Казахстан и Узбекистан - большая центральноазиатская двойка

Это была очень важная для нашего региона встреча, которую долго ждали и готовили

В дни весеннего праздника Наурыз нашу страну с официальным визитом посетил президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев. Политически активная общественность не упустила из виду тот факт, что это был первый официальный зарубежный визит нового узбекского лидера. Это не первая его заграничная поездка в качестве президента. Незадолго до приезда в Казахстан Шавкат Мирзиеев посетил Туркменистан.

Это была очень важная для нашего региона встреча, которую долго ждали и готовили

Нам нельзя друг без друга?

Но, забегая вперед, скажем, что основные обсуждаемые вопросы в Ашхабаде были практически теми же, что и в Астане — экономика и безопасность.

Если говорить о результатах переговоров Мирзиеева и туркменского лидера Бердымухамедова, то они подписали несколько договоров, в том числе о стратегическом партнерстве. Но такие документы, как меморандум о сотрудничестве в сфере железнодорожного транспорта, программы сотрудничества по линии министерств иностранных дел, в области сельского хозяйства, культуры, вряд ли можно отнести к первостепенным.

Куда важнее внимание, которое уделили лидеры вопросам безопасности. В частности, угрозам, исходящим с территории Афганистана, с которым граничат и Узбекистан, и Туркменистан. И это для нас также важно.

Политологическое сообщество задалось вопросом: почему первой страной, куда с официальным визитом направился Шавкат Мирзиеев, стал именно Казахстан, а не, скажем, Россия, Китай или США? На наш взгляд, ответ очевиден. Во-первых, потому что Ташкент с самого начала своей независимости старается придерживаться внешнеполитического нейтралитета, ну или, по крайней мере, демонстрировать это, избегая явного крена в сторону какой-то из мировых держав.

А во-вторых, об укреплении суверенитета и независимости Узбекистана, в том числе и путем создания вокруг страны пояса безо-пасности, стабильности и добрососедства, говорится в Стратегии развития государства на ближайшие три года. И немудрено, что Шавкат Мирзиеев, следуя этому, предпочел провести первую официальную выездную встречу именно с Нурсултаном Назарбаевым. Ташкент искренне заинтересован в добрососедских отношениях с Астаной. Как, впрочем, и Астана стремится теснее взаимодействовать с Ташкентом.

Отметим, что визиту высокого гостя предшествовала поездка в феврале в Ташкент первого вице-премьера правительства Казахстана Аскара Мамина, участвовавшего там в заседании межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству, где обсуждались проекты по взаимодействию двух стран в торговой, инвестиционно-технологической и транспортно-коммуникационной сферах.

В распространенном по этому поводу пресс-релизе отмечены рост взаимного товарооборота, превысивший в прошлом году два миллиарда долларов, и активизация сотрудничества в области автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта.

А уже 10 марта узбекскую столицу посетила казахстанская делегация во главе с секретарем Совета безопасности Владимиром Жумакановым. Во время визита обсуждались вопросы противодействия имеющимся угрозам, сотрудничества в сфере борьбы с религиозным экстремизмом, терроризмом, нелегальной миграцией и транснациональной преступностью. Итоги переговоров показали, что позиции сторон по многим проблемам региональной безопасности совпадают, а взаимодействие Астаны и Ташкента имеет важное значение для стабильности и устойчивого развития региона.

Оба этих события наглядно показали заинтересованность сторон в активизации политического и экономического сотрудничества. Более того, появились предположения, что тесное взаимодействие Казахстана и Узбекистана может стать основой для создания в Центральной Азии нового регионального объединения.

Договариваться всегда непросто

Отношения между двумя странами во время президентства Ислама Каримова никогда не были негативными. Но безупречными их тоже не назовешь. По многим вопросам Ислам Абдуганиевич имел собственную точку зрения, которая не всегда совпадала с взглядами его коллег-соседей. Возможно, поэтому за все время его правления Казахстан и Узбекистан так и не запустили ни одного сколько-нибудь значимого совместного проекта. Хотя говорить о полном отсутствии взаимодействия тоже не приходится.

Сейчас в Узбекистане работает около 230 предприятий с казахстанским участием. В свою очередь, в Казахстане функционирует более 130 предприятий с узбекским участием.

Есть еще один момент. Казахстан на сегодняшний день является участником ВТО. Тем временем Узбекистан (возможно, правильно) практически не проявляет интереса к этой большой международной, но постепенно теряющей свой авторитет организации. Однако пока она все же есть. И мы в ней есть тоже. По мнению экспертов, участие одной страны и неучастие другой в тех или иных международных организациях создают некоторые препятствия для формирования «оси» Ташкент — Астана, о чем подспудно шла речь на прошедшей встрече.

И все же нужно отдать должное первому президенту Узбекистана, главным достижением которого стоит считать стабильность в стране, поскольку обратная ситуация могла взорвать весь регион.

Исламу Каримову удалось не допустить обострения межэтнических отношений, которое вполне могло перекинуться и к нам. Более того, в период «парада суверенитетов» Узбекистан сыграл значимую политическую роль во всей Центральной Азии, оказав реальную помощь соседнему Таджикистану в восстановлении конституционного строя. Во время Баткентских событий оказал ощутимую военную помощь Кыргызстану в борьбе с проникшими в страну из Таджикистана вооруженными формированиями радикальных исламистов. Помимо поддержания стабильности в регионе Каримов жестко пресекал деятельность экстремистов на территории своей страны.

Тем не менее, в начале двухтысячных годов прежний узбекский лидер показал абсолютное безразличие к интеграционным процессам на постсоветском пространстве, пойдя на сближение с Западом и объясняя это союзничеством в борьбе с международным терроризмом. С самого начала военной операции США в Афганистане Узбекистан охотно предоставил американцам свой военный аэродром в Ханабаде.

Однако после андижанских событий Каримов подвергся критике со стороны Запада, который привычно для себя стал обвинять его в авторитаризме и непропорциональном применении силы при наведении порядка. Тем временем Россия и Китай посчитали его действия оправданными. В результате Каримов пошел на сближение с Москвой и Пекином, выдворил американских военных с территории страны и вошел в ОДКБ.

Однако возникшие территориальные споры с ближайшими соседями — Таджикистаном и Кыргызстаном — заставили его вновь поменять позицию. И в 2012 году он демонстративно вышел из ОДКБ, показывая всем свою решимость в отстаивании своих интересов. Таким образом, время от времени возникавшие разногласия не могли не влиять на уровень взаимодействия Узбекистана с соседями.

Визит был успешен? Вполне!

Сейчас ситуация несколько иная. Во всяком случае визит нового узбекского лидера в нашу страну говорит о новых взглядах и заинтересованности Узбекистана в активизации сотрудничества, о чем он сказал на двусторонней встрече.

В свою очередь, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что между двумя странами нет нерешенных проблем — ни территориальных, ни пограничных, ни политических, ни экономических.

«Мы открыты, как чистый лист, для того, чтобы заполнить его благими делами», — сказал он во время беседы с коллегой.

Одним из главных вопросов, обсуждаемых на берегах Ишима, ожидаемо стал вопрос безопасности. В свете последних мировых событий сейчас он пребывает на повестке дня многих государств. В особенности на постсоветском пространстве. В том числе и в Центральной Азии. Непосредственная близость региона к Афганистану и относительная к Ближнему Востоку заставляет придавать ему далеко не самое последнее значение.

Однако вопросы безопасности, как правило, бывают тесно связаны с экономикой. Что касается Узбекистана, то, находясь в самом сердце Центральной Азии, он, как никто другой, нуждается в транспортном коридоре для выхода своей продукции на рынки стран Евразийского экономического союза, Европы и Китая, путь в которые пролегает через Казахстан. Таким образом, транспорт и логистика являются двумя основополагающими факторами для узбекской экономики, придающими смысл развитию промышленности и торговли наших южных соседей.

Исходя из этого узбекский лидер выказал намерение усилить сотрудничество с Казахстаном и увеличить к 2020 году товарооборот между двумя странами до пяти миллиардов долларов, поднять уровень взаимных инвестиций, создавать совместные предприятия и развивать транспортные коридоры.

Стороны пришли к соглашению о совместном решении вопросов водно-энергетического комплекса, сопряжении транспортно-коммуникационной политики и стабильности в регионе, отметив, что его значение день ото дня возрастает, поскольку он превращается в перекресток важных транспортных коридоров Восток — Запад и Север — Юг.

По итогам бизнес-форума с участием узбекской делегации и представителей казахстанского бизнеса подписано 75 контрактов на сумму более миллиарда долларов. Скоростной поезд Алматы — Ташкент был запущен 22 марта. Согласован вопрос открытия пассажирских и грузовых перевозок

по трассе М-39, связывающей Ташкент и запад Узбекистана. Попутно разрабатывается проект по созданию мультимодальных транспортно-логистических центров на востоке Казахстана, которые могут быть использованы для транспортировки узбекских товаров в Китай. Кроме того, узбекской стороне предложено использовать каспийские порты Актау и Курык для экспорта узбекской продукции в западном направлении.

Помимо всего прочего стороны рассмотрели вопросы, связанные с энергетикой. В частности, строительство новых ГЭС на трансграничных реках. По словам Нурсултана Назарбаева, позиция Казахстана и Узбекистана по этому поводу единая.

— Астана и Ташкент с пониманием относятся к желанию братских соседей использовать воду в своих целях, — сказал он. — Узбекистан и Казахстан готовы принять участие в различных гидроэнергетических проектах, но так, чтобы это было без ущерба для всех других стран, находящихся в нижних течениях этих рек.

— Мы поддерживаем инициативу ООН о заключении международных конвенций по рациональному и справедливому использованию водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи, — сказал, в свою очередь, Шавкат Мирзиеев, имея в виду строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане.

В целом эксперты отмечают, что визит удался. Было подписано 13 важных документов, в числе которых ряд совместных деклараций, Соглашение об экономическом сотрудничестве на 2017-2019 годы, Соглашение о межрегиональном экономическом сотрудничестве, подписанное первыми заместителями премьер-министров. Таким образом, расширение экономического сотрудничества, судя по всему, имеет перспективы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру