Утилизация автохлама в конечном счете – головная боль рядовых граждан

Утилизация стала темой номер один в сегодняшней общественной дискуссии

Автолюбители Казахстана продолжают бурно обсуждать введение на территории страны утилизационного сбора на импортные и отечественные автомобили, а также запасные части к ним. Как говорят власть предержащие, эта мера непременно улучшит нашу жизнь.

Утилизация стала темой номер один в сегодняшней общественной дискуссии

Простое совпадение, не более того

Вначале небольшое отступление о законах бытия в некоторых странах постсоветского пространства, в которых в период предвыборной страды власть и бизнес наиболее остро ощущают потребность друг в друге. И, безусловно, друг другу помогают.

В руках власти, собственно, прерогатива принятия решений, необходимая бизнесу для отстаивания своих интересов. А у бизнеса — деньги, необходимые на избирательную кампанию. В результате нехитрого альянса в этих странах создается основанный на взаимовыручке тандем, корректирующий власть и контролирующий денежные потоки.

Причем тандемов таких может быть несколько. Иногда их грубо и безосновательно называют мафиями. К примеру, земельная мафия, строительная, коммунально-тарифная, медико-фармацевтическая, зерновая, угольная и т.д. Таким образом, одни получают депутатские места, а другие — гарантии своего благополучия.

Есть ли в Казахстане подобные «козаностры», доподлинно неизвестно. Но слухи ходят разные. И особенно они усиливаются после нововведений вроде тех, что появились у нас в стране, едва стихли новогодние фейерверки.

Как мы уже писали, с 1 января 2016 года в Республике Казахстан начал действовать принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) (РОП). Заключается сей принцип в том, что импортеры транспортных средств, отечественные автопроизводители и граждане, купившие авто за рубежом, обязаны теперь оплачивать утилизационный сбор в размере 50 МРП, помноженных на коэффициент, который, надо полагать, зависит от рабочего объема двигателя.

Официальные лица говорят, что это поможет нам избавиться от автохлама, ввезенного в страну преимущественно в девяностые годы прошлого века, которого, по официальным подсчетам, 66 процентов от общего количества зарегистрированных автомобилей. Кроме того, позволит устранить негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения выброшенных расходных материалов, а также очистить грунтовые воды от пленки, образованной отработанными автомобильными маслами.

Дескать, шаг этот, помимо всего прочего поспособствует не только омоложению автопарка страны, но и улучшению экологической ситуации, повышению безопасности на дорогах. Ну и, разумеется, помимо всего прочего обязательно повысит инвестиционную привлекательность родной автомобильной промышленности. Словом, все это продиктовано исключительно заботой о нас и нашем физическом самочувствии. Правда, за счет самочувствия социального. Ну да ладно. Уж не впервой.

А кто такой этот «РОП»?

Только вот у «рядового автолюбителя» возникли вопросы. Он ведь, рядовой, все помнит. Например, то, как во время девальвации национальной валюты в соседней стране там на порядок подешевели товары народного потребления и автомобили. И все это стало активно покупаться и завозиться к нам нашими гражданами. Помнит, как заплакали после этого воротилы отечественного автобизнеса, жалуясь на снижение объемов продаж. А тут еще и девальвация. А кредиты на покупку автомобилей выдавались в тенге.

А потом вдруг появился этот утилизационный сбор. Уж не знаем всех деталей того, как и при каких условиях в недрах властных кабинетов рождалось это, безусловно, выдающееся решение. Но родилось оно аккурат в преддверии предвыборной кампании. Что называется, по законам жанра. Хотя, возможно, это просто совпадение.

Второй вопрос связан с тем, что ставки по платежам в рамках сбора определял некий оператор РОП. И что деньги нужно будет перечислять не напрямую в бюджет государства, а на счет этого самого оператора РОП. Таких операторов ведь в разные времена у нас было немало. А потому появление очередного у многих вызвало легкую ухмылку.

Не расстающиеся в последние годы с калькулятором люди подсчитали, что после всего этого стоимость новых автомобилей в Казахстане «подпрыгнет» в среднем на 50 процентов. Хотя один из представителей комитета индустриального развития и промышленной безопасности еще недавно уверял, что ставки сбора установлены исходя из принципа максимально эффективного омоложения автопарка. И в результате этого конечная стоимость автомобиля для рядового покупателя не только не вырастет, но и понизится.

К примеру, цена самого популярного в народе автомобиля старше пяти лет и рабочим объемом двигателя 2,4 кубических метра после нововведения упадет с 20 551 до 15 570 долларов. Но как это возможно при том, что купивший такое авто обязан уплатить 50 МРП, помноженные на коэффициент?

Уж не для расширения ли ввоза подержанных автомобилей из-за рубежа в таком случае введен этот утилизационный сбор?

Хорошо. Предположим, что так оно и есть. Но существуют другие немаловажные моменты. Такие, как запасные части, например. Согласно новому решению, утилизационный сбор за шины составляет 37 тенге за килограмм. За аккумуляторы — 147 тенге за килограмм. Утилизация моторных масел обойдется в 29 тенге за килограмм. А антифризов и тормозных жидкостей — 10 тенге за килограмм. А теперь — внимание, вопрос: насколько все это подорожает для конечного потребителя?

Официальные лица объясняют все это нашим вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО), в результате чего общий размер налогов на импорт в этом году снизится с 30-35 процентов до 19 процентов, а к 2020 году составит 15 процентов. Это, мол, непременно приведет к наплыву автомобилей из-за рубежа на внутренний рынок и изрядно навредит отечественному автопрому. Якобы в таких условиях введение сбора за первичную регистрацию является мерой, которая позволит вернуть пошлины на прежний уровень.

Но зачем же тогда, позвольте спросить, мы вступали в ВТО, участие в которой предполагает упрощение взаимной торговли? Какой смысл в устранении одних барьеров для того, чтобы ставить другие?

А кроме этого, автолюбителя интересует вопрос, почему автомобили одних и тех же марок, производимые в соседней стране или завезенные в нее, получаются дешевле тех, что производятся у нас или завозятся к нам? И почему вместо того, чтобы честно конкурировать в условиях ВТО, снижая цены, как это делает весь цивилизованный мир, наш автобизнес лоббирует выставление новых барьеров взамен упраздненных старых? Кто скрывается за вывеской «Оператор РОП»? И на самом ли деле собираемые средства пойдут на улучшение экологической обстановки в стране?

Сегодня производители несут ответственность перед потребителями за качество товаров и продукции, говорят официальные лица. Однако их ответственность за утилизацию отходов, образованных после их потребления или эксплуатации, не преду-смотрена.

Поэтому, дескать, и ввели принцип расширения ответственности производителей, который заключается в участии производителей в сборе отходов, образованных после потребления или эксплуатации товаров, продукции и их упаковки, а также переработке, утилизации или повторном использовании. И в рамках новой нормы автопроизводители законодательно будут обязаны утилизировать старые транспортные средства. Они станут либо сами это делать, либо финансировать утилизацию за счет средств специального фонда, подконтрольного бизнес-сообществу.

И последнее: за чей же счет банкет?

По замыслу разработчиков проекта, часть хлама будет перерабатываться на существующих заводах в Астане, Талдыкоргане, Павлодаре, в Карагандинской, Кызылординской областях. И для создания системы утилизации транспортных средств и переработки твердо-бытовых отходов будет использоваться опыт передовых в этой области стран, таких как США, Германия, Швейцария.

То, чей передовой опыт будет использоваться, нас волнует как-то не особо. А вот за чей счет — дело другое.

Было бы замечательно и действительно выглядело бы как забота о нас с вами с использованием какого угодно опыта, если бы производитель выделял деньги на утилизацию хлама из собственной прибыли. Или, скажем, это делалось бы за счет снижения налога. Но разве у нас так бывает?

Производитель ведь не дурак. Да и государство — тоже. Его дело обязать производителя. А тот, в свою очередь, возьмет под козырек и обязательно включит эти затраты в стоимость продукта. И вся забота о нас будет за наш же счет.

К тому же официальные лица говорят, что, когда будет создана соответствующая инфраструктура и система утилизации заработает на всю катушку, утилизационный сбор будет включен в стоимость всех остальных товаров народного потребления. Это означает, что в недалеком будущем неизбежно подорожают стиральные машины, микроволновые печи, телевизоры и все остальное. А еще и продукты питания, поскольку упаковка от них тоже будет требовать утилизации.

При этом они же (официальные лица) заявляют, что все это сделано с учетом предложений бизнес-сообщества и в интересах потребителя. Но, скажите, когда и где интересы бизнесменов и потребителей совпадали?

Эта новость сегодня является одной и самых популярных на всех «дискуссионных площадках», включая социальные сети. Обсуждая новую законодательную меру, автолюбители всей страны делятся мнениями, некоторые из которых весьма интересны.

К примеру, то, что в результате наблюдаемых потрясений на валютных рынках и всеобщего экономического кризиса отечественный автобизнес оказался в опасности. Не при смерти, конечно, но все же. А привыкший жить на широкую ногу казахстанский автобизнесмен не желает уменьшать ее широту. И мы, простые смертные, не должны этого допустить и обязаны, так сказать…

Мы ведь за отечественный бизнес горой? В случае чего сами перейдем на режим жесткой экономии, но ему экономить не позволим. И все выдержим. И девальвацию, и утилизационный сбор, и все, что угодно. Другого-то выбора у нас все равно нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру