому информационные технологии должны работать прежде всего здесь. И кое-где уже работают.

«Авиценна» нам поможет

— Если театр начинается с вешалки, то больница — с приемного покоя, — говорит главный врач алматинской городской клинической больницы № 4 Манат Сейдуманов. — Это наша самая «конфликтная зона». Любому пациенту и его родственнику каждая минута, проведенная там, кажется бесконечно долгой. Им видится, что медики оказывают помощь очень неторопливо, спустя рукава.

— С помощью программы этот процесс ускорили?

— Прежде чем внедрять ее у себя, мы думали о том, что в приемном отделении преобладает какая-то разрозненная, абсолютно необъединенная, проделываемая вручную бумажная работа. Эти отделения строили так, что каждый врач сидел в отдельном кабинете и что-то писал. К каждому нужно было завести пациента. В результате, пока все сведут, пока результаты анализа придут из лаборатории, пока принесут рентгеновский снимок — на все в среднем уходило по три-четыре часа. То есть это время было необходимо, чтобы всего лишь поставить диагноз и определиться — либо госпитализировать пациента, либо отпускать домой. Сейчас с внедрением информационной системы «Авиценна» ситуация у нас кардинально поменялась. Все происходит в одном поле, которое называется emergency room. Это общее пространство, разделенное занавесками, где все врачи находятся вместе. Эти технологии отработали в Израиле.

— В чем они заключаются?

— В условиях. Например, когда после террористических актов происходит массовое поступление раненых, нужно очень быстро их сортировать. Для этого их должны осматривать все специалисты одновременно. Это жизненный опыт. И мы плавно перешли к нему. Там, где происходит сортировка, прежде всего нужна сеть информационного сопровождения, которая могла бы подтвердить и подкрепить действия наших врачей. И внедренная у нас информационная система полностью соответствует критериям, рекомендуемым Минздравом.

— Каков принцип работы системы?

— Одно из серьезных преимуществ — это голосовой ввод. То есть врач, работая с пациентом, не отвлекается на составление бумаг, поскольку историю болезни теперь не пишут вручную. Он, осматривая больного, одновременно просто говорит в специальный микрофон, а программа автоматически переводит аудиофайл в текстовый формат. Так что пациенту уделяется существенно больше внимания. Соответственно качество записи и самого формирования диагноза совершенно другое. То есть пресловутая проблема неразборчивого медицинского почерка тут полностью исключается. Можно все набирать и на компьютерной клавиатуре. Но голосовой ввод, на наш взгляд, намного удобнее. Потому что позволяет освободить руки врача.

При этом информационная система интегрирована со всеми республиканскими программами. К примеру, любой гражданин Казахстана прикреплен к той или иной поликлинике по месту жительства. Достаточно приложить удостоверение личности к считывающему устройству, и на дисплее выйдет вся информация.

Смартфон как помощник лечащего врача

— Если понадобится рентгеновский снимок или томография, больного все равно ведь нужно будет доставить в нужный кабинет?

— Теперь нет необходимости везти больного в рентген-кабинет или кабинет магнитно-резонансной либо компьютерной томографии. Все делается тут же, на месте. А информация передается на любой носитель — смартфон, планшет, стационарный компьютер. Данные анализов приходят туда же. Врач может получать эту информацию, находясь где угодно. Дома, в командировке или где-либо еще. У каждого врача есть удаленный доступ к информации. То есть, если он, скажем, днем прооперировал больного, вечером ушел домой и уже дома переживает за его состояние, посредством своего смартфона он может спокойно войти в систему и посмотреть, насколько вовремя и правильно медсестра проводила назначенные процедуры. Также он может посмотреть и результаты анализов. Так что теперь не обязательно врачу, скажем, в выходной день для этого приезжать в больницу. Вся необходимая информация — в электронной истории болезни, которую можно посмотреть с помощью удаленного доступа. Это, разумеется, позволяет непрерывно контролировать качество оказания медицинской помощи больному.

Время — здоровье

— То есть происходит колоссальная экономия времени, того же бензина…

— Совершенно верно. К тому же раньше было так, что всю писанину, которая была в приемном покое, все то большое количество оформленной документации нужно было перелопачивать, когда поступали новые данные, чтобы их внести. Сейчас доктор может получить их прежде, чем больной попадет на операционный стол. Хранятся данные 25 лет. Соответственно, если больной поступает повторно, мы уже знаем, что применялось по отношению к нему в предыдущий раз. И это позволяет ощутимо экономить время и облегчить работу по постановке диагноза.

Это же касается и взаимодействия с поликлиниками. Вот, например, среди приво-зимых к нам «скорой помощью» достаточно много тех, кто не нуждается в круглосуточном пребывании в стационаре. Им оказывают лечебную помощь в приемном покое и отправляют домой. Таких у нас около 70 процентов от всех, поступающих экстренно. Вся информация о них раньше отправлялась нарочным в поликлинику по месту жительства. Сейчас она формируется и отправляется в электронной форме. И уже на следующий день участковый врач в поликлинике знает, что ночью с его участка привозили больного к нам в больницу, что ему оказана определенная медицинская помощь. И он уже дальше отслеживает его состояние.

— Получается, у вас прямая электронная связь с поликлиниками?

— Мы централизовали на нашей базе десять поликлиник, которые теперь оперативно получают от нас всю информацию. То же самое и в отношении взаимодействия с правоохранительными органами. То есть мы сегодня готовы процентов на 80 отказаться от бумаг. Но законодательство пока еще такое, что требует ведения бумажных журналов.

Есть у нас еще одно эффективное нововведение. Если до недавних пор мы пользовались исключительно планшетами и смартфонами, то сейчас есть мобильный проектор, который позволяет наглядно демонстрировать пациенту все его анализы и снимки прямо там, где он лежит. Мобильный проектор, подключаемый к интернету через беспроводную сеть, прикладывается к любой поверхности, которая тут же становится сенсорным экраном, будь то стол или стена — не важно. И на этом экране отображается вся информация, имеющаяся в информационной системе. При этом врач тут же может продолжать надиктовывать историю болезни, разговаривая с пациентом. Система все это преобразует в текстовый документ.

Теперь не забалуешь

— С момента начала использования программного обеспечения уже есть положительные сдвиги?

— Все это отражается на статистике, по которой оценивают деятельность любой больницы. К примеру, смертность. Этот показатель, к сожалению, неизбежный. Очень много тяжелых больных поступает по инсультам, после ДТП или преступлений. В прошлом году этот показатель был 1,8. В этом году — 1,3. Мы считаем, что снижение происходит в том числе и за счет сокращения времени принятия решения и быстрой постановки диагноза в приемном покое. Мы просто перестали терять время. Среднее дооперационное пребывание больного также уменьшилось. Если раньше нужно было время для того, чтобы подкапать, найти возможность поставить диагноз, то сейчас все делается гораздо быстрее. И лечение тоже идет быстрее. То есть эта система имеет очень хороший прикладной характер. Потому и пользуется спросом.

Конечно, когда мы только приступали к внедрению, были тяжелые моменты. Ну, например, сложно еще нашим врачам отказаться от кабинетной системы. Приучить их смотреть больного всем вместе по очереди. Три месяца мы обучали персонал пользоваться программой. Но с этим справились. Периодически тестировали и аттестовали наших сотрудников. Врачей вывели из кабинетов и посадили во фронт-офис. То есть они теперь встречают пациента. Даже когда к нам едет «скорая», ее приближение отображается на интерактивной карте. И когда она въезжает во двор больницы, врачи уже ждут пациента.

— Значит, новые технологии благотворно сказывается и на действиях наших врачей?

— Да, с точки зрения дисциплины персонала это очень полезная вещь. 115 камер, установленных по всей больнице, позволяют в онлайн-режиме отслеживать все, что делается в отделениях. Все отображается как на дисплеях, на персональных компьютерах, так и путем удаленного доступа в смартфонах. Раньше ведь врачи, чего уж греха таить, допускали нарушения. Скажем, в реанимации поставят больному систему, а сами спят. При летальных исходах обязательно происходили разбирательства, в ходе которых ответственному врачу задавали вопросы. Покажи, мол, как спасал, какие процедуры проводил. Он мог сказать, что делал все возможное, даже показать, хотя на самом деле все проспал. И опровергнуть его доводы было очень сложно. Сейчас же все фиксируется видеокамерами и остается в памяти системы. То есть при необходимости можно просмотреть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру