Похоже отношения между Астаной и Бишкеком начинают налаживаться

Хотя о восстановлении их в полной мере говорить пока рано. Тем не менее встреча в Минске Нурсултана Назарбаева и нового киргизского лидера Сооронбая Жээнбекова, состоявшаяся на позапрошлой неделе, вселяет надежду.

Похоже отношения между Астаной и Бишкеком начинают налаживаться

В Минск приехали друзья

Напомним, что в конце прошлого месяца в столице Беларуси состоялся очередной саммит глав государств — участников ОДКБ, в повестке дня которого были три основных вопроса, один из которых — налаживание отношений между Казахстаном и Кыргызстаном.

Этот саммит оказался первым официальным международным мероприятием нового президента Кыргызстана после вступления его в должность главы государства.

«Хочу обратиться к президенту Кыргызстана Сооронбаю Жээнбекову, который впервые участвует в сессии Совета коллективной безопасности. Думаю, выражу общее мнение, пожелав вам всяческих успехов и плодотворной работы на нелегком посту в нелегкое время», — сказал в своем приветственном слове на правах хозяина президент Беларуси Александр Лукашенко.

При том, что возможная встреча двух лидеров, Назарбаева и Жээнбекова, накануне саммита особо не афишировалась, было несложно предугадать, что она все-таки состоится. Тем более что о своем намерении переговорить с главой Казахстана с глазу на глаз президент Кыргызстана заявлял открыто. «Соберутся лидеры организации. Я намерен провести переговоры с Нурсултаном Назарбаевым на полях саммита и обсудить сложившуюся ситуацию», — цитируют его слова киргизские СМИ.

Несложно было предположить и то, что на форуме ОДКБ активно обсудят проблему разрешения кризиса, возникшего несколько месяцев назад на казахстанско-киргизской границе.

По сообщениям СМИ, лидер Казахстана был настроен весьма позитивно.

«Во-первых, я от чистого сердца поздравил Сооронбая Шариповича с победой на выборах. Хоть и вдалеке, но нам удалось встретиться. Во-вторых, мы договорились о том, что восстановим все родственные, братские связи между двумя странами. Это в интересах обоих народов. Мы все знаем, отчего возникла такая ситуация на границе», — сказал он, общаясь с журналистами.

Диалог между двумя лидерами на самом деле задал не только политическую, но и экономическую повестку дня. Что для простых граждан обеих стран более важно. Другими словами, проблема политическая, а негативный эффект от нее экономический. Однако есть и другой аспект возникших разногласий. К нему мы вернемся ниже.

После того, как на саммите Сооронбай Жээнбеков сообщил, что в ближайшие дни в Казахстан прибудет делегация правительства Кыргызстана для рассмотрения и подписания дорожной карты выхода из конфликтной ситуации, Нурсултан Назарбаев заявил о своем решении временно открыть границу до ее принятия. Как он отметил, «по просьбе Сооронбая Жээнбекова». При этом досмотр грузов, согласно существующей договоренности, будут проводить три инспектора таможни — казахстанский, киргизский и представитель ЕАЭС.

«Мы обсудили возникшие проблемы и приняли решение. После этого решат многие вопросы. Мы решили, что не обойтись без контроля на границе со стороны ЕАЭС, Казахстана и Кыргызстана. Я попросил, и нам открыли границу. Я взял на себя ответственность. Есть много вопросов, мы их решим вместе. Спасибо, Нурсултан Абишевич!» — сказал после встречи президент Кыргызстана.

2 декабря между правительствами Казахстана и Кыргызстана состоялось подписание дорожной карты. И уже в начале прошлой недели бесконечные очереди грузовиков, столпившихся у границы, стали постепенно рассасываться.

Нурсултан Назарбаев пригласил Сооронбая Жээнбекова посетить Казахстан с официальным визитом.

«У меня для киргизского народа только искренние пожелания. Мы родные друг другу народы. Многое в жизни может быть. Все это нужно оставить позади на благо наших народов», — сказал он.

Взгляд извне

Означает ли все это, что конфликт между Астаной и Бишкеком исчерпан?

Эксперты склоняются к мнению, что о полном разрешении конфликта говорить пока рано, поскольку тут затрагиваются интересы не только Казахстана, но и других стран Евразийского экономического союза. И дело в большей степени не в гневной речи теперь уже бывшего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, а в том, что Бишкек по сей день не решил задачи, поставленные перед ним при вступлении в ЕАЭС. При том, что на все это выделялись деньги и предоставлялся льготный период.

Напомним, что Кыргызстан, вступив в ЕАЭС, должен был обустроить таможенные посты, обеспечить на них фитосанитарный и ветеринарный контроль. В первую очередь на границе с Китаем. И тому, что это не сделано до сих пор, есть одна, но весьма веская причина.

Мы уже писали о двух крупнейших киргизских рынках «Дордой» и «Тураталы», дающих работу десяткам тысяч жителей соседней страны. Полностью перекрыть контрабанду из Китая означает лишить заработка всех этих людей.

Однако не в этом основная проблема. А в том, что поступиться интересами простых кыргызстанцев гораздо легче, чем ущемить интересы тех, кто с этих рынков кормится по-настоящему. Ведь это не просто большие и уважаемые в Кыргызстане люди. Это целые структуры, в том числе и весьма близкие к власти.

Именно они в свое время пытались инициировать выступления против вступления страны в ЕАЭС. И, скорее всего, именно они и не дают полностью решить проблему «серого» импорта.

Таким образом, существует мнение, что гневный спич бывшего президента Кыргызстана — это всего лишь повод для «серьезного разговора», но не причина возникшей ситуации. Именно этим поводом и воспользовалась Астана, чтобы поставить вопрос ребром и потребовать от Бишкека навести порядок на границе.

Ведь известно, что после вступления Кыргызстана в ЕАЭС в Казахстан хлынул поток дешевых товаров, значительную часть которых составляла контрабандная китайская продукция. И это для внутреннего казахстанского рынка реальная проблема. Да и не только для казахстанского.

«Киргизия — очень важный партнер других стран — членов ЕАЭС, в первую очередь с политической точки зрения, так как в ЕАЭС стоят вопросы об отношениях с Китаем и о безопасности и террористической угрозе как извне, так и в самой Киргизии», — сказал в интервью изданию Deutsche Welle итальянский эксперт по Евразии Андреа Джанотти.

Он не исключил, что встреча президентов Казахстана и Кыргызстана в Минске проходила при определенном посредничестве президента России. А это, по его мнению, может означать лишь одно — в решении этой проблемы заинтересован не только Казахстан.

Эксперт отметил, что на протяжении всего конфликта Москва вела себя очень сдержанно. Во-первых, потому что сам конфликт России напрямую не касался. Во-вторых, и Кыргызстан, и Казахстан являются партнерами и союзниками России. Напомним, что по дороге в Минск Сооронбай Жээнбеков остановился в Москве, где встретился с российским лидером.

Вмешиваться в качестве решающего игрока Москве было неудобно. Поэтому она молчала. Но небезучастно, считает эксперт. По его словам, воспринимать конфликт между Казахстаном и Кыргызстаном как проявление кризиса в ЕАЭС не следует.

«Интеграционным проектам необходимо предпринимать шаги, корректирующие интеграцию. Это было и в истории США, и в свое время с ЕС. Гармонизацию экономики, таможенного контроля, фитосанитарного законодательства невозможно задать оптимально сразу. Конфликты тут неизбежны. Но конкретно этот конфликт — это болезнь роста», — резюмирует Андреа Джанотти.

На границах тучи ходят хмуро

Таким образом, можно предположить, что налаживание отношений последовало после того, как новый киргизский лидер пообещал начать работу над решением известной проблемы. Однако хватит ли у него сил и решимости сломить сопротивление далеко не слабых околовластных структур, которые, безусловно, будут изо всех сил отстаивать свои жизненные интересы? К тому же, с 1 декабря, согласно внесенным изменениям в конституцию Кыргызстана, вопросы внешнеэкономической деятельности в этой стране переходят в компетенцию премьер-министра. Справится ли Сапар Исаков с этой нелегкой задачей?

Взять и поднять шлагбаум — проще всего. Но…

Кстати, неплохо было бы решить те же самые вопросы и на казахстанско-китайской границе. Какова ситуация на широко известном пограничном переходе «Хоргос», всем хорошо известно. Хоргос стал притчей во языцех. И с запуском одноименного Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) забот меньше не стало.

То же самое можно сказать и о казахстанско-российской границе.

Правда, тут обоюдные претензии. И устранять разногласия нужно, безусловно, совместно.

Во всей этой истории есть еще один немаловажный момент. Неслучайно казахстанско-кыргызстанские разногласия вынесли на обсуждение на полях саммита ОДКБ. Свое мнение по этому поводу высказал киргизский эксперт Марс Сариев.

— Безопасность в Центральной Азии зависит от Афганистана, где положение достаточно тяжелое, — сказал он. — В Узбекистане и Таджикистане власть держит ситуацию под контролем достаточно жестко. В Казахстане силовые структуры работают эффективно, и быстро выявляются какие-либо отклонения. Сейчас в Центральной Азии, к счастью, нет реальной военной угрозы наподобие той, которая нависла над Ближним Востоком или Украиной. В то же время ощущается опасность нарастания религиозного экстремизма. Приверженцы салафитского толка развиваются, и уже были случаи конфликта между верующими. Но и это не столь актуально, потому что основная угроза исходит от нас самих — от политических элит Центрально-Азиатского региона. Было бы ошибкой считать, что глобальные игроки будут собственноручно дестабилизировать ситуацию. Нет, они будут работать на разломах. И вот наша с вами главная задача — не допустить такого разлома. Я имею в виду ситуацию, которая сейчас сложилась на киргизско-казахской границе, — акцентировал эксперт.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру