Что такое «крутить пациентов» и где нам после этого лечиться?

Казахстанская система здравоохранения всегда вызывала и до сих пор вызывает очень много вопросов в нашем обществе

Все происходящие в последнее время пертурбации и оптимизации в правительстве страны по идее направлены на улучшение и повышение благосостояния общества и каждого его члена в отдельности. Однако на деле это во многих направлениях лишь красивый и пустой звук. А что касается медицины, то тут разговор особый.

Казахстанская система здравоохранения всегда вызывала и до сих пор вызывает очень много вопросов в нашем обществе

«Для этого вам нужны платные больные»

На прошлой неделе в популярных мессенджерах, социальных сетях и интернет-порталах было распространено видео, снятое скрыто на совещании медицинских работников в одной из алматинских больниц. Ролик оказался достаточно провокационным, благодаря чему средства массовой информации и те же социальные сети вновь, так сказать, обнажили целый ворох проблем, имеющихся в отечественном здравоохранении.

Выложенный на всеобщее обозрение мини-сюжет набрал огромное количество лайков и комментариев, явился каплей, переполнившей чашу эмоционального терпения наших людей, и дал повод для выплеска того, что люди на самом деле думают о медработниках.

«Не используете все методы обследования и лечения полностью, — говорит сидящий в президиуме, по всей видимости, медицинский руководитель. — Для этого вам нужны платные больные. Ставите черепно-мозговую травму — вытащить из анамнеза, отправить на КТ, на консультацию невропатолога и так далее и тому подобное. Крутите больных».

Собственно, это «крутите больных» и дало повод для всеобщего возмущения и последовавшего за ним резонанса. А тут еще если главный врач (а это, как уточнили в сети, был именно он) говорит об этом своим подчиненным, так это уже выходит за всякие рамки приличия, не говоря уже о клятве Гиппократа, да и просто об элементарных человеческих нормах.

Начнем с цифр. Ежегодно в стране от рака умирает около 17 тысяч человек. При этом более 40 процентов из них — люди трудоспособного возраста. Ежегодный «прирост» больных с злокачественными опухолями составляет пять процентов. Правда, смертность среди них вроде как в последние годы ненамного снизилась. Но обольщаться по этому поводу вряд ли стоит. Так как с такими заболеваниями долго все равно не тянут.

«По результатам анализа до 2050 года ожидается рост численности населения преимущественно в возрасте старше 65 лет и моложе 25 лет, то есть идет рост нетрудоспособного населения. Увеличение численности данной группы будет в два раза превышать прирост трудоспособного населения. Такие изменения неминуемо приведут к росту потребления медицинских услуг, что потребует новых подходов к сохранению здоровья населения и сбережению трудовых ресурсов», — говорится в официальном докладе министра здравоохранения и социального развития.

То есть «крутить» будет кого. Хотя объем потребления медицинских услуг, по словам министра, и без того остается высоким. Расходы на стационарное лечение составляют 50 процентов от выделяемых на нашу медицину средств. Тогда как в так называемых цивилизованных странах этот процент не превышает 30.

«Вот и стараются, — судачат особо колкие на язык. — Компенсируют разницу за счет больных».

Согласно официальной информации в стране повышается уровень заболевания неинфекционными заболеваниями. Более половины смертельных случаев приходится на болезни системы кровообращения, острый инфаркт миокарда, злокачественные новообразования, травмы, родовспоможение и детство.

В связи с этим эксперты предрекают снижение общей продолжительности жизни примерно на восемь лет. На фоне того, что, согласно этому же докладу, благодаря реализации двух специальных государственных программ за предыдущие десять лет ожидаемая продолжительность жизни в стране превысила 70 лет, звучит как-то не особо позитивно.

Но вернемся к тому, с чего мы начали. Ежегодно в Казахстане регистрируется свыше 30 тысяч новых случаев заболеваний раком. На учете состоит около 150 тысяч онкологических больных. В структуре смертности лидирующие позиции в течение 10 лет занимают рак легкого, желудка, молочной железы, пищевода и прямой кишки. И все же чиновники от медицины гордо рапортуют о том, что показатель смертности от онкологических заболеваний в Казахстане имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Надо сказать, что информация по этому поводу противоречивая. Народ, как известно, привык меньше всего верить официальным данным, предпочитая неофициальные источники. И если верить им и некоторым независимым средствам массовой информации, то ни о каком снижении речи нет.

Во что люди верят безоговорочно, так это в то, что бесплатная медицина, гарантированная гражданам РК Конституцией, остается бесплатной лишь в самом этом документе. На самом деле все здесь не так торжественно и пафосно, как написано в Основном законе.

Врачу: определись сам

Если обратиться к мировому опыту, на который мы так привыкли ссылаться, то можно заметить, что в развитых и, как принято считать, цивилизованных странах существуют три типа здравоохранения — преимущественно государственный (как в Великобритании), преимущественно страховой (как в Германии, Франции, Голландии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, некоторых государствах Латинской Америки, Японии), преимущественно частный (как в США).

Казахстан в этом плане пребывает в статусе неопределившегося. На 90 процентов медицина у нас государственная, а стало быть бесплатная. Как же оно на самом деле, все прекрасно знают.

Конечно, есть те, кто действительно убежден в правдивости буквы закона по этому поводу. Но это только до тех пор, пока не заболеют. Только после этого их постигает правда жизни, заключающаяся в том, что за медицинские услуги кто-то должен платить. Либо государство, либо граждане. Чаще это делают вторые, которых главные врачи и призывают «крутить».

Хотя теоретически, если человек попал в больницу, то его уже должны лечить. Бесплатно. Или хотя бы лекарства бесплатно давать. Практически же качественная медицина, которая на бумаге в Казахстане доступна каждому, на самом деле по карману далеко не всем. А те, кто в состоянии оплатить услуги любого отечественного медицинского светила, в большинстве своем почему-то предпочитают лечиться за рубежом.

Говоря о ценах на лекарства, люди часто отмечают, что ценники в аптеках напоминают ценники в ювелирных магазинах. И что все меры, призванные сделать закупку лекарств более прозрачной, оказались бесполезными. Бюрократическо-коррупционная составляющая при закупках повышает цену на 40-50 процентов.

Вот и получается, что из-за отсутствия жизненно важных лекарств по данным, оглашенным в независимых СМИ, ежегодно умирают… Впрочем, цифру мы озвучивать не будем, поскольку данные эти неофициальные. Но это не означает, что этой проблемы не существует. И умирают люди не потому, что лекарств нет в аптеках, а из-за отсутствия денег на их покупку.

Тысячи больных отказываются лечить онкологию, гепатиты, СПИД, другие тяжелые недуги, чтобы не разорять своих близких. И это, увы, больше похоже на правду, чем пафосные речи о гарантированном объеме необходимой и бесплатной медицинской помощи.

Показательная процедура

А нам постоянно твердят о проводимых реформах. О стремлении улучшить качество предоставляемых населению медицинских услуг. Но есть подозрение, что это также скучно и неинтересно для самих же реформаторов. Что они на самом деле хотят ярких и красивых преобразований. Но только для себя. Для того, чтобы можно было «крутить» больных с как можно большей амплитудой, раз не стесняясь говорят об этом на своих собраниях.

А взять и бесплатно вылечить простого казахстанца под некогда популярным лозунгом «Здоровье народа — наше богатство!», висевшим 25 лет назад на фасаде каждой больницы, — это устаревшая совковая цель, сегодня абсолютно неактуальная. Больницы сегодня себя ценят и так мелко не работают. Им подавай концептуальные западные принципы, по которым платить нужно за все. В том числе и за здоровье. А в некоторых случаях и за возможность пожить еще годик-другой.

И как тут не вспомнить прежние застойные, как сейчас принято выражаться, времена, когда тем же диабетикам давали инсулин бесплатно, когда сложные хирургические операции проводились за государственный счет без всяких квот и необходимости ждать эти квоты месяцами. Это ведь на самом деле было. Только давно. Еще при социализме.

Нынешнее же реформирование направлено не на то, чтобы облегчить жизнь больным, а на то, чтобы дать деньги кому-то своему, кто предложит самый дешевый препарат. Нечего, мол, нищебродам выпендриваться. Пусть жрут, что дают. Иначе и не скажешь.

А еще в рамках, надо полагать, исключения коррупционной составляющей проводят ротации главных врачей, перемещая их по служебной горизонтали из одного кресла в другое. Но перемещаются они с ближайшей свитой из преданных работников, которых ротация не касается.

Вот, к примеру, переместили главного врача городской больницы города Текели Алматинской области руководить городской поликлиникой Талдыкоргана. Так она вместе с собой прихватила своего заместителя и главного бухгалтера. И никто не спрашивает — зачем да почему? Все понимающе кивают головами: команда.

А что касается ролика, о котором мы говорили в самом начале, то для выяснения и изучения отраженных в нем деталей управление здравоохранения Алматы создало специальную комиссию. Она-то, всем своим видом демонстрируя любовь к народу и чистоту своих помыслов, официально объявила, что собрание проводил главный врач одной из алматинских клиник, который допустил нарушение этических норм и дискредитировал звание медицинского работника, за что и освобожден от занимаемой должности и показательно предан общественному порицанию.

Сам виноват. Наказывают ведь не за то, что натворил, а за то, что попался. А попался он глупо. В современных условиях, когда у каждого в кармане видеокамера, «следить за базаром» нужно особо тщательно. Но остановится ли от этого пациентская карусель?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру