Почему Казахстан, имея огромные аграрные ресурсы, покупает столько продовольствия?

Страна импортирует больше половины потребляемых продуктов из-за рубежа

Изобилие продуктов питания на прилавках магазинов и продовольственных рынков создает иллюзию если не полного, то существенного благополучия нашего бытия. Однако обманываться тут не стоит. В этом плане у нас далеко не все гладко. Вернее, вовсе не гладко.

Страна импортирует больше половины потребляемых продуктов из-за рубежа

А меньше употреблять не пробовали?

В корне не согласен с теми, кто заявляет, что наша власть ничего не делает. Она работает, изо всех сил стараясь улучшить жизнь. И свою, и нашу. Только второе пока у нее получается не очень. Что бы она ни делала в этом направлении, результат выходит один — повышение цен. На все.

При этом всегда просматриваются попытки это оправдать. Мол, повысим цены, научитесь экономить. А то, дескать, едите чересчур много. Толстеете потом. Электроэнергии и тепла тратите слишком много и неоправданно. И вообще, давайте-ка пересаживайтесь все на велосипеды. Тогда и бензин дорогой покупать не будете, и воздух своими машинами портить перестанете. Только есть подозрение, что как только пересядем на велосипеды, сразу же к вегетарианству принуждать будут. Это как пить дать.

Послушаешь все это и приходишь к выводу, что пищевая и коммунальная демократия приходит сразу же вслед за политической. А в нашем случае даже опережает ее. А беда наша не в кризисах, коррупции или непреодолимой недоразвитости. Беда в нашей всенародной прожорливости.

Мы уже как-то писали о том, что половина потребительских расходов казахстанцев сегодня уходит на еду. Таков результат исследования, обнародованного несколько месяцев назад аналитическим агентством Ranking. Причем затраты на еду из года в год стабильно увеличиваются.

Если сравнить нашу ситуацию, скажем, с Германией, то контраст получается разительный. Немцы тратят на питание всего 14 процентов от своего месячного заработка. Когда говоришь об этом чиновникам, постоянно вещающим о нашей беспробудной сытости, они отвечают, что дело тут не в ценах вовсе, а в рационе. У немцев, мол, он другой. Мы, говорят они, мяса едим столько, что немцам не снилось. А они едят культурно, строго соблюдая кислотно-щелочной баланс, нормы содержания в пище протеинов, белков, углеводов и т.д. И благодаря этому у них на питание уходит меньше денег, чем у нас. В общем в своих бедах виноваты мы сами со своими непомерными аппетитами.

Куда крестьянину податься?

Однако вернемся к тому, с чего начали. Если детально копаться в вопросах продовольствия, то наружу сразу же всплывает неприятная, но объективная реальность, о которой не скажет ни один аким или министр. Заключается она в том, что Казахстан находится в опасной зависимости от импорта продуктов питания. А это ни много ни мало самая настоящая угроза национальной безопасности. И это не просто слова. Понятие «продовольственная безопасность» присутствует в Законе «О национальной безопасности».

И если уж говорить официальным языком, то продовольственная безопасность — это степень обеспеченности населения страны экологически чистыми и полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства по научно обоснованным нормам и доступным ценам.

Обеспечение продовольственной безо-пасности занимает важное место в общей экономической политике государства и влияет на такие важные показатели, как уровень жизни и сбережения населения. Проблема продовольственной безопасности — одна из коренных стратегических проблем, которую необходимо решить для обеспечения стабильности в государстве. А по определению Комитета по всемирной продовольственной безопасности она (продовольственная безопасность) считается достигнутой при наличии у всех людей постоянного физического и экономического доступа к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, позволяющей удовлетворить их пищевые потребности и вкусовые предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни.

Если так, то вопрос наличия в стране своих харчей, а не импортных, к тому же напичканных неизвестно какими добавками, весьма и весьма серьезный.

Если процитировать знающих людей, то проблема продовольственной безопасности — одна из коренных стратегических проблем, которую необходимо решать в целях обеспечения стабильности в государстве. Подход к ее решению в разных государствах свой. Но цель у всех должна быть одна — обеспечить необходимый уровень продовольственного снабжения населения в объемах, гарантирующих устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность в обществе.

А вот с этим у нас засада. Согласно международным нормам, продовольственная безопасность государства считается обеспеченной при уровне импорта продуктов питания от 18 до 30 процентов потребности. Мы же, согласно данным родного Минсельхоза, завозим из-за рубежа 40 процентов молочной, 29 процентов мясной и около 43 процентов плодоовощной продукции. То есть зависим от импорта «по самое не хочу». А это, если исходить из норм упомянутого выше Закона «О национальной безопасности», создает реальную угрозу не только продовольственному, но и экономическому благополучию родной страны.

При этом никакие потуги аграрного министерства на протяжении всего периода независимости не в состоянии изменить такое положение дел. В целях поддержки сельхозпроизводителей понасоздавали различные агрохолдинги, которые едва ли не ежемесячно рапортуют о направляемых в агросектор миллиардах тенге. Понапринимали различные антикризисные программы по сдерживанию роста цен и регулированию тарифно-таможенной политики. Но на поверку оказывается, что все эти меры, что слону дробина.

Специалисты аналитической группы Finprom провели исследование и выдали результат, согласно которому продукты питания, произведенные в Казахстане, не выдерживают ценовой конкуренции с импортными, поскольку дорожают каждый год. И этот год не исключение. К примеру, в Южно-Казахстанской области подорожание составило 7,3 процента, в Актюбинской — 4,8, в Северо-Казахстанской области — 4,3 процента.

Больше всего с начала года подорожали местные овощи (39 процентов) и табачные изделия (11,3 процента). А вот импортные продукты питания, напротив, дешевеют. К примеру, цена на томаты, огурцы и перцы, ввезенные в Казахстан из стран СНГ, снизилась почти на 40 процентов.

Казахстанские сельхозпроизводители, как могут, сопротивляются. Из кожи вон лезут, стараются сдерживать рост цен. Поскольку заинтересованы в повышении спроса на свою продукцию, вытеснении импорта и завоевании рынка стран ЕАЭС. Но все, что им удалось, это незначительно уменьшить темпы их роста. Если в прошлом году продовольствие подорожало на пять процентов, то в этом — на 2,4 процента. А из-за проанонсированного недавно и вполне ожидаемого повышения коммунальных тарифов все их старания отправятся в канализацию. Это тоже как пить дать.

Таким образом, говорят экономисты, рентабельность производств и платежеспособность населения будут падать синхронно. А дальнейший рост цен на мясо и молоко будет не из-за увеличения спроса, а потому что, скорее всего, увеличится вырез скота. Ведь содержать его становится невыгодно.

Цена на мясо птицы в Казахстане уже несколько лет превышает даже цены стран ЕАЭС. И тут импортозависимость у нас еще крепче. Помимо птицы она наблюдается еще по целому ряду товаров. «Казпортал» приводит данные, согласно которым наиболее высокую долю импорта имеют сливки сгущенные (74,2 процента), сыры и творог (58,3 процента), а также плодоовощные консервы и колбасные изделия.

В общем, как вещают говорящие головы из телевизора, проблема продовольственной безопасности Казахстана требует поиска дальнейших путей ее решения. В приоритете уменьшение импортозависимости, доступность продуктов питания для населения и особенно для людей с доходами ниже прожиточного минимума.

Как ее решать, вроде как тоже понятно. Нужно развивать благополучно разваленное сельское хозяйство. Но прежде чем его развивать, следовало бы его восстановить. Хотя бы в половине того объема, что был при коммунистах. А с этим почему-то вот уже который десяток лет ничего не выходит.

С тех пор как в начале девяностых, то есть на заре всех реформ, приступили к разгосударствлению и «распаиванию» бывших колхозных земель между селянами, результат долго ждать себя не заставил. На местах появились миниатюрные княжества, которые должны были образовать западную модель взаимоотношений города и села.

Затея почти удалась. Тоталитарно-советские колхозы, использовавшие, по мнению реформаторов того времени, рабский труд селян, благополучно развалили. Мелкие сельскохозяйственные княжества создали. Но вот на прежние объемы производства выйти не можем. Сельское хозяйство как нуждалось, так и нуждается в обновлении материально-технической базы, в продвинутых технологиях и эффективной и целевой государственной поддержке. Без этого, какие бы высокопарные слова и цифры ни звучали с телеэкранов, толку не будет.

Каков он — уровень независимости?

Это может означать лишь три вещи: либо система не работает, либо фермеры у нас тупые, либо чиновники Минсельхоза не шевелятся. Либо шевелятся, но исключительно во имя себя любимых. Интернет, например, широко изобилует историями о том, какими интересными путями и кому выдают гранты на организацию сельхозпроизводства.

Кстати, в своем Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» президент Нурсултан Назарбаев отметил, что развитие агропромышленного комплекса решает две важнейшие для страны задачи — обеспечение продовольственной безопасности и диверсификацию экспорта.

А еще развитие АПК и переработку сельскохозяйственной продукции выделил в качестве приоритета для форсированного индустриально-инновационного развития страны в своем выступлении президент Казахстана на XII, внеочередном съезде партии «Нур Отан». Президент неоднократно отмечал, что обеспечение продовольственной безопасности является важной стратегической задачей Казахстана на ближайшие годы. И что приоритетами для страны в условиях мирового кризиса должны стать надежная защита и сохранение своего жизненного пространства, восстановление продовольственного потенциала и формирование стратегических запасов сельскохозяйственной продукции.

Продовольственная независимость — это способность государства производить достаточное количество продуктов питания для населения. Чтобы люди нормально ели, причем свое, а не привозное. А зависимость от еды — это самая большая зависимость человека. И не только одного человека.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру