Студенческие учебные изобретения и лайфхаки учат выживанию в условиях жестокой конкуренции

Изобретательность студентов порой действительно впечатляет

Приобретенные навыки обхода университетских правил, как утверждают сами студенты, позволяют намного лучше адаптироваться в реальном мире. Мы решили собрать самые интересные методы студенческого «выживания». Возможно, они вам пригодятся, даже если школу и университет вы закончили довольно давно.

Изобретательность студентов порой действительно впечатляет

Нательные знаки как символы познания

Многие психологи, ученые и практикующие преподаватели утверждают, что списывание на экзаменах является результатом ошибок в системе образования. Сейчас во многих предметах она, система, нацелена большей частью на приобретение формальных знаний и большого числа фактического материала. И именно это провоцирует человека-студента на подготовку различного рода шпаргалок. К чему зазубривать сотни формул, дат или фактов, когда необходимый результат, оценка на экзамене достигаются всего лишь подготовкой шпаргалки?

В целом автор этих строк, как человек, обучавшийся в трех разных странах с совершенно разными подходами к образованию, согласен с отсутствием необходимости заучивания бесполезной информации. Многие европейские системы (в частности, в Финляндии) предполагают формирование конечной оценки за предмет из совокупности формальных знаний и собственного проекта студента, который он должен написать/создать/решить на основе полученных знаний.

Причем именно проект в формировании конечного балла значит гораздо больше, чем тестовые задания. Ведь любую информацию хороший специалист может найти за считанные минуты. А система образования должна в целом быть нацелена на умение эту информацию правильно использовать.

Но есть множество предметов и дисциплин, в которых формальное знание попросту необходимо. Речь идет, например, о медицине, где нужно знать не только название всех органов и «прочей человеческой атрибутики», но еще и функционал, и несколько тысяч болезней с десятками тысяч препаратов против них. Тут уж ничего не попишешь — надо учить. Тем более что преподаватели, помня о дальнейшей ответственности, коршуном высматривают списывающих. Но и в таких условиях хитроумные студенты-медики находили способы облегчить свою учебную долю. А лучшей шпаргалкой для них оказалось, кто бы мог подумать, собственное тело.

Методика нанесения латинских названий органов и частей тела на собственную кожу известна давно. Причем работает она как при сдаче экзаменов, так и во время подготовки к ним. Профессионалы считают, что во втором случае даже лучше. Стоит написать несмываемым маркером всего десяток наименований на собственном теле, и в конце дня вы уже точно запомните их все. Глядишь, через месяц-другой будете знать анатомию на отлично. И не придется проводить бессонные ночи, запоминая всякие там encephalon (головной мозг) или auris externa (ушная раковина).

Медики любят пользоваться еще одним способом, доступным только им (и разве что каким-нибудь химикам). Наличие белого халата позволяет многим студентам, особенно женского пола, делать незаметные шпаргалки. Девушки могут позволить себе носить максимально тонкий, полупрозрачный халат, под которым и прячутся все необходимые данные, напечатанные жирным черным шрифтом. При натягивании ткани символы под ней становятся видны под определенным углом. В обычном же состоянии определить, что под халатом что-то есть, почти невозможно.

Только, во имя Гиппократа, не вырывайте страницы из учебников. Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы медики данным способом не пользовались, а учились исправно. Впрочем, метод хорош и в повседневной жизни. А вместо халата можно использовать белую блузку или рубашку.

«Бомбы», «парашюты» и «медведи»

Помимо нательных студенческих знаков существует огромное количество других методов тайной работы с информацией. Самые банальные и они же самые популярные, конечно же, обыкновенные шпаргалки. Втиснуть на как можно меньший объем бумаги как можно больший объем информации — это тоже своеобразное искусство.

Студенты порой изобретают целые устройства для сокрытия информационного преступления. Так, например, в знаменитом Московском физико-техническом институте известен случай, когда студент-физик полностью скопировал справочник формул в миниатюре. Получившаяся книжечка имела размер не более спичечного коробка и крепилась под лацканом рубашки на специальном устройстве из двух запонок и резинки. В подходящий момент с помощью среднего пальца руки можно было вытащить справочник и найти нужную формулу. При отпускании носитель благодаря резинкам мгновенно возвращался на исходную позицию.

Еще более изобретательным оказался студент одного из петербургских учебных заведений. Необходимую информацию он записал на бумажном рулоне и спрятал его в старом хронометре. Листать скрытый конспект можно было с помощью рычага завода часов. Изобретение было обнаружено, но преподаватель пришел от него в такой восторг, что позволил нерадивому, но изобретательному молодому человеку пересдать экзамен.

Однако в последнее время простые «шпоры», какими бы изобретательными они ни были, отходят на второй план. Особенно, когда на смену им приходят различные цифровые устройства. И многие преподаватели сейчас заставляют своих подопечных сдавать смартфоны на время сдачи экзаменов. В последнее время к ним прибавились еще и наручные часы, которые внезапно тоже «поумнели» (как говорил мой преподаватель по математическому анализу: «Телевизоры умные, телефоны умные, часы умные. Неумные остались только вы»).

И, конечно же, настоящим вызовом для всех экзаменаторов стали микронаушники. Обнаружить такое устройство ох как непросто. А неподготовленному студенту достаточно шепотом назвать тему своему невидимому помощнику, чтобы тот начал зачитывать ответ. С помощью специальных сигналов, будь то кашель, постукивания или щелчки пальцами, можно без слов регулировать своего информационного «спонсора»: один щелчок — продолжай, два — еще раз, три — сначала. И так далее.

Но в наиболее продвинутых вузах сейчас устанавливают различные «глушилки» для таких устройств. Да и очную ставку с преподавателем никто не отменял. Впрочем, такого рода устройства могут помочь при тестированиях и письменных работах. Вещь, согласитесь, незаменимая. Разве что в ушах иногда застревает.

Еще один вид экзаменационного мошенничества имеет множество названий: «бомбы», «парашюты», «медведи». По сути это уже готовые ответы на все билеты, написанные от руки самим студентом. Необходимо лишь в подходящий момент вынуть нужный билет из стопки собратьев и изобразить бурную деятельность. Немаловажным является внешний вид «бомбы» — необходимо изготовить ее максимально достоверно, чтобы не вызвать подозрений в подлоге.

Кроме того, нужно четко разложить потенциальные листки сдачи по разным местам и точно помнить, какой где. Только в этом случае операция может иметь успех. Впрочем, преподаватель все еще может задавать дополнительные вопросы, и здесь уж никакой «парашют» не поможет. На войне, как на войне.

Главное — правильно организовать процесс

Мои однокашницы, помнится, добровольно вызвались сделать уборку в нескольких кабинетах в рамках субботника. Что было, между прочим, весьма удивительно для девушек специальности «менеджмент», которые привыкли в рамках профессии заставлять работать других людей. Их фишка открылась мне только спустя пару дней на экзамене по экономической теории, когда все добровольцы (преподаватель, естественно, не знал, что они добровольцы) уселись в один ряд возле окна. Все формулы и основные понятия были приклеены к цветочным горшкам, стоящим на подоконниках. Предприимчивые студентки могли свободно их разглядеть в оконном отражении. Изобретательность, достойная уважения.

Видывал я, как некоторые писали те же «бомбы» с внутренней стороны двойного листка ручкой без чернил. В этом случае на бумаге остается оттиск, который виден под определенным углом. Метод нудный, но действенный.

Ну а самые отважные умудрялись брать наглостью. Ситуация следующая. Если билеты на экзамен известны заранее, можно выучить всего один билет. Например, пятый. Когда придет ваша очередь тянуть билет, вытянув абсолютно любой, можно назвать пятый. Преподавателю билет при этом не показывать. Потом на месте для подготовки совершить подмену полученного билета на выученный и смело идти сдавать.

Но иногда все-таки лучше к экзамену подготовиться. Даже если предмет нудный, а информации много (у нас таким было «предпринимательское право»), выучить его все равно можно. И достаточно легко. Главное — правильно организовать процесс.

Психологи из Принстона советуют разделить весь материал на тематические блоки и учить дозированно. Таким образом, в мозгу отложится модель подобия и соответствия, и любая информация из блока будет «притягивать» за собой всю остальную. Кроме того, следует выстраивать некие алгоритмы запоминания. Стихотворная форма, ритмика, пение информации — все эти методы позволят мозгу воспринимать подготовку не как рутину, а как развлекательную деятельность. Вырабатывающийся при этом дофамин закрепит запоминание на физиологическом уровне.

Еще один способ — зубрежка с паузами. Через каждые 20-30 минут подготовки вы должны подвести краткий итог изученного и поощрить себя чем-нибудь. Это может быть любимая еда или время, проведенное за отдыхом или играми. Следующий временной отрезок необходимо начинать с краткого повторения предыдущего или всех предыдущих. Таким образом, информация будет в некотором роде структурирована, а перерывы не позволят мозгу утомиться.

Если же от объема полученной информации клонит в сон, что вполне естественная реакция, можно немного обмануть свой организм и «выспаться» в кратчайшие сроки. Для этого необходимо выпить крепкий кофе и лечь спать, поставив будильник или попросив кого-нибудь разбудить не позднее, чем через 20 минут. За это время организм впадет только в фазу «быстрого сна», не успев погрузиться в сон более глубокий. Обработка полученной мозгом информации идет именно в этой фазе, поэтому по пробуждении вы будете более работоспособны. А минут через 15 как раз и кофе подействует. Но надо быть осторожным. Ежели вы поспите лишнего и организм перейдет в глубокий сон, в котором отдыхает не только мозг, но и тело, выбираться из такого состояния будет ох как непросто. Поэтому 15-20 минут — предел. Действует далеко не всегда, да и злоупотреблять этим методом не стоит, но попробовать можно.

Ну и, конечно, лучше всего заранее структурировать учебный процесс и не вгонять себя в стрессовое состояние. Тогда и материал усвоится лучше, и непонятные моменты можно будет уточнить. Вообще в студенческой, да и в повседневной жизни лучше держаться «золотой середины». Ведь миру нужны не зубрилы и теоретики, и не тусовщики и бестолочи, а гармонично развитые люди, быть которыми мы вам и желаем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру