Казахстанцы часами ждут прием врача и порой умирают в очереди

В Казахстане на одного врача-терапевта приходится более 2,5 тысяч пациентов

Так уж сложилось, что поход в государственную поликлинику сродни испытанию. Очереди в поликлиниках Казахстана - бич сегодняшней медицины. Эту проблему чиновники намерены решать с помощью информационных технологий.

В Казахстане на одного врача-терапевта приходится более 2,5 тысяч пациентов

Многочисленные бюрократические проволочки могут навсегда отбить желание посещать “бесплатных” врачей. Ведь чтобы попасть к тому или иному специалисту, необходимо пройти флюорографию, а для женщин - гинеколога. Люди ругаются и не понимают - зачем им не один час стоять в эти кабинеты, если болит ухо или нос? Понятно, что таким образом врачи “отрабатывают” план профилактических осмотров. Тем временем дошло до того, что некоторые пациенты умирают прямо в коридоре, так и не дождавшись своей очереди к врачу. Такой случай произошел в начале этого года в поликлинике Петропавловска. Пенсионер скончался, ожидая своей очереди к терапевту. Причем мужчина пришел по записи.

В то время как во многих странах на прием к врачу можно записаться по интернету, у нас все еще действует советская система талонов. На протяжении многих лет эту проблему государственные мужи обещали решить, но пока все предпринимаемые меры безуспешны. Одно из последних преобразований - Единая национальная система здравоохранения, когда пациент может выбрать врача и медицинскую организацию. Но это право многие казахстанцы не могут реализовать. Люди жалуются, что в выбранной ими поликлинике врачи не хотят принимать, отправляя по месту жительства. Аналогичная ситуация и с госпитализацией. Призывы чиновников лечиться там, где хотите, оказались неподтвержденными медицинской практикой.

С недавних пор проблема очередей еще более усугубилась с учетом внедрения врачей общей практики. Теперь в очередях стоят все - от мала до велика. При этом в Казахстане на одного врача общей практики приходится 2,5 тысячи жителей, а иногда из-за нехватки кадров доходит до трех тысяч. Это приводит не только к банальной нехватке стульев в коридорах для больных, но такой “конвейер” приводит к невнимательному подходу к пациенту. Согласно принятым нормативам терапевт должен тратить на одного больного 15 минут. Этого должно хватить на осмотр, общение, заполнение медкарты и рецептов. Прием у офтальмолога должен занимать 14 минут, лора - 16 минут, а у невропатолога и гинеколога немного больше - до 22 минут. При этом на заполнение бумажной и электронной больничной карты, выписывание рецептов и прочую бюрократическую волокиту медикам стоит тратить не более 35 процентов от времени приема, то есть примерно 5-7 минут, а в оставшееся время уделить внимание пациенту.

Чиновники, которые, как правило, не обращаются в обычные поликлиники и не стоят в общих очередях, считают, что виной всему слабый менеджмент в медицинских организациях, и намерены его компенсировать автоматизированной системой обслуживания. Для начала из очередей исключат лиц, состоящих на диспансерном учете, и тех, кому предоставляются льготные лекарственные средства, а таких в Казахстане насчитывается более двух миллионов. Они вынуждены ежемесячно посещать поликлиники, чтобы получать рецепты. Для упрощения этой системы Министерством здравоохранения и социального развития предлагается изменить схему получения рецептов. Врачи будут выписывать рецепт на льготные лекарства для диспансерных больных с хроническими заболеваниями один раз в квартал. Количество таких пациентов составляет почти 90 процентов от двух миллионов “льготников”. Пилотный проект выдачи льготных лекарств по новой схеме будет запущен в этом году в аптеках, имеющих информационные системы, а в последующем они станут одним из условий при выборе аптеки. При этом вся процедура получения льготных лекарственных средств будет автоматизирована, снизит очереди в организациях ПМСП, уменьшит нагрузку на персонал, а самое главное - сократит бумажный документооборот.

Также, чтобы сократить время, которое врач тратит на заполнение документов, работу по ежедневной писанине передадут среднему медицинскому персоналу, но только в том случае, если это не требует компетенции врача.

В скором времени жители Казахстана смогут через ЦОНы записаться на прием к врачу, а также пройти медосмотр и получить медицинскую справку при устройстве на работу и поступлении в учебное заведение. В случае необходимости проведения дополнительного обследования профильными специалистами граждане смогут в центре обслуживания населения выбрать поликлинику и время приема. Переход к такой услуге будет осуществляться поэтапно по мере готовности информационных систем медицинских организаций.

Ну и, наконец, на каждого пациента заведут электронный паспорт здоровья и на его основе личный кабинет, где каждый сможет получить информацию о собственном здоровье, уведомление о необходимости посетить врача, пройти скрининг или профилактическую процедуру. Такие планы Минздрав намерен воплотить в жизнь до 2020 года. В рамках концепции е-здравоохранения планируется обеспечить все больницы и поликлиники страны доступом к интернету. В этом случае любой врач, к которому обратится пациент, сможет иметь полные данные о его заболеваниях, что сократит время на прием и, как следствие, очереди. Электронный паспорт позволит хранить данные о здоровье человека на отдельных серверах на протяжении всей его жизни. Чиновники уверяют, что доступ к этой информации будет защищен.

Однако загвоздка при переходе на новую систему все-таки есть: врачам сегодня в среднем около 40-45 лет, коллектив неохотно омолаживается за счет новых кадров и не очень дружит с “электронкой”. Поэтому есть опасения, что, заполняя бумажную и электронную карту, он будет тратить еще больше времени на бюрократическую волокиту, удлиняя очереди за дверью.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру