В глобальной войне с терроризмом Казахстану не удастся спокойно отсидеться в стороне

От уровня боевой подготовки наших спецподразделений теперь зависит очень многое

Только за прошлую неделю крупные теракты, унесшие десятки жизней, произошли в Турции, Бангладеш и Ираке. Терроризм уже давно стал рычагом политического воздействия на власти государств, имеющих и выражающих собственное мнение, не соответствующее чьим-то глобальным интересам.

От уровня боевой подготовки наших спецподразделений теперь зависит очень многое

Зачем им нужен космос?

Самое страшное то, что желающих стать пушечным мясом становится все больше и больше. Ведь идеологическая обработка здесь такая, что даст три форы любому коммунистическому режиму.

События, недавно произошедшие в Актобе, продолжают отдаваться эхом в казахстанском информационном пространстве. На прошлой неделе в официальных источниках прошла информация о спецоперации силовиков в Караганде, при которой задержаны шестеро экстремистов, планировавших террористические акты в стране.

Главный урок всего этого в том, что общественность стала придавать серьезное значение наличию в стране «спящих» террористических ячеек, готовых проснуться по сигналу в любой момент. И теперь уже никто не говорит о Казахстане как о государстве, которое такие популярные нынче в мире явления, как терроризм и экстремизм, обходят стороной. Мир и стабильность в стране оказались под угрозой. Пришло время возвращения старого советского лозунга «будь бдительным!».

Как сообщалось, обезвреженная в Караганде группа радикальных исламистов, являющихся идейными единомышленниками тех, что были уничтожены в Актобе, планировала серию терактов на территории Карагандинской области. И, по некоторым сообщениям, готовила нападение на российскую воинскую часть, расположенную в районе города Балхаш.

В КНБ РК не подтверждают, хотя и не опровергают информацию о намерениях террористов относительно нападения на войсковую часть РФ. Однако в целом ряде СМИ, сославшихся на «источники, близкие к спецслужбам», сообщалось именно так.

Что же представляет собой этот объект и почему именно он? Указанная войсковая часть является одним из элементов российской системы предупреждения о ракетном нападении. Из нее ведется непрерывная разведка космического пространства в целях автоматического обнаружения и сопровождения баллистических ракет и космических объектов. Определяются параметры их движения, а вся информация передается в командные пункты.

Этот радиотехнический узел располагается на территории Казахстана на основании соглашения между правительствами двух стран, подписанного 2 декабря 2014 года. В соответствии с ним получаемая от средств системы предупреждения о ракетном нападении и системы контроля космического пространства информация выдается и на пункты военного управления Вооруженных сил Республики Казахстан. Это сведения о времени, районе запуска, траектории и падении баллистических ракет, а также информация об обстановке в космическом пространстве.

В том числе и сведения об опасных сближениях космических объектов с казахстанскими космическими аппаратами, районах падения сгорающих космических объектов, представляющих угрозу для Казахстана, о пролетах иностранных разведывательных космических аппаратов над территорией нашей страны и т.д.

То есть российский радиотехнический узел, расположенный под казахстанским городом Балхаш, закрывает в том числе и наше небо от возможной воздушной или ракетной атаки. Выведение его из строя означает отключение одного из важнейших элементов единой системы обнаружения баллистических ракет на юго-восточном направлении и открытие пространства для ракетного нападения.

Вряд ли сегодня Казахстан является потенциальным объектом для ракетного удара. (Хотя исключать этого тоже нельзя.) Тут, как говорится, бери выше. Но отсидеться в стороне, не дай Бог случись такое, нам однозначно не удастся. В связи с этим в информационном пространстве стали появляться самые разные версии по поводу планируемого нападения кучки радикалов на радиотехнический узел.

Очень похоже на провокацию

Некоторые аналитики стали говорить о том, что действия экстремистов нельзя назвать спонтанными, указывая или намекая на то, что чья-то невидимая рука осознанно направляла их на стратегически важный объект с вполне определенной целью. Это похоже на правду, но, по нашему мнению, правдой является отчасти.

Согласимся с наличием неведомой руки, что использует этих невежд втемную. Но не нужно быть специалистом в области военной науки, чтобы знать, что такие объекты охраняются самым тщательным образом с использованием наиболее современных средств обнаружения незваных гостей на дальних подступах.

В этом можно убедиться, глядя на действия российских ВКС в Сирии. Уж там-то желающие напасть на российские военные объекты представляют гораздо более серьезную силу, нежели те, что засветились в Актобе и Караганде. И, если бы обезвреженные в шахтерской столице боевики совершили-таки нападение, они были бы уничтожены еще на горизонте.

Именно в том, скорее всего, и был смысл этой операции, если она действительно планировалась. Поскольку после того,как боевики были бы уничтожены, все ведущие мировые и «прогрессивные» казахстанские СМИ принялись бы громко трубить о том, как российские военные расстреливают в Казахстане местных жителей. Такую тему живо подхватят местные «патриоты» из числа либералов и националистов. К ним примкнут радикальные исламисты, которых в стране благодаря той же невидимой руке уже немало. Закипит возмущенный разум, и пламя нашего, доморощенного, майдана станет разгораться.

Цель у всего этого одна. И мы писали о ней не раз. А политические технологии, с помощью которых похожие цели достигались в целом ряде стран, сегодня настолько изощренные, что простой народ даже не замечает, как остается облапошенным.

К счастью, на этот раз все обошлось. Бандитов удалось нейтрализовать уже на стадии, когда они только готовились к выполнению своего плана, и предотвратить их намерения.

Однако расслабляться не стоит. Поскольку говорить о том, что все «спящие» ячейки в Казахстане раскрыты, пока не приходится.

«Спящая» угроза — все равно угроза

Согласно работам самых разных политологов, в том числе и казахстанских, опубликованным в разных источниках, можно сделать вывод: масштабы террористической угрозы в Казахстане имеют тенденцию к нарастанию. В период с 2008 по 2013 год в нашей стране за преступления, связанные с терроризмом и экстремизмом, были осуждены 308 граждан. Причем большая их часть отправилась в места не столь отдаленные в течение двух последних лет указанного периода, после нашумевших терактов и ответных действий властей по обнаружению и обезвреживанию террористов. При этом каждый четвертый из задержанных в то время до этого не имел проблем с законом. В общей сложности к лишению свободы по известной статье в эти годы было приговорено около 500 человек.

Есть и положительные моменты. Если верить официальным источникам, более 62 процентов осужденных за экстремизм, уже находясь в местах лишения свободы, отказались от своих взглядов. Однако, насколько они искренни в этом — это еще вопрос. И есть ли гарантия, что, выйдя из зоны, они не станут вновь теми, кем были до нее, тоже пока не понятно.

Признаемся, что казахстанские спецслужбы тогда оказались не готовы к активным проявлениям терроризма. И адекватные действия последовали лишь непосредственно после произошедших событий. Именно в тот период стало резко увеличиваться количество казахстанских граждан, отправившихся воевать в Сирию и Афганистан в рядах таких террористических организаций, как ДАИШ, «Джебхат ан-Нусра», «Хизб-утТахрир», Исламское движение Узбекистана и других.

Существуют официальные данные, согласно которым на конец 2014 года на войну в обе указанные страны уехало около пятисот человек, включая членов семей боевиков. При этом, как указывают политологи, значительная часть идеологически обработанных потенциальных террористов из числа жителей разных регионов страны осталась в Казахстане, образуя так называемые спящие ячейки, готовые проснуться в любой момент.

Согласно официальным данным, только в одной Актюбинской области на учете в органах национальной безопасности состоят более полутора тысяч человек, около сотни из которых характеризуются как ультрарадикалы.

Регион этот давно считается сложным, если иметь в виду количество живущих здесь лиц, находящихся под наблюдением спецслужб. Численность тех, кто непосредственно связан с экстремистской деятельностью, в нем составляет около тысячи человек. Но количество сочувствующих им гораздо больше. В разных источниках оно колеблется в пределах от двадцати до тридцати тысяч.

Разумеется, официальные данные включают в себя лишь тех, кого удалось выявить. А потому можно говорить о том, что реальное количество наших сограждан, поддавшихся деструктивной идеологии, но пока никак себя не проявивших, намного больше. А ведь помимо всего прочего существуют и так называемые пассивные члены экстремистских организаций, которые не участвуют непосредственно в подготовках и совершении террористических актов, но поддерживают идеологию, занимаются сбором пожертвований «для джихада», нередко прибегая к банальному рэкету. И, по официальным данным, более сорока процентов осужденных за экстремизм являются теми, кто занимался этим. А еще около тридцати процентов сидят за укрывательство.

Сегодня уже известно, что в банде, совершившей недавний террористический акт в Актобе, состояло как минимум 45 человек. И что самим событиям предшествовала определенная подготовка, проводились собрания, а активисты подполья хорошо знали друг друга. Но при этом силовики, к сожалению, опять оказались не готовы. Однако этот урок не прошел даром. Результат работы спецслужб в Караганде тому подтверждение. И это радует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру