Урологи стран СНГ выяснили, что главный репродуктивный орган – это голова

В Казахстане каждый пятый случай бесплодия происходит из-за абортов

На днях в Алматы прошел I съезд урологов стран СНГ. И вот на нем выяснилось, что в Казахстане 16 процентов семейных пар не могут создать полноценную семью, то есть завести детей.

В Казахстане каждый пятый случай бесплодия происходит из-за абортов

Главный репродуктивный орган – это голова

Пока кто-то выбрасывает новорожденных младенцев в мусорки и туалеты, многие семейные пары только мечтают о ребенке, буквально «вымаливая» его у судьбы. Проблема бесплодия в Казахстане, как оказалось, весьма и весьма актуальна. Страна перешагнула «критический рубеж» в 15 процентов бесплодных пар, а это по общепринятым стандартам в медицинской науке значит, что возникает прямая угроза воспроизводству населения и сохранению нашего генофонда.

По словам медиков, в республике каждый пятый случай бесплодия происходит из-за абортов. И хотя их уровень снизился за 10 лет почти в три раза, тем не менее, число таких операций остается достаточно высоким по сравнению со странами Европы. По данным экспертов, 10 процентов казахстанских подростков начинают половую жизнь в возрасте до 14 лет. Более 20 процентов девочек в возрасте от 15 до 17 лет живут половой жизнью. При этом 10 процентов рожениц — это подростки в возрасте от 15 до 18 лет.

Медики предупреждают, что ранняя беременность для подросткового организма вредна и опасна не менее, чем аборт. При этом прерывание первой беременности в половине случаев вызывает бесплодие. Однако это не пугает девочек: три процента всех абортов в стране приходится на возраст от 15 до 19 лет.

В Казахстане девочки делают аборты в 4-5 раз чаще, чем в Европе. Это в среднем более десяти тысяч случаев в год. Однако было бы неправильно рассматривать проблему бесплодия как сугубо женскую беду. Сегодня доказано, что в 50 процентах случаев бесплодие обусловлено патологией репродуктивной системы мужчины. Однако мужчины порой даже не знают, куда им обратиться, стесняются ходить по врачам, подтверждая в глазах окружающих свою несостоятельность.

В Казахстане есть несколько госпрограмм, посвященных женскому здоровью, а вот отдельного документа по мужскому здоровью нет. Хотя в последние годы мужское здоровье заметно ухудшилось. Заболевания мужской репродуктивной системы занимают четвертое место по распространенности. Так, в 2015 году была зарегистрирована 591 тысяча случаев уроандрологических заболеваний. Хотя Казахстан — единственная страна в СНГ, которая создала центр мужского здоровья в каждой области, где работают эндокринологи, кардиологи и дерматовенерологи. С этого года подключены детские урологи. По словам медиков, это уникальный проект, которого нет в мировой практике. Но, к сожалению, финансирование выделяется из местных бюджетов, а оно, как известно, недостаточное. Переговоры велись с правительством, чтобы центры финансировать за счет республиканских средств, но, видимо, в Кабмине это считают неприоритетной проблемой. Между тем в 2015 году в этих центрах было обследовано и пролечено 44 606 мужчин с заболеваниями мужской репродуктивной системы.

«Дорогие» дети «из пробирки»

Сегодня каждая шестая семья, а это 3035 процентов супружеских пар, нуждается в проведении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). В стране освоены такие новейшие технологии лечения как женского, так и мужского бесплодия. Успешно применяются криоконсервация эмбрионов, программы с донорскими половыми клетками, суррогатное материнство.

С 2007 года осуществляется предимплантационная диагностика наследственных заболеваний у эмбрионов до беременности. В 2014 году впервые в Центральной Азии внедрена микрохирургия получения сперматозоидов при тяжелых формах мужского бесплодия. Наряду с этим внедрена методика криоконсервации ткани яичника, что позволяет женщинам с онкологическими заболеваниями иметь детей после хирургического и лучевого лечения. Эффективность лечения людей, страдающих бесплодием, методами вспомогательных репродуктивных технологий в Казахстане за последние годы выросла от 15 до 40 процентов, а эффективность лечения по факту рождения ребенка находится на уровне 29 процентов, что соответствует среднеевропейскому показателю. В целом за 20 лет методами ВРТ воспользовалось около 40 тысяч супружеских пар. В итоге в семьях, у которых был страшный диагноз «бесплодие», родилось 11,5 тысячи детей. Это уже победа. С 2010 года лечение пациентов с бесплодием методами ВРТ осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Министерством здравоохранения и социального развития выделяются средства для проведения программ экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). В текущем году Министерство здравоохранения и социального развития выделило 800 квот для супружеских пар, желающих сделать экстракорпоральное оплодотворение. Преимущество дается парам, у которых еще нет детей. Также ведомством продлен список медицинских центров, которые будут оказывать услуги по данной программе, и выдвинуты повышенные требования к ним.

В целом количество государственных квот, которую могут получить только граждане Казахстана, за последние шесть лет выросло в восемь раз — со 100 в 2010 году до 800 в 2016-м. (Обследование и подготовка на ЭКО не входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.) Благодаря бюджетным программам в Казахстане в 2010-2015 годах родилось около 1000 детей. Переход на свободно плавающий курс национальной валюты тенге в 2015 году повлек за собой существенный рост стоимости процедуры ЭКО за счет увеличения цен на препараты, что способствует еще большей актуальности и значимости получения государственной квоты для рядовых казахстанцев.

Соответственно, вырос объем бюджетных средств, затрачиваемых государством на оказание данной услуги. Между тем, по сравнению с другими странами цена на эту процедуру в Казахстане гораздо дешевле. Так, средняя стоимость программы ЭКО в США составляет от 10 тысяч долларов, в Южной Корее — от пяти тысяч долларов, в России  — от трех тысяч долларов и в Казахстане — 2 500 долларов. При этом частота наступления беременности после ЭКО составляет во всем мире около 30-40 процентов. А в Казахстане этот показатель — 38 процентов.

Налог на бездетность

В Казахстане наиболее распространены семьи, состоящие из двух и трех человек. Лишь около 12 процентов из всех казахстанских семей состоят из пяти человек, 5,6 процента — из шести и 1,9 процента — из семи. Число ячеек общества, состоящих из 8–10 человек и больше, очень низка и составляет всего 0,2 процента.

Между тем демографы не один год ломают голову над тем, как «заставить» казахстанцев рожать. В свое время даже предлагалось ввести налог на безбрачие и бездетность: для женщин — с 25 лет, для мужчин  — с 30 лет. Не хочешь вносить свою лепту в демографическое пополнение общества, плати государству откупные. Кстати, впервые в Казахстане о введении налога на бездетность в 2003 году заговорила Алтыншаш Жаганова, являвшаяся на тот момент председателем Агентства по миграции и демографии. Однако данная инициатива не нашла поддержки у государства. Задумка с налогами не нова. Эта практика использовалась еще в 20-е и 30-е годы и вплоть до распада СССР. Тогда бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять шесть процентов от зарплаты.

Меньшая ставка предусматривалась для тех, кто получал менее 91 рубля в месяц. С заработка менее 70 рублей налог не взимался. Освобождались от «налога на яйца», а именно так в народе называли этот платеж, лица, не имевшие возможности завести ребенка по состоянию здоровья, и те, у кого дети погибли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны.

Также существовали льготы для учащихся средних специальных и высших заведений (до 25 лет), Героев Советского Союза, награжденных тремя степенями ордена Славы, военнослужащих и членов их семей и т. д. При этом налог на бездетность прекращали взимать в связи с рождением или усыновлением ребенка и вновь продолжали им облагать в случае гибели единственного ребенка.

С конца 1980-х годов льготы по налогу получили молодожены в течение одного года с момента регистрации брака. Выдвигая подобные инициативы, отечественные демографы в первую очередь руководствуются благородными целями — повысить рождаемость в стране. Население Казахстана стареет, а «молодая смена» появляется на свет не так активно, как хотелось бы. Да и учитывая, сколько в стране холостых и бездетных, это весьма доходная статья пополнения бюджета. Но, по мнению правозащитников, это является нарушением прав человека, который сам должен решать, иметь ему детей или нет.

Однако основная причина, по которой молодые не торопятся вступать в брак и заводить детей, отсутствие необходимой материальной базы. Создавая семью на съемных квадратных метрах, не все спешат обзаводиться потомством. Насильственным путем, введением налогов ситуацию не исправишь.

Необходимо поощрять рождаемость не методом «кнута», а методом «пряника», как, например, в России, где придумали материнский капитал. Сделать не только доступным жилье для молодых семей, но и отстроить детские сады, школы, увеличить единовременное пособие на ребенка и срок выплаты не до года, а хотя бы до трех лет, обеспечить молодежь стабильной работой. Только в этом случае вопрос рождаемости можно будет решать.

Кстати, в свое время на Украине пошли дальше и инициировали законопроект, предлагающий ввести дифференцированные ставки налога на доходы физических лиц, достигших 30-летнего возраста, в зависимости от количества детей. Ранее там уже предлагали вернуть налог на бездетность. С этой инициативой к президенту в 2010 году обратился тернопольский городской совет, однако тогда предложение депутатов (под которое попадали только мужчины) так и не рассмотрели.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру